Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование ставит перед педагогами и психологами множество задач, связанных с эффективным обучением младших школьников. Одной из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются учащиеся этого возраста, является стрессовая ситуация в обучении. Избежать учебного стресса невозможно; рано или поздно ребенок должен встретиться со сложными жизненными ситуациями, особенно в процессе вхождения в школьную жизнь. Влияние стрессовых факторов на личность ученика довольно разное. Оно проявляется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, силой стрессора и педагогическими условиями.
Это делает невозможным полное прогнозирование всех деструктивных тенденций в настоящем или будущем жизнедеятельности ученика.
Тема тревожности изучается множеством психологов, таких как А. В. Петровский, З. Фрейд и А. М. Прихожан. Они различают два типа тревожности: личностную и ситуативную. Личностная тревожность отражает устойчивую индивидуальную характеристику, которая предрасполагает субъекта к тревоге и вызывает определенную реакцию на различные ситуации, которые он воспринимает как угрожающие. Ситуативная тревожность, с другой стороны, представляет собой временное состояние, характеризующееся переживаемыми субъективно эмоциями, такими как напряжение, беспокойство, озабоченность и нервозность.
Это исследование поможет выявить факторы, способствующие возникновению стресса у детей, и разработать рекомендации для педагогов и психологов по созданию благоприятной образовательной среды, которая способствует успешному обучению и психологическому благополучию младших школьников.
Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время особо остро стоит вопрос адаптации младших школьников к стрессам в процессе обучения и нужны новые методы профилактики стресса.
Объект исследования: учебно–воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: значение и профилактика стресса в жизни учащихся начальных классов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических факторов, предупреждающих стрессовые ситуации в обучении младших школьников.
Гипотеза исследования. Теоретическое обоснование психолого-педагогических факторов, предупреждающих стрессовые ситуации в обучении младших школьников, будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- будет описано определение понятия стресс и его особенностей у детей младшего школьного возраста;
- будет выявлено влияние стресса на процесс обучения и психологическое состояние младших школьников;
- будет охарактеризованы современные психолого-педагогические методики и техники, предупреждающие стрессовые ситуации в обучении младших школьников;
- будет проанализировано использование психолого-педагогических методик и техник для снятия стресса у младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования:
- Описать определение понятия стресс и его особенностей у детей младшего школьного возраста;
- Выявить влияние стресса на процесс обучения и психологическое состояние младших школьников;
- Охарактеризовать современные психолого-педагогические методики и техники, предупреждающие стрессовые ситуации в обучении младших школьников;
- Проанализировать использование психолого-педагогических методик и техник для снятия стресса у младших школьников.
В данной работе были использованы следующие методы:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ опыта педагогов практиков
Теоретико-методологическую базу составили
зарубежные психолого-педагогические теории таких авторов как Г. Селье, М.М. Перре, М. Франкенхойзер, Т. Кокс и др.
отечественные психолого-педагогические исследования Л. А. Китаев-Смык, В.А. Абабков, В.А. Жмуров, В. Леви, А.М. Прихожан, А. В. Петровский и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами были представлены современные психолого-педагогические методики и техники, предупреждающие стрессовые ситуации в обучении младших школьников, которые обогащают педагогическую теорию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные современные психолого-педагогические методики и техники могут быть использованы педагогическими работниками в работе со своими воспитанниками.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы 35 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Определение понятия стресс и его особенности у детей младшего школьного возраста
Термин «стресс» (англ. стресс — давление, давление, напряжение) активно используется учёными в различных сферах деятельности (биологии, медицине, физиологии, психологии, педагогике, юриспруденции и других). Однако ни одна из этих наук не может однозначно определить это понятие.
Основателем учения о стрессе и стрессовых ситуациях является канадский физиолог Ганс Селье. По его определению, стресс – это «неспецифические реакции организма, проявляющиеся в ответ на любое сверхсильное воздействие» или «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование, и этот ответ – напряжение организма» направленный на преодоление возникающих трудностей и адаптацию к возросшим требованиям»[1]
В. Леви определил термин «стресс» как «эмоциональную реакцию на конфликтные ситуации, характеризующиеся разрывом между потребностями субъекта и способностью удовлетворить эту потребность; это приводит к негативным эмоциям»[2].
Большая энциклопедия психиатрии под редакцией В.А. Жмурова трактует это понятие так: «стресс – это реакция организма на чрезвычайно сильные раздражители»[3].
В.А. Абабков и М.М. Перре указывает, что стресс — это «психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справляться с требованиями окружающей среды и уровнями таких требований»[4].
Л. А. Китаев-Смык предлагает следующее определение: «Стресс — это в узком смысле неспецифические физиологические и психологические проявления приспособительной деятельности при сильных, экстремальных для организма воздействиях; в широком смысле – неспецифические проявления приспособительной деятельности под влиянием каких-либо значимых для организма факторов»[5].
Стресс – это неблагоприятное психологическое состояние организма, которое возникает в ответ на сильные экстремальные раздражители (стрессоры) и направлено на преодоление трудностей и адаптацию к возросшим требованиям.
