Фрагмент для ознакомления
2
Раздел I Теоретические аспекты выразительного чтения художественных текстов
1.1. Понятие выразительного чтения и критерии оценки
Выразительное чтение – это умение передавать эмоции, смысл и образы, заключенные в тексте, через голос и интонацию. Оно позволяет создать неповторимую атмосферу и увлечь слушателей, позволяя им более глубоко погрузиться в мир произведения.
Основная идея выразительного чтения заключается в том, чтобы передать не только смысл слов, но и их эмоциональную окраску. При этом необходимо уметь использовать различные интонации, паузы и изменения голоса для создания эффектов и передачи особенностей каждого персонажа или ситуации.
Выразительное чтение необходимо не только для актеров и чтецов, но и для любого человека, который хочет увлечь своей речью и вызывать положительные эмоции у слушателей. Оно способствует развитию коммуникативных навыков, улучшению речи и выражения мыслей [12].
Важными аспектами выразительного чтения являются правильное дыхание и акцентирование важных моментов. Для этого необходимо уметь контролировать свое дыхание и использовать его как инструмент для подчеркивания смысла и эмоций. Правильно расставленные акценты помогут слушателям лучше воспринимать информацию и уловить нюансы произведения [19].
Одной из важных задач выразительного чтения является передача стиля и настроения текста. При этом необходимо уметь адаптировать свое чтение под каждое произведение, соблюдая сценические нормы и требования текста. В зависимости от жанра и контекста, выразительность может быть разной – от комической идиллии до трогательных элегий.
Также важно учитывать аудиторию и особенности каждого слушателя. Выразительное чтение должно быть понятным и доступным для разного возрастного и социального контингента. При чтении произведения для детей, например, необходимо использовать яркие и живые интонации, а для взрослой аудитории – подобрать стиль, отражающий особенности текста.
Таким образом, выразительное чтение – это неотъемлемая часть искусства слова. Оно позволяет передать эмоции, создать атмосферу и увлечь слушателей. Живые интонации, правильное дыхание и акцентирование позволяют полноценно передать смысл и эмоции текста. Выразительное чтение способствует развитию коммуникативных навыков и улучшению речевых способностей, делая наше общение более живым и выразительным [7].
Характеристики качественного и выразительного чтения:
1. Умение правильно использовать паузы и логические ударения, чтобы передать идеи и замысел автора.
2. Способность передавать интонации, отображающие вопросительные, утвердительные высказывания и эмоциональное настроение.
3. Четкое и ясное произношение, хорошая дикция, достаточная громкость и скорость чтения [24].
Выразительность - ключевое требование, предъявляемое к навыкам чтения учеников средней школы. Выразительное чтение подразумевает способность ученика передавать мысли и чувства, заложенные автором в произведении, с ясностью и убедительностью. Это включает в себя следующие аспекты:
1. Раскрытие характерных особенностей персонажей, описанных в тексте, и создание наглядных образов и сюжетных картин.
2. Показ отношения автора к событиям и поступкам героев произведения.
3. Передачу основной эмоциональной окраски произведения.
Выразительное чтение учителя оказывает значительное влияние на учеников. Чем более выразительно преподаватель читает, тем глубже и продолжительнее впечатление остается у молодых слушателей, и тем больше усилий они приложат для дальнейшего анализа и понимания произведения.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является осознанное восприятие текста учениками. Натуральная и правильная выразительность может быть достигнута только через внимательное чтение и глубокий анализ образов в произведении. Это не означает, что обсуждение и обобщение происходят без учета этого аспекта чтения.
Требования к чтению учителя и ученика не могут быть такими же, как к художественному чтению актера, который обладает специально разработанным голосом и другими выразительными средствами, а также проводит продолжительную подготовку к чтению [17].
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение произносить печатный текст, что предполагает осознание идеи произведения и формирование собственного отношения к прочитанному. Для успешного развития ребенка и его вовлечения в культурную традицию, литературный мир, а также для достижения хороших результатов в школе и эффективной ориентации в информационном потоке, важно помнить о значимости навыка чтения [3].
В методике выделяются четыре важных качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность понимается как связное чтение без искажений, способное сохранять смысл текста.
Беглость связана со скоростью чтения, которая определяет степень понимания прочитанного. Эта скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно - количество слов в минуту).
