Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема суицидального поведения подростков стоит особенно остро в современном обществе. Согласно Всемирной организации здравоохранения, суицид входит в число основных причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. Это указывает на критическую необходимость разработки и внедрения эффективных методов профилактики, в том числе с использованием технологий социального проектирования.
Суицидальное поведение подростков не является монолитным явлением, а представляет собой результат взаимодействия множества факторов. К ним относятся психологические (личностные особенности, наличие психических расстройств), социальные (семейная обстановка, взаимоотношения с ровесниками) и культурно-исторические аспекты. Подходы к профилактике суицидального поведения должны быть комплексными и включать как непосредственно работу с подростком, так и с его социальным окружением.
Технологии социального проектирования, включающие планирование, разработку и внедрение социальных проектов и программ, представляют собой одно из наиболее перспективных направлений в профилактике суицидального поведения. Они позволяют не только адресовать непосредственно факторы риска, но и создавать условия для повышения устойчивости подростков к стрессовым ситуациям, развития навыков преодоления трудностей, формирования адекватной самооценки и позитивного восприятия себя и окружающего мира.
Важность применения технологий социального проектирования в профилактике суицидального поведения обусловлена их гибкостью и адаптивностью. Такие технологии позволяют разрабатывать проекты, учитывающие конкретные особенности целевой аудитории, культурные, социальные и экономические контексты. Это обеспечивает высокую эффективность вмешательств и способствует их устойчивости и долгосрочному воздействию.
К сожалению, в России и многих других странах система профилактики суицидального поведения среди подростков еще не достаточно развита, а существующие программы не всегда опираются на современные научные данные и лучшие практики. В этом контексте разработка и внедрение новых социальных проектов, основанных на принципах социального проектирования, приобретает особую актуальность.
В последние десятилетия социальное проектирование в российской и мировой практике социальной работы приобрело статус важнейшего инструмента решения широкого спектра социальных проблем. Особенно актуальным оно становится в контексте работы с подростками, склонными к суицидальному поведению, учитывая рост статистики суицидальных действий среди молодежи в многих странах мира. Это обусловлено как изменением социокультурной ситуации в обществе, так и повышением уровня психологических и социальных проблем в подростковом возрасте. Таким образом, актуализируется необходимость разработки и внедрения эффективных технологий социального проектирования, способных оказать профилактическое и коррекционное воздействие на данную категорию подростков.
Суицидальное поведение подростков является сложным многофакторным явлением, которое включает в себя не только акты самоубийства, но и различные формы поведения, свидетельствующие о наличии у подростка мыслей, планов или намерений прекратить собственную жизнь. Согласно исследованиям, основными факторами, влияющими на формирование суицидального поведения, являются психологические (например, низкая самооценка, депрессивные состояния), социальные (например, проблемы в семье, школе, неадекватные формы взаимодействия со сверстниками) и биологические (например, генетическая предрасположенность, нарушения нейротрансмиттерного обмена).
Эффективность технологий социального проектирования в работе с данной категорией подростков подтверждается множеством исследований, которые указывают на возможность снижения уровня суицидального риска путем реализации комплексных программ, направленных на формирование у подростков навыков справления со стрессом, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и поддержку социальных связей. Кроме того, значительное внимание уделяется работе с семьей подростка, поскольку семейная среда играет ключевую роль в формировании его психоэмоционального статуса.
Объект исследования: технология социального проектирования в решении проблем профилактики суицидального поведения у подростков
Предмет исследования: значение технологии социального проектирования в решении проблем профилактики суицидального поведения у подростков
Цель исследования: изучить значение технологии социального проектирования в решении проблем профилактики суицидального поведения у подростков
Задачи исследования:
1. Изучить основные социальные проблемы суицидального поведения у подростков
2. Рассмотреть значение технологии социального проектирования в решении проблем профилактики суицидального поведения у подростков
3. Разработать социальный проект "Суицид в подростковой среде" на базе МБОУ СОШ №81
4. Предложить рекомендации для специалистов социальной организации по внедрению социального проекта "Суицид в подростковой среде"
Методы исследования:
1. Анализ современной литературы по изучаемой литературе
2. Метод социального проектирования
База исследования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №81" в городе Н. Тагиле
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Основные социальные проблемы суицидального поведения подростков
В контексте изучения суицидального поведения подростков особое значение приобретает анализ факторов семейного взаимодействия, включая конфликты, недопонимание и отсутствие поддержки.
Семейные конфликты, обусловленные различными причинами, от неверных методов воспитания до экономических и социальных проблем, часто становятся источником стресса для подростка. Продолжительный стресс, в свою очередь, может привести к развитию депрессивных состояний, снижению самооценки и появлению мыслей о самоубийстве. Отсутствие открытого диалога и взаимопонимания в семье лишает подростка возможности получить необходимую психологическую поддержку, что усиливает его ощущение одиночества и изоляции.
