Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия особую остроту приобрела проблема аддиктивного поведения среди молодежи, связанного с употреблением различных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.
Отсутствие специальных знаний и навыков ведения здорового образа жизни, а также своевременных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослого населения - родителей, педагогов - не позволяют им оказывать эффективную воспитательную деятельность, психологическую и социальную поддержку.
Быстрый рост числа детей и подростков с аддиктивным поведением и большая социальная значимость проблемы характеризуют изучение этой проблемы как одного из центральных вопросов современной психолого-педагогической литературы.
Современное общество стремится к сильным, здоровым и образованным молодым людям, имеющим цели в жизни и способным их достичь. Но поскольку многие люди сегодня сталкиваются с весьма разнообразными трудностями, это очень часто приводит их к агрессии, разочарованию и острой необходимости выхода из этих ситуаций.
Каждый здравомыслящий молодой человек стремится к благоприятной повседневной деятельности и материальному благополучию, но в повседневной жизни по разным причинам не каждый может достичь такого положения.
Чтобы как-то пережить «черную полосу» в своей жизни или негативное состояние, молодые люди используют всевозможные способы хоть как-то расслабиться.
В одних случаях используются чисто внутренние ресурсы: отдых, работа, спорт, а в других случаях используются исключительно внешние ресурсы: ежедневная поддержка со стороны семьи, друзей или близкого человека.
Объект исследования- аддиктивное поведение молодежи
Предмет исследования- социально-психологические факторы развития аддиктивного поведения у молодежи
Цель исследования- изучить социально-психологические факторы развития аддиктивного поведения у молодежи
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность аддиктивного поведения
- определить Формы аддиктивного поведения молодежи
- провести характеристику социально-психологических факторов развития аддиктивного поведения у молодежи
- изучить влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения молодежи
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие и сущность аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения необходимо рассмотреть такие термины, как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.
Отсутствие зависимости предполагает соответствие личности представлениям о поведенческих нормах. Норма (по К. К. Платонову) — явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создания оптимальных условий существования с которой эти нормы взаимодействуют и, отражая ее, формируют ее.
Поведенческая патология (по П. Б. Ганнушкину) предполагает наличие в поведении человека таких признаков, как склонность к дезадаптации, тотальности, устойчивости.
Под склонностью к дезадаптации понимается наличие моделей поведения, не способствующих полной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности; взаимодействия с окружающими людьми, конфронтация или конфронтация с реальностью, социально-психологическая изоляция.
Признак тотальности указывает на то, что патологические стереотипы поведения способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств.
Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими факторами, а также основываться на патологии характера, сформировавшейся в процессе социализации.
Девиантное поведение человека можно определить как систему индивидуальных действий или поступков, противоречащих принятым социальным нормам и проявляющихся в виде дисбаланса психических процессов, дезадаптации, нарушения процесса самореализации или в виде бегства от морально-эстетический контроль над своим поведением.
Аддиктивное поведение (от англ. аддикция — вредная и порочная склонность) — одна из форм деструктивного и девиантного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от действительности путем изменения своего психического состояния.
Наличие аддиктивного поведения свидетельствует о нарушении адаптации к изменившимся условиям микро- и макросреды. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и сигала, характеризуется желанием уйти от реальности путем изменения своего психического состояния.
Определение аддиктивного поведения касается всех его форм. Убежать от реальности путем изменения своего психического состояния можно разными способами.
В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменить свое психическое состояние, которое его в данный момент не устраивает. Для достижения этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, которые становятся привычками и стереотипами.
Проблема зависимости начинается тогда, когда желание уйти от реальности в сочетании с изменением психического состояния начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, захватывающей жизнь, ведущей к отрыву от реальности.
Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важные для него проблемы, но и останавливается в своем духовном развитии.
Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает безопасным и успокаивающим. Тяжелые жизненные события у человека, у которого нет ни сил, ни возможности преодолевать трудности, вызывают нестерпимую жажду их мгновенного устранения или немедленного счастья.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. -М.: "Нолидж", 2020
2. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 2022.
3. Власовских Р.В., Детков Д.В., Ойхер Д.Я., Савинова Т.Л., Ретюнский К.Ю. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних: Учебно - методическое пособие для врачей - педиатров. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета. 2019
4. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум. - М.,РФ, 2021,УНП ООН
5. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. - М.,РФ, 2018
6. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе. // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М. - 2021.
7. Здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) /отв. ред. Б.М. Левин. - М.: ИС РАН, 2020
8. Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения, 2022