Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИ НАПРАВЛЕНИЙ
1.1 Характеристика понятия психологического здоровья
Понятие "психологическое благополучие" инкорпорирует в себя сущности психологии здоровья и психологии личности, являясь ключевыми элементами для эволюции психологии как дисциплины. Здоровье персоны - это не только отсутствие заболеваний или физических дефектов, но и полное гармоничное состояние в физическом, психическом и социальном плане.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье представляет собой состояние, способствующее наиболее полному развитию физических, умственных и эмоциональных аспектов личности.
Из исторической перспективы, внимание к проблематике психологического здоровья представляется вполне логичным. Для подтверждения этой идеи достаточно рассмотреть развитие психологической науки и изменения в подходах к норме в психологии. Первый этап формирования современной психологии называется классическим. На этом этапе основным объектом изучения была психика как характеристика сложноорганизованной живой материи, исследования проводились на психических процессах в живой природе, а основой познания были причинно-следственные модели.
Психология развивалась по образцу естественных наук. Следующий этап, называемый неклассическим, характеризовался появлением гуманитарного подхода к изучению "психики человека", попытками преодоления феноменологии психического и переходом к изучению феноменов человеческой реальности. Заслуги за начало этого этапа принадлежат З. Фрейду.
Конструктивное изучение психологического здоровья было инициировано З. Фрейдом, который многие болезненные заболевания интерпретировал как современные внутриличностные мнения.
Термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, она понимает это понятие душевного здоровья применительно ко всему человеку и финансирует его в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
З. Фрейд утверждает, что психологическое здоровье — это любовь и труд: способность эффективно работать и поддерживать межличностные дружеские отношения.
Гуманитарное осмысление проблемы психологического здоровья было затронуто психологом К. Роджерсом, который предложил пять признаков психического здоровья: открытость опыту и опыту; экзистенциализм, то есть поддержание полноценного, богатого существования; вера в тело; свобода опыта; креативность.
Карен Хорни интерпретирует психологическое здоровье как проявление врожденного потенциала, осуществление своего предназначения, избегание чувства отчуждения и отдаленности от окружающих, а также уважение к себе.
Фридрих Перлз видит психологическое здоровье как эволюцию личности через расширение зон самосознания и достижение зрелости путем перехода от зависимости от других к внутреннему равновесию и гармонии с собой и окружающей средой через осознание личных потребностей. Он также рассматривает его как самостоятельность и способность к саморегуляции.
Проблема психологического здоровья человека рассматривается в исследованиях российских учёных с начала XX века. Бехтерев создал тему психологического здоровья в самом начале своего творчества. Анкилозирующий спондилит значительно опередил время подобных мыслей в современной гуманистической психологии с точки зрения требований формирования здоровой личности и главной роли социального начала в жизнедеятельности человека.
В конце XX - начале XXI века стали заметны различия между терминами "психическое" и "психологическое" здоровье. И.В. Дубровина ввела понятие "психологическое здоровье" и указала на различия между ним и психическим здоровьем. Психическое здоровье связано с отдельными психическими процессами и механизмами, в то время как психологическое здоровье описывает личность в целом и связано с выражением человеческого духа.
Психология здоровья изучает психологические аспекты здоровья, методы его сохранения, укрепления и развития. Эта наука включает в себя практику сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни. Основной объект исследования – «здоровый» или «больной» человек.
Психологическое здоровье представляет собой состояние внутреннего благополучия, в котором человек способен реализовывать свои потенциалы, эффективно преодолевать жизненные трудности, проявлять продуктивность в работе и взаимодействии с окружающим миром. Оно также отражает уровень развития волевых, эмоциональных, когнитивных и мотивационных аспектов жизни. При обсуждении психических расстройств важно учитывать понятия нормы, акцентуации и патологии в клинической психологии:
Норма означает отсутствие явных симптомов расстройства.
Акцентуация представляет собой выраженные черты характера, выходящие за пределы обычной нормы, но не являющиеся патологическими.
