Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях развития российского общества возрастает внимание к молодежи как основному потенциалу развития общества. Молодые люди наиболее динамичная, мобильная и предприимчивая часть общества, они быстро воспринимают новый опыт во всех сферах жизни, и поэтому государство вынуждено создавать и реализовывать программы работы с молодежью.
Для системного решения проблем молодежи необходима политическая воля руководства страны, лидеров парламентских партий и представителей гражданского общества. Эта деятельность составляет государственную молодежную политику. В то же время в современных условиях находит свое проявление главное противоречие в управлении молодежной политикой: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку подрастающего поколения к самореализации в обществе. Управление молодежной политикой сталкивается с множеством препятствий на всех уровнях социальной организации российского общества, в результате концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике реализация мер в области молодежной политики оказывается неэффективной.
В этом смысле поиск эффективных способов управления молодежной политикой является актуальной задачей для современного российского общества. В то же время это актуальная научная задача, которую практика ставит перед науками об управлении.
Целью работы является изучение государственной молодежной политики, в том числе в отношении безработной молодежи, а также предложение мер по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить сущность государственной молодёжной политики;
- рассмотреть принципы государственной молодёжной политики;
- раскрыть причины возникновения безработицы в молодежной среде;
- выявить особенности трудоустройства молодежи в современной России;
- предложить пути совершенствования государственной молодёжной политики в отношении неработающей молодежи.
Объектом исследования является государственная молодежная политика.
Предметом исследования является специфика реализации молодежной политики, в том числе по отношению к безработной молодежи.
Общая теоретическая и методологическая основа исследования основана на многофакторном подходе к пониманию основ государственной молодежной политики, который позволяет нам подходить к проблемам с разных сторон, принимая во внимание все важные детали. При изучении работы также был задействован широкий методологический арсенал различных научных дисциплин, таких как политология, социология, психология и история.
Теоретической основой работы является широкий спектр фундаментальных исследований российских ученых и периодических изданий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы государственной молодёжной политики
1.1. Сущность государственной молодёжной политики
Комиссия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявила, что население земли, как ожидается, увеличится на пятьдесят процентов до девяти миллиардов к 2050 году. К тому же году половина населения земного шара будет моложе двадцати лет, а 90% молодежи будет проживать в развивающихся странах. Также утверждается, что молодежь станет важным участником мировой экономики и очень важной движущей силой перемен в ближайшем будущем [4, с. 41].
Молодое население быстро растет в развивающихся и слаборазвитых странах. На этом этапе молодежная политика стала приобретать все большее значение. Участие молодых людей, которые рассматриваются в странах как гарантия будущего, в процессах принятия решений и механизмах участия очень важно с точки зрения более эффективного управления страной. Важным недостатком является тот факт, что не проводится серьезная политика в отношении молодежи, которая является наиболее динамичным членом общества и выступает в качестве гарантии будущего страны.
В молодежной политике, помимо образования, трудоустройства и социокультурного развития молодежи, есть еще один вопрос, не менее важный, чем эти, – участие молодежи в политике. Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что вопрос участия молодежи в российской политике в последнее время решается символически и совершенно поверхностно [2, с. 303].
Сегодня государственная молодежная политика в Российской Федерации это деятельность, направленная на расширение полномочий, возможностей для реализации своего потенциала, реализацию системы финансовых, экономических, нормативных, научных, кадровых, организационно-управленческих и образовательных мер, направленных на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эти меры реализуются на основе активного межведомственного взаимодействия с различными государственными органами и отдельными гражданами.
Целями государственной молодежной политики являются обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, ее конкурентоспособности и национальной безопасности, а также укрепление ее позиций на международной арене. В России существуют различные социально-демографические группы, в которые входят люди разного возраста. Особое место среди них занимает молодежь. В настоящее время развитию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Согласно общим правилам, возраст молодых людей колеблется от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях законодательными актами оговаривается до 35 лет и более.
Молодежь – социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными и социальными характеристиками. Для него характерны особые интересы и ценности [8, с. 84]. Программа мероприятий была разработана властями в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами президента, постановлениями правительства и другими нормативно-правовыми актами, изданными в России, с учетом международных соглашений.