Важность семейной поддержки в профилактике суицидального поведения трудно переоценить. Эмоциональная теплота, понимание, акцептация и внимание к переживаниям подростка способствуют формированию у него устойчивости к жизненным трудностям [1, с. 50]. В то же время, критика, непонимание, жесткость в общении и невнимание к потребностям и чувствам подростка могут привести к обратному эффекту, повышая риск развития суицидальных намерений.
Исследования показывают, что подростки, живущие в семьях, где преобладают конфликты и недопонимание, чаще испытывают чувство безнадежности и одиночества. Эти чувства могут стать катализатором для развития депрессивных расстройств и мыслей о самоубийстве. Кроме того, моделирование взаимоотношений, основанных на конфликтах и агрессии, может привести к формированию у подростка деструктивных форм поведения, включая агрессию по отношению к себе.
Вмешательство специалистов в ситуацию недопонимания и конфликтов в семье может оказать значительное влияние на снижение риска суицидального поведения подростков. Работа с семьей должна направляться на улучшение коммуникации, разрешение конфликтов, укрепление эмоциональных связей и формирование адекватных стратегий воспитания. Особое внимание следует уделять повышению осведомленности родителей о проявлениях депрессии и суицидального поведения у подростков, а также о важности своевременного обращения за профессиональной помощью.
Семейные факторы занимают центральное место в комплексе причин, определяющих риск развития суицидального поведения у подростков. Учитывая это, ключевым аспектом профилактики является создание в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей открытому общению и пониманию [2, с. 155]. Семьи, в которых поддерживаются теплые, доверительные отношения, способны оказывать эффективную поддержку подростку в периоды кризиса, снижая тем самым вероятность развития деструктивного поведения.
Необходимость активного включения родителей в процесс профилактики и лечения депрессии и суицидальных тенденций у подростков подчеркивается во многих исследованиях. Родители должны быть обучены умению замечать признаки психологических проблем у своих детей, уметь адекватно реагировать на них и обращаться за профессиональной помощью, когда это необходимо. Важно также научить их стратегиям снижения стресса и конфликтов в семье, что является профилактикой не только суицидального поведения, но и широкого спектра других психологических проблем.
Профилактические программы, направленные на укрепление семейных отношений и повышение психологической грамотности родителей, должны стать неотъемлемой частью общественной и образовательной политики. Такие программы могут включать семинары и тренинги по вопросам воспитания, методам решения конфликтов, основам психологии подростка и стратегиям предотвращения суицидального поведения. Помимо работы с родителями, важно организовать поддержку для самих подростков, предоставляя им доступ к психологической помощи и ресурсам самопомощи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Паатова Мария Эдуардовна, Тимонова Ольга Сергеевна, Демкина Елена Владимировна, Шебанец Елена Юрьевна. "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ" Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, no. 3 (303), 2022, pp. 48-58.
2. Руденко Екатерина Сергеевна. "ФОРМЫ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ" Научный результат. Педагогика и психология образования, vol. 8, no. 2, 2022, pp. 148-161.
3. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения. В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. М., 1989. С.8-24.
4. Бехтерев В.М. О причинах самоубийства и о возможной борьбе с ним. СПб.: Творчество художественной Печати. 1912. 24 с.
5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения). М.: Академия. 2006. 288 с.
6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. Санкт-Петербург: Питер. 2017. С. 352-358.
7. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения. Самара. 2000. С. 38-45.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социальнопсихологические и психиатрические аспекты. М., 1988. 207 с.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 256 с.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). СПб.: Речь. 2013. 251 с.
11. Реан А. А. Психология подростка. М.: СПб., 2007. С. 480.
12. Полякова В.В. Профилактика детских суицидов и их связь с семейными конфликтами // Материалы Всероссийской практической конференции «Наука и социум». Тюмень. 2017. №1. С.113-116.
13. Auerbach, R.P. et al. World Mental Health Surveys International College Student Project: prevalence distribution of mental disorders. J. Abnorm. Psychol. 2018. Vol. 127. P. 623-638.
14. Easterlin R.A. Birth fortune. New York: Basic Books, 1980. Freeman D.G. Determinants of youth suicide: The easterlin-holinger cohort hypothesis re-examined // American Journal of Economics Sociology. 1998. Vol. 57. No. 2. P. 183-199.
15. Freud, S. Schlusswort der Selbstmord-Diskussion // Gesammelte Werke, Achte Auflage.Frankfurt am Main, 1990. Bd. 8. S. 64.
16. Girard C. Age, gender suicide: A crossnational analysis // American Sociological Review. 1993. Vol. 58. No. 4. P. 553-574.
17. Maris R.W. Suicide // Lancet. 2002. Vol. 360. P. 319-326.
18. Murthy R.S. The World health report 2001: mental health: new understanding, new hope. Geneva: World Health Organization, 2001. 186 pp.