Фрагмент для ознакомления
2
В условиях рыночных отношений локомотивами развитых государств становятся малые предприятия:
- малое предприятие представляет собой коммерческую организацию любой формы собственности с ограниченным числом рабочих мест, а так-же с незначительным объемом выручки;
- предпринимательство представляет собой самостоятельную, осуществляемую на собственный риск деятельность, которая направлена на получение прибыли систематического характера;
- малый бизнес представляет собой вид предпринимательской деятельности, в качестве опоры которого выступает работа небольших пред-приятий (малых).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предприятия малого бизнеса являются неотъемлемой частью современной рыночной экономики, без которых государство и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из важнейших и движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во многих отраслях экономики. По опыту развитых стран, в прошлом малые предприятия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть собственное дело, но в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Цель работы – определить перспективы развития предприятия мало-го бизнеса.
Задачи работы:
- представить понятие и сущность предприятий малого бизнеса;
- рассмотреть значение предприятий малого бизнеса для страны;
- охарактеризовать деятельность малого предприятия;
- оценить показатели деятельности малого предприятия;
- представить перспективы развития малого предприятия.
Объект курсовой работы – АО «ГК «Турист».
Предмет работы – роль предприятий малого бизнеса в экономике России.
Тема курсовой является достаточно разработанной. Теоретической основной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных по вопросам развития малых предприятий. Среди ученых можно назвать Климовских Н.В., Сайфиеву Р.Р., Смирного А.О., Хамидуллина А.Ф., Хоскинга А. и других авторов. Нормативную базу исследования со-ставили: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, регулирующие развитие малого предпринимательства, иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании данных Росстата и прочих сайтов о развитии предпринимательства.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Понятие и сущность предприятий малого бизнеса
На сегодняшний день понятие «предпринимательство» не имеет конкретного и точного объяснения, оно зависит от многих факторов при решении задач практики. Многие понимают предпринимательство как процесс, явление со своими критериями и показателями.
Современное малое предпринимательство выступает в качестве обязательной части общественного производства, имеющего рыночный тип. Всем мировым опытом доказано, что малыми предприятиями занимается определенного рода долю в ВВП развитых государств. На них отводится уже устоявшийся удельный вес занятых в данном секторе граждан страны. Соответствующие уровни указанных показателей являются известными и для государств с развивающимися экономиками (при этом нужно отметить, что они меньше уровня развитых государств). Повышение удельного веса сферы малого предпринимательства в ВВП страны и в совокупном количестве занятого населения страны выступает в качестве критерия про-ведения оценки степени сформированности рыночных отношений в современной экономике. Таким образом происходит проявление объективных закономерностей развития производства в обществе, согласно которым определяется место и значение малого предпринимательства в структуре производства согласно степени развитости рыночных отношений в данном государстве.
Ученым Т.Я. Сильвестровой, Н.В. Александровой, Н.С. Александровым «малое предпринимательство» определяется как социально-экономическая категория, трактуют они ее в качестве особого вида предпринимательской деятельности, основной целью которой выступает получение нужной суммы прибыли и удовлетворение спроса на товары, работы и/или услуги . Предприниматель-собственник при всем этом ведет деятельность на собственный риск и на инновационной основе под его эконмическую ответственность, и стремится рациональным образом использовать имеющиеся у него ресурсы и социально-экономические условия.
А.Ю. Героева определяет «малое предпринимательство» в качестве хозяйственной системы, отмечая при этом, что это сложная, вероятностная, динамическая система, которая охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна быть рассмотрена в различных аспектах. Если рас-сматривать ее с точки зрения материально-производственной, то в качестве ее входа выступают материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информационных сведений, выходом - материально - вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, которые предназначены для целей накопления и возмещения, товаров для экспорта, а вместе с тем отходов производства . В социально-экономическом аспекте в качестве ее входа выступают определенного рода социально-экономические отношения людей в обществе, выхода − воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых устанавливается регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности.
Е.В. Романенко определяет категорию «малое предпринимательство» как отдельно взятый сектор экономики, который занимает определенного рода место в социально-экономическом пространстве, которое представляет собой системное образование специфического характера .