Согласно учению Г. Селье, развитие стресса можно выделить на три стадии:
- Реакция тревоги, которая проявляется в активации всех ресурсов организма.
- Резистентность, в которой организм успешно справляется с вредными воздействиями, что повышает его устойчивость к стрессу.
- Истощение, которое возникает, когда воздействие вредных факторов невозможно преодолеть в течение длительного времени.
На данный момент еще не существует единого понимания видов стресса. Основатель учения о стрессе, Г. Селье, выделил два типа: эустресс и дистресс. Эустресс – это эмоционально положительный, кратковременный стресс, который активизирует внутренние резервы человека и улучшает его психические и физиологические функции. Дистресс – это деструктивный процесс, который нарушает поведение и функции человека, характеризуется эмоциональным негативом и является долговременным, часто приводящим к хроническим заболеваниям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селье Ганс Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с. : ил.; 20 см. - (Общественные науки за рубежом).
2. Эмоциональный стресс [Текст] : Физиологические и психологические реакции : Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса : Рус. пер. / Под ред. В Леви ; Под ред. В. Н. Мясищева. - Ленинград : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1970. - 326 с. : ил.; 22 см. - (Труды Международного симпозиума, организованного Шведским центром исследований в области военной медицины 5-6 февраля 1965 г., Стокгольм, Швеция).
3. Жмуров Виталий Анатольевич. Психопатология / В. А. Жмуров. - Москва : Мед. кн. ; Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 665, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-86093-098-4
4. Адаптация к стрессу : основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб. : Речь, 2004. - 165 с. : ил. - (Психологический практикум). - Библиогр.: с. 121-132. - ISBN 5-9268-0267-9 : Б. ц.
5. Китаев-Смык Леонид Александрович. Психология стресса : психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - Москва : Акад. проект, 2009. - 943 с. : ил., табл.; 21 см. - (Технологии психологии).; ISBN 978-5-8291-1023-9 (в пер.)
6. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 383, [1] с. : табл.; 22 см. - (Высшее профессиональное образование) (Классическая учебная книга : Classicus).; ISBN 978-5-7695-8389-6 (в пер.)
7. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие [Текст]/ О.О. Гонина. - Москва.: Флинта, 2016. - 272 c.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения[Текст] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Санкт-Петербург.: Питер, 2013. - 624 c.
8. Бондаренко, Ю.Т. Психологическая диагностика в школе. Мультиурок [Электронный ресурс] / Ю.Т. Бондаренко.- Режим доступа:
9. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст]/ С.Ю. Головин.- Минск.: Харвест, 2005. -975 с.
10. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие [Текст] / под ред.В.И. Журавлёва. - Москва.: Просвещение, 1988. - 237 с.
11. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров) [Текст] / Б.С. Волков. - Москва.: КноРус, 2018. - 140 c.
12. Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся[Текст] // Вопросы психологии. 1990, №5. -С. 21
13. Иванова, В.Э. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] /В.Э. Иванова. -
14. Гусева А. И. Организация педагогической работы по формированию стрессоустойчивости в младшем школьном возрасте // Формирование новой парадигмы социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/3773-organizatsiya-pedagogicheskoj-raboti-po-form
15. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образования[Электронный ресурс] / Л.А. Ильина.
1. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса[Текст] / Л.А. Китаев-Смык. -Москва.: Наука, 1983. - 356 с.
17. Кокс,Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс - Москва.: Медицина, 1981. - 213 с.
18. Котик, М.А. Психология и безопасность[Текст]/ М.А. Котик. -Таллин: Валгус, 1989 - 448 с.
19. Кривцова, С.В.Жизненныенавыки. [Текст] / С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И.Еронова; под ред.С.В.Кривцовой. - Москва.: Генезис, 2012.-336 с.
20. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса[Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 422.
21. МорозоваА.Ф. Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте [Текст]/ А.Ф. Морозова. -диссертация на соискание уч.ст. канд. пед. Наук. -Казань. - 2008г. -248с.
22. Ольшанский, Д. В. Страх[Текст] // Диалог №5 - 1991. -С.234
23. Прихожан, А. М.Психологиятревожности[Текст] / А.М. Прихожан. - Санкт-Петербург.: Питер, 2009. - 192 с.
24. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. Москва.: Просвещение, 1991.- 307 с.
25. Рогозина, И.Г. Тест школьной тревожности Филипса.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / И.Г. Рогозина.
26. Руководство практического психолога[Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. -Москва.: Просвещение,2000. - 30с.
27. Соломахо,Э.П., Климачева, Е.В. Стресс и стрессоустойчивое поведение [Текст] // Лесной вестник№ 4-2003г. -С. 172
28. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова- Москва.: Педагогика, 1975. - 318 с.
29. Франкенхойзер, М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии // Эмоциональный стресс [Текст] / Под ред. Л. Леви. Ленинград.: Медицина, 1970. -365 с.
30. Хухлаева, О.В.ТропинкаксвоемуЯ: уроки психологии в начальнойшколе(1-4) / О.В. Хухлавева. -Москва.:«Генезис», 2006 г. - 201с.