Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст характеризуется как корень зарождения самосознания и самооценки у ребенка, при этом ребенок опережает себя в новой социальной роли - роли ученика, важным качеством которой является: способность анализировать собственные действия и чужие, оценка себя и других, способность воспринимать чужие оценки, способность контролировать себя. Поэтому особенно важно на данном этапе развития дошкольника определить, какие факторы и моменты влияют на процесс формирования самооценки дошкольника.
В соответствии с представлениями о факторах, влияющих на развитие полноценной и психически здоровой личности ребенка, происходит общение и взаимодействие ребенка с взрослым, прежде всего с родителями. Ближайшее окружение ребенка – это семья. Семья удовлетворяет потребности ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке и уважении.
Позиция родителей в процессе воспитания ребенка играет важную роль в формировании самооценки ребенка. Самооценка ребенка во многом зависит от набора таких компонентов, как эмоциональное отношение к ребенку, мотивы и цели воспитания, то, как он общается и взаимодействует с ребенком, как разрешаются внутрисемейные конфликтные ситуации, в частности, какие меры и действия принимаются для достижения этой цели. формы наказания ребенка, социальный контроль, тип и стиль семейного воспитания.
Тип семьи, в которой рождается ребенок, может оказать значительное влияние на его ожидания, взгляды, роли, отношения и отношения с другими, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие на протяжении всего жизненного цикла. Влияние родителей и семьи в целом является лишь одним из элементов обширного процесса социализации.
В данном случае уровень самооценки является показателем психоневрологического здоровья подрастающего поколения. Во-первых, семья может помочь ребенку объективно преодолеть трудности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что адекватное и неадекватное поведение ребенка зависит от условий воспитания в семье.
Дети с низкой самооценкой часто недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители предъявляют высокие требования к ребенку, а в семье развита не система вознаграждения, а только наказание и порицание. Эти дети растут неуверенными в себе, потому что не оправдывают ожиданий своих родителей.
Дети с высокой самооценкой чаще проявляют неадекватное поведение. Это происходит в семьях, где родители, наоборот, предъявляют к ребенку самые низкие требования, по поводу и без повода дарят подарки, используют материальный метод поощрения, к которому ребенок быстро привыкает, и в дальнейшем любая форма похвалы обесценивается ребенком и воспринимаемые как должное, аппетиты начинают расти, и договориться с "избалованным" ребенком крайне сложно. В таких семьях наказание применяется редко, часто родители находят оправдание проступкам своих детей, возлагая вину на всех вокруг, но только не на своего ребенка. Эти дети не способны объективно оценивать свое поведение, отличать хорошее от плохого.
В семьях, где дети растут с высокой самооценкой, но не с высокой самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с низкой самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются большей свободой дома, но эта свобода, по сути, является отсутствием контроля, следствием безразличия родителей к детям и друг к другу.
Цель исследования – изучение стиля семейного воспитания как условия становления самооценки дошкольника.
Объект исследования – самооценка личности дошкольника.
Предмет исследования – стиль семейного воспитания как условие становления самооценки дошкольника.
Задачи:
1. Рассмотреть стиль семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать влияние стилей семейного воспитания на самооценку дошкольников.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на становление самооценки дошкольника.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
– эмпирические: эксперимент.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы влияния стиля семейного воспитания на становление самооценки дошкольника
1.1 Стиль семейного воспитания в психолого-педагогической литературе
Стиль воспитания в семье – это своего рода форма, с помощью которой осуществляется воспитание. Чтобы понять важность воспитания в семье, давайте обратимся к истории. В разные исторические эпохи преобладали разные стили воспитания. Но определенно стоит отметить, что образование рассматривалось с точки зрения того, как формируется человек с определенным мировоззрением, системой убеждений и менталитетом, соответствующими эпохе, в которую жил человек. То есть воспитание и стиль воспитания рассматривались непосредственно как способ воздействия на формирование характера человека.
Еще ученые древности обращали внимание на проблему воспитания в семье. По его мнению, образование является необходимым и практически единственным способом формирования человека как носителя духовно-нравственных ценностей. Однако среди древних философов существовало кардинальное разделение мнений, некоторые считали, что государство должно воспитывать человека, этого мнения придерживался Платон. Аристотель, напротив, выражал необходимость домашнего или семейного воспитания.