Как показывает анализ современных условий, страны, активно работающие с социально активной молодежью, имеют стратегические преимущества. Это основной носитель инновационного потенциала. Являясь наиболее чувствительной и высокомобильной частью населения, российская молодежь всегда поддерживала прогрессивные преобразования и участвовала в их реализации. Ее политические устремления способствовали развитию промышленности и науки, экономическому росту и повышению качества жизни общества. Новые вызовы, связанные с глобальными изменениями на международной арене, качественно новые социально-экономические цели требуют разработки механизмов и задач государственной молодежной политики. Это означает, что воспитательные функции государства, общества и института семьи должны быть усилены в числе приоритетных направлений деятельности государства.
Основы государственной молодежной политики в России стали достаточно ясны. В настоящее время она реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и в муниципалитетах. Потребности и интересы молодежи учитываются при разработке программ социально-экономического развития страны [8, с. 91].
За последние несколько лет правительству удалось обратить вспять некоторые негативные тенденции в обществе и добиться значительного улучшения качества жизни молодого поколения. Значительно снизилась смертность среди молодежи, возросло желание вести здоровый образ жизни, снизились безработица и уровень преступности. Сегодня многие молодые люди становятся специалистами в различных областях, побеждают и удостаиваются наград на международных конкурсах, олимпиадах и творческих состязаниях.
В настоящее время отмечается, что влияние ряда негативных факторов, как внутренних, так и внешних, увеличивает риск усиления угрозы социально-экономического, ценностного характера. Одним из проблемных факторов является разрушительное воздействие знаний на молодежь. Результатом может стать религиозная, национальная нетерпимость, агрессия, которые могут привести к социальной напряженности. Уменьшение численности молодежи, являющееся следствием демографического кризиса последних десятилетий, может оказать системное влияние на экономическое развитие страны, вызывая уменьшение трудовых резервов, убыль населения и т.д. [9, с. 299].
Молодежь России заслуживает того, чтобы получать и реализовывать возможности для построения как своего будущего, так и будущего страны в целом. Важнейшей задачей правительства является продвижение приоритета национальной идентичности среди молодежи, воспитание чувства гордости за свою Родину. Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание необходимых условий для формирования гармоничной, постоянно развивающейся, конкурентоспособной личности, обладающей нравственным стержнем и в то же время быстро адаптирующейся к меняющемуся миру. Главная задача воспитать патриотическое поколение с самостоятельным мышлением, сформировать мировоззрение и профессиональные знания.
Молодые люди должны проявлять высокую культуру, в том числе межнационального общения, умение принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. В связи с этим особенно важна поддержка талантливой молодежи. Правительство и общество должны создать базовые условия, при которых страна сможет в полной мере реализовать себя в социально-экономической, общественно-политической, культурной и других сферах жизни. Развитие индивидуальных качеств должно сопровождаться проявлением высокой социальной активности. Комплекс всех этих факторов определяет важность формирования адекватной государственной молодежной политики.
Это означает, что она должна не только соответствовать современным реалиям, но и учитывать возможные новые политические, социальные, экономические и культурные вызовы. Эффективность государственной молодежной политики проявляется в неуклонном увеличении числа позитивно ориентированной молодежи, работающей над развитием своих личностных и профессиональных качеств, разделяющей национальные и общечеловеческие нравственные ценности, обладающей крепким здоровьем, любящей свою страну и готовой отстаивать свои интересы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Аврамчикова, Н. Т. Эффективное государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Н. Т. Аврамчикова, И. П. Рожнов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 167 с.
3. Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Баталова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 453 с.
4. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 314 с.
5. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 180 с.
6. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 324 с.
7. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 608 с.
8. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 582 с.
9. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 299 с.
10. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 340 с.
11. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 367 с.
12. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 299 с.
13. Перцик, Е. Н. Территориальное планирование: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Перцик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 362 с.
14. Прокофьев, С. Е. Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 695 с.
15. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.]; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 576 с.
16. Рой, О. М. Основы градостроительства и территориального планирования: учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 249 с.
17. Стратегическое управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 259 с.
18. Финансово-правовые основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / И. В. Мишуткин, А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 194 с.
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/