Сознательность чтения, в свою очередь, относится к пониманию намерений автора, осознанию использованных им художественных средств и пониманию собственной реакции на текст.
Выразительность, наконец, связана с способностью передать главную мысль произведения и выразить свое отношение к нему с помощью устной речи. Для достижения выразительности учитель должен убедиться, что ученик понял основное содержание текста [11].
Все эти качества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без правильной озвучки слов невозможно понять отдельные части текста, без понимания каждого слова нельзя понять связь между ними, а без понимания общего смысла текста не будет возможности оценить его идею. Здесь видно, что правильное чтение и понимание текста являются основой для выразительности. Беглость, как скорость чтения, может также стать средством выразительности при определенных условиях.
Таким образом, подготовка читателя должна включать работу над всеми четырьмя качествами навыка чтения [2].
Существенной особенностью процесса обучения выразительному чтению является способность вникать в идеи и художественный смысл прочитанного.
В повседневной жизни человек говорит о том, что знает, о чем хочет рассказать, определяя свои цели и необходимость высказывания. Его слова отражают его собственные мысли и вызывают определенные эмоции.
В отличие от этого, читающий использует готовый текст, который не является выражением его собственных мыслей.
Поэтому осознание содержания прочитанного и правильное восприятие его значимости напрямую влияют на осознанность и эмоциональность чтения учащихся. Понимание идейного содержания текста и определение собственного отношения к нему позволяют выбрать правильное тонирование чтения.
Одним из основных средств выразительности речи является интонация. Это совокупность звуковых элементов, таких как паузы, ударения, интенсивность речи, темп и ритм, которые определяют содержание и цели высказывания. Обучение учащихся выразительному чтению подразумевает обучение использованию интонационных средств выразительности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Андрюшина И.И., Лебедева Е.Л. Выразительное чтение: учебное пособие. - М.: Прометей. 2021. - 160 с.
2.Антипова А. М. Вопросы теории и методики обучения литературе: Учеб. пособие для вузов. - М.: МПГУ, 2022. - 300 с.
3.Беседа Ю.К. Выразительное чтение: практикум. - М.: Прометей МГПУ им. В.И. Ленина. 2021. - 123 с.
4.Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 2022. - 512 с.
5.Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2022. - 171 с.
6.Васильева О.Ю. Выразительное чтение на уроках литературы в 5 классе как необходимая составляющая гармоничного развития современной личности и образовательного процесса в целом // Альманах современной науки и образования. - 2021. - №2. - С.76-77.
7.Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение. 2021. - 176 с.
8. Коренюк Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. - М.: Дело. 2021. - 140 с.
9.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020. 303 с.
10. Коровяков Д.Д. Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений – СПб.: Н.П. Карбасников, 2020. - 176 с.
11. Кочергина И.А. Выразительное чтение в изучении художественного текста. - М.: «Прометей» МПГУ, 2021. - 136 с.
12. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия. 2021. - 144 с.
13. Майман Р. Р. Выразительное чтение: практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов. - М.: Просвещение. 2022. - 125 с.
14. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. Пособие для учителей нач. и сред. Школы. - М.: Просвещение, 2021. - 263с.
15. Острогорский В.П. Выразительное чтение: Пособие для учащих и учащихся. – М.: Д.И. Тихомиров, 2021. - 127 с.
16. Рыжкова Т.В. Выразительное чтение: практикум. - М.: Академия, 2021. - 272 с.
17.Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М.: Наука. 2022. - 160 с.
18.Сергеева В.А. Работа над подтекстом произведения на основе преемственности при обучении школьников выразительному чтению //Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2023. - №6. - С. 110-114.
19.Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. 5-6 класс. Методическое пособие. - М.: РОСТкнига. 2022. - 96 с.
20.Острогорский В.П. Выразительное чтение: Пособие для учащих и учащихся. - М.: Д.И. Тихомиров, 2021. - 127 с.
21.Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В. Литература. 5 класс. - М.: Просвещение, 2021. - 303 с.
22.Шелестова З.А. основы методики выразительного чтения и рассказывания. - М.: Спутник +. 2020. - 620 с.
23.Шелестова З.А. Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы // Наука и школа. - 2023. - №2. - С. 33-37.
24.Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - Л.: Учпедгиз, 2023. - 412 с.