Определения малого и среднего бизнеса различаются во всем остальном мире. В ОЭСР предприятия определяются как «очень малые» с 19 работниками, как «малые» – до 99 человек, как «среднее» – от 100 до 499 человек, как «крупные» – более 500. В странах критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу отличаются. Так, например, размер капитала и объем продаж являются показателями в Великобритании, Италии, Японии, форма собственности – в Венгрии, немонополистическое положение на рынке – в США, независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре – в Японии .
Легального характера определение субъекта малого и среднего бизнеса в России представлено в ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О раз-витии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если базироваться на данном законодательном акте, то субъекты малого бизнеса являются субъектами экономики (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые отнесены согласно условиям, определенным в законе №209-ФЗ, к малым предприятиям, включая и микро-предприятия, и средние предприятия .
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2023 году - общие и дополнительные.
Критерии, являющиеся общими для всех :
1. Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий - 15 человек;
- для малых предприятий - 16–100 человек;
- для средних предприятий - 101–250 человек.
2. Сумма доходов за год согласно правилам налогового учёта не должна быть выше:
- 120 млн. руб. - для микропредприятий;
- 800 млн. руб. - для малых предприятий;
2 млрд. руб. - для средних предприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 12.12.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
2. Аллахвердиев, А.А. Основы и пути развития малого и среднего предпринимательства для повышения макроэкономики региона / А.А. Аллахвердиев, В.В. Сороченко // Вестник Университета мировых цивилизаций. – 2023. – Т.14. - №3. – С.50-56.
3. Аннамухаммедова, М.Я. Совершенствование сферы услуг в малом и среднем предпринимательстве / М.Я. Аннамухаммедова // Молодой ученый. – 2023. - №9. – С.78-79.
4. Атагулыев, М. Роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики / М. Атагулыев, Р. Атабаев, Г. Тязебаева // Cognitio Rerum. – 2023. - №5. – С.115-118.
5. Багратуни, К.Ю. Аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / К.Ю. Багратуни // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №3. – С.802-808.
6. Бирич, А.А. Понятие малого и среднего предпринимательства / А.А. Бирич // Право и управление. – 2023. - №1. – С.18-21.
7. Героева, А.Ю. Малое предпринимательство в СКФО / А.Ю. Героева // Академическая публицистика. – 2023. - №1-2. – С.64-70.
8. Елсуков, Б.С. Экономическая безопасность малого и среднего предпринимательства / Б.С. Елсуков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т.1. - №2. – С.22-27.
9. Конюшко, Л.В. Зарубежный опыт поддержки развития малого и среднего предпринимательства / Л.В. Конюшко // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2023. - №2. – С.67-70.
10. Кочергина, Т.В. Факторы развития малого и среднего предпринимательства / Т.В. Кочергина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. - №10. – С.322-325.
11. Кулькова, И.А. Некоторые противоречия развития малого предпринимательства в России / И.А. Кулькова // Human Progress. – 2023. – Т.9. - №4. – С.6-9.
12. Мальников, И.В. Развитие малого предпринимательства в системе социально-экономического развития субъекта РФ / И.В. Мельников, Ю.И. Валова // Экономические исследования и разработки. – 2023. - №2. – С.100-109.
13. Малые предприятия в 2023 году – какие компании попадают под эту категорию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt.ru/malie-predpriyatia.
14. Мильцева, А.С. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства / А.С. Мильцева, И.В. Маслова // Вестник Академии управления и производства. – 2023. - №4. – С.89-97.
15. Наджиев, Г.Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России: проблемные аспекты / Г.Г. Гаджиев // Образование и право. – 2023. - №6. – С.123-126.
16. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tpprf.ru/ru.
17. Романенко, Е.В. Оценка конкурентного потенциала малого бизнеса: ресурсно-динамический подход / Е.В. Романенко // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей 3-й Всеросс. науч.-практ. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.121-125.
18. Сильверстова, Т.Я. Малое предпринимательство в структуре общественного производства / Т.Я. Сильверстова, Н.В. Александрова, Н.С. Александров // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. - №3. – С.75-78.
19. Тюрин, В.В. Теоретико-методологические основы становления и развития сферы малого предпринимательства / В.В. Тюрин // Вестник ГТУ. – 2023. - №6. – С.468-475.