Важную роль сыграли педагогические идеи таких великих философов, как И. Кант, И. Г. Фихте и Г. Гегель. Представители немецкой классической философии считали, что образование-это едва ли не главный способ формирования личности, которая должна обладать ярко выраженной волей и обладать большой духовной силой.
Образование имело не индивидуальное, а универсальное значение, то есть выступало основой развития всей человеческой цивилизации.
Великие учителя и мыслители современности, такие как Я. А. Коменский, Д. Локк, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, определили и подчеркнули высокое значение и влияние воспитания родителей на формирование характера ребенка.
Впоследствии проблема воспитания ребенка в семье стала внимательно изучаться с развитием психологии, с зарождением поведенческой психологии, поскольку стало очевидно, что на формирование человека влияет среда, в которой он вырос. Стали проводиться исследования психических законов развития, среды, в которой растет ребенок, влияния общества на формирование личности ребенка.
Такие исследователи и ученые, как Д. Баумринд, А. Болдуин, А. Я. Варга, А. И. Гарбузов, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, В. М. Минияров, Г. Навайтис, А. В. Петровский, Н. В. Самукина, Р. Скиннер, А. С. Спиваковская, Г. Х. Гоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.
В исследовании влияния стиля воспитания в семье на личностные и поведенческие особенности детей принимали участие представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х. С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористский подход: А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитический-А. Адлер, Д. В. Винникотт, З. Фрейд, Э. Фромм.
Исследование стилей воспитания в семье невозможно без определения таких структурных компонентов, как "семья", "стиль семейного воспитания", "стиль родительского воспитания " и "отношение родителей".
В психолого-педагогической литературе семья рассматривается с нескольких точек зрения: с точки зрения социального института и с точки зрения небольшой группы. Также различаются подходы к определению термина "семья" в контексте социологии, психологии, экономики и других наук.
Вообще говоря, семья-это социальный институт, представляющий небольшую группу родственников, которые ведут и поддерживают общее хозяйство.
Однако обратите внимание, что это определение не раскрывает всей сути этого термина.
В философской энциклопедии мы находим определение семьи как небольшой группы, основанной на браке и кровном родстве, члены которой должны быть объединены общностью повседневной жизни, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Мы можем найти это толкование в различных педагогических и психологических словарях, поскольку это определение, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает значение семьи. Как мы видим, это позволяет увидеть прямую связь между членами семьи, их влияние друг на друга в семейных отношениях.
В свою очередь, понятие "стиль" включает в себя приемы, методы, приемы любой работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию детей этот стиль рассматривается учеными как наиболее типичные модели поведения родителей с ребенком.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агибалова В. В. Альманах психологических тестов / В.В. Агибалова. – Москва: Просвещение, 2006. – 387 с.
2. Алексеева О.С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов / О.С. Алексеева. – Вопросы психологии, 2010. – №. 5. – С. 25–33.
3. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Автореф…дис. канд. псих. наук.– Москва: 2004. – 176 с.
4. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В. Гильманова, В. Э. Головенко. - Москва: ТЦ Сфера, 2016. -128 с.
5. Баумринд Д. Структура родительской власти / Психология развития: Тексты. - Москва: Вып. 4, № 1, ст. 2. П. 1-103., 2001.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О.А. Белобрыкина. - Новосибирск: ГЦРО, 2005.- 395 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 2007. -387 с.
8. Венгер Л.А. Психолог в детском саду / Венгер Л. А., Агаева Е.Л., Бардина Р.И.- Москва: ИНТОР, 2006.- 64 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 2004. - 396 с.
10. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Л.М. Орлова. - Москва: Просвещение, 2004. - 374 с.
11. Денисова Р. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Р. Денисова. – Минск: 2007.- С. 10 – 13.
12. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Москва: Просвещение, 2005. - 408 с.
13. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А.Н Леонтьев. - Москва: Просвещение, 2005. - 289 с.
14. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. – Кишинев: 2004. - 399 с.
15. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - Москва: Владос, 2005. -388 с.
16. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - Москва: Владос, 2006. - 407 с.
17. Попцова Р.В. Семейный клуб выходного дня в детском саду /Р.В. Попцова // Воспитатель. – Москва: 2017. - № 3. - С. 84-90.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - Москва: Владос, 2006. - 45 с.
19. Смирнова Е. О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е. О. Смирнова. – Москва: Академия, 2012. - 88 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/.
21. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.С. Кошелевой. - Москва: Гном и Д, 2010. - 376 с.
22. Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева.- Вопросы психологии. – Москва: 2007. - № 6. – C. 36-49.