Патология определяется как нарушения в психических процессах, приводящие к постоянному душевному дискомфорту и нарушению нормального функционирования или социально неприемлемому поведению.
А. Маслоу высказывал мнение о психологическом здоровье, отмечая, что оно не только приносит человеку ощущение благополучия, но и само по себе является правильным, истинным и реальным.[12]
Психологическое здоровье превосходит болезнь, так как оно способствует более глубокому пониманию истины. Недостаток психологического здоровья не только подавляет человека, но также может рассматриваться как форма ограниченности, когнитивных нарушений, а также моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье всегда означает потерю способности к активности и самореализации.
1.2 Описание студенческого возраста
Период студенчества является важным этапом развития личности. Если рассматривать студенческий возраст как определенную возрастную группу, то он представляет собой переход от "созревания" к "зрелости". Студенческий возраст определяется как поздняя юность или ранняя взрослая жизнь и охватывает период от 18 до 25 лет.
Отечественные психологи единодушно согласны в том, что период студенческого возраста является временем активного формирования личности, внутреннего стержня, предвидения своего места в мире и стратегирования будущего. В этот же период происходит увеличение уровня самосознания и самоуважения в процессе познания как внешнего мира, так и самого себя.
Советский психолог Л.С. Выготский первым исключил юношеский возраст из детских периодов, четко разграничив детство и взрослость. Он отметил, что возраст от 18 до 25 лет скорее является начальным звеном в цепи взрослых возрастов, нежели завершающим этапом в детском развитии, назвав юность "началом зрелой жизни".
Советский психолог и ученый Борис Герасимович Ананьев впервые обратил внимание на студенчество как на особую социально-психологическую и возрастную категорию. [4] Он выделил две ключевые фазы в студенческом (юношеском) возрасте: первая на грани с детством (17-18 лет) и вторая на грани с взрослостью. Первая фаза была определена как "ранняя юность" и характеризовалась неопределенностью молодого человека в обществе, когда он понимал, что уже не ребенок, но еще не взрослый. Вторая фаза, юность, представляла собой начало зрелости. По мнению Ананьева, юношеский возраст является чувствительным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Онтогенетическое развитие, согласно Б.Г. Ананьеву, характеризуется прогрессом в развитии большинства психических процессов и происходит в возрастном диапазоне от 24 до 27 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова, Н. П. Здоровью необходимо учить / Н. П. Абаскалова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. - Новосибирск: НГПУ, 1999, - С. 9-11.
2. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» : монография / Н. П. Абаскалова. – Новосибирск : НГПУ, 2001. - 316 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова— Славская. — М., 1973 — 288 с.
4. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. — 1974, 280 с.
5. Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. - СПб.: Питер, 2018. - 112 c.
6. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
7. Выготский, Л.С. Психология/ С.Л. Выготский — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008с.
8. Забелина, А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Концепт. – 2013. – № 09 – URL: http://e-koncept.ru/2013/13175.htm.
9. Забелина, А.В. Самоактуализация личности будущих учителей как условие поддержания психического здоровья школьников в системе инклюзивного образования // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – С.62-67.
10. Кайгородова, Н. З. Психологические факторы риска здоровья молодых жителей Алтайского края / Н. З. Кайгородова, Л. Д. Демина // Сибирский педагогический журнал. 2012. - № 9. - С. 73-77.
11. Лепихина, Т. Л., Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение / Т.Л. Лепехина, А.В. Пепеляева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. - № 48. - С. 25-36.
12. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу // СПб. : Евразия, 1999.
13. Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий — 2-е изд. — Москва : 2024. — 152 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Юрайт — URL: https://urait.ru/bcode/538903 (дата обращения: 19.03.2024).
14. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды / Под ред. Н.М. Сараева. - М.: Ленанд, 2013. - 552 c.
15. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс // М. : Прогресс, 1994.
16. Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл // М. : Прогресс, 1990.
17. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М : Гардинки, 2005 — 349 с.