Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности в отношении ядерного оружия становится ключевым приоритетом для всех наций мира. На текущий момент 170 стран подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Без этого соглашения число «владельцев бумажного тигра», как их называл лидер КНДР Ким Ир Сен в 50-60-х годах ХХ века, могло бы быть значительно выше. Согласно ДНЯО, страны, обладающие ядерным арсеналом, обязуются не только не распространять это опасное оружие, но и постепенно сокращать его, стремясь к полному уничтожению. Этой цели придерживается и Российская Федерация, делая этот вопрос одним из ключевых в своей внешней политике.
Актуальность данной проблематики подчеркивается историей создания и использования ядерного оружия, которая насчитывает более полувека. Во второй половине прошлого века предотвращение ядерной угрозы и избежание новой войны, которая могла бы привести к тотальному уничтожению жизни на Земле, стали главными задачами человечества. Эпоха «первого ядерного века» началась в 1945 году с первых испытаний в США и использования ядерного оружия против Хиросимы и Нагасаки в Японии. Послевоенная эпоха характеризовалась не только демонстрацией силы нового оружия, но и стремлением к установлению мира, который вскоре стал обозначаться чертами холодной войны.
Благодаря усилиям мирового сообщества реальная угроза применения ядерного оружия была существенно снижена, хотя полностью не исчезла. В 1968 году был принят ДНЯО, который вступил в силу в 1970 году . В начале 90-х годов ДНЯО присоединились порядка 40 новых стран, включая Францию и Китай. В это же время четыре государства, включая Бразилию, Аргентину, ЮАР и Ирак, отказались от военных ядерных программ. Также три государства, наследники ядерного арсенала СССР, подписали Лиссабонский протокол, отказываясь от ядерного статуса.
ДНЯО стал самым широко принятым международным соглашением, членами которого являются 189 государств ООН, за исключением четырех (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР). Что касается России и Кореи, Россия не может допустить наличие ядерного оружия вблизи своих границ. Проблема ядерного вооружения на Корейском полуострове периодически возрастает в течение последних десяти лет, несмотря на усилия по ее урегулированию.
Актуальность исследования усиливается тем, что в решении проблемы на Корейском полуострове участвуют четыре мировых державы (США, Япония, Китай, Россия), которые инициировали многосторонние переговоры по решению проблемы ядерного вооружения Северной Кореи.
Цель работы: выявить возможные подходы государств к решению проблемы ядерной безопасности на Корейском полуострове.
Объектом исследования является проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове.
Предметом исследования является анализ политики государств в решении проблемы ядерной безопасности на Корейском полуострове.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность международной безопасности
2. Исследовать ядерную программу КНДР как проблему международной безопасности
3. Проанализировать подходы государств к решению ядерной проблемы на Корейском полуострове
4. Определить перспективу решения ядерной проблемы на Корейском полуострове.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие и сущность международной безопасности
Эволюция понимания безопасности прошла через несколько этапов в ходе развития человечества. В течение длительного времени доминировали религиозные и философско-этические взгляды на этот вопрос. Проблема безопасности стала классической составляющей Вестфальской политической системы мира.
С древних времен вопросы международной безопасности оставались в центре внимания. Аристотель и Платон аргументировали, что государство должно обеспечивать безопасность индивидов через управление общественной жизнью во имя достижения справедливости и общего блага .
Идея безопасности как отсутствия угрозы, сформулированная философами XVII-XIX веков, вроде Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, Ф. Гегеля, стала твердо укорененной среди научных и политических элит Европы.
И. Кант был одним из первых мыслителей, который не только выступал за мир, но и доказал его историческую возможность и неизбежность. Он предупреждал, что война разрушит человечество, приведя лишь к вечному миру на кладбище. Его трактат «К вечному миру» стал манифестом антивоенных идей.
Современные аналитики и политики все еще активно используют работы классиков при формировании политики национальной и международной безопасности.
Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) играл ключевую роль в разработке проблем безопасности, проводя фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, политических и стратегических аспектов.
Изучение научной литературы последних десятилетий показывает значительное расширение понимания безопасности учеными, особенно в контексте международных вопросов.
Сегодня международная безопасность рассматривается не только с точки зрения государства, но и в контексте личности и общества. Понятие «международная безопасность» теперь широко принято.
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз как внешних, так и внутренних .
Проблемы безопасности, демократии и эффективного управления были выделены IV Всероссийским конгрессом политологов как новые вызовы для политической науки.
Понятие безопасности связано с осознанием угроз и рисков для жизни человека, функционирования семьи, общества, государства и самой цивилизации.
Принципы международной безопасности базируются на общепризнанных принципах современного международного права, включая неприменение силы или угрозы силой, территориальную целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров и сотрудничество между государствами.
Существует множество международно-правовых механизмов для обеспечения международной безопасности:
• Коллективная безопасность (всеобщая и региональная).
• Мирные средства разрешения споров.
• Меры по снижению международного напряжения и прекращению гонки вооружений.
• Превентивные меры по предотвращению ядерной войны.
• Противодействие актам агрессии.
• Самооборона.
• Деятельность международных организаций.
• Нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий.
• Ликвидация иностранных военных баз.
• Создание зон мира в различных регионах мира.
• Меры по укреплению доверия между государствами.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 .) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. – М., 1956. – С. 14-47.
2. Договор о нераспространении ядерного оружия // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http :/www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/npt. shtml
3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой (11 июля 1961г.) / /Новая Корея, №15,1961.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. – 2010. - № 295.
Специальная литература
5. Cumings, В., North Korea: Another Country, New York: The New Press, 2004.
6. Harrison, S., «Did North Korea Cheat?» in Foreign Affairs, Jan/Feb. 2005
7. Susan V. Lawrence, Thomas Lum U.S.-China Relations: Policy Issues // Congressional research service, 2011 [Электронный ресурс] режим доступа: http://opencrs.com/document/R41108
8. Богатурова А.Д., Системная история международных отношений: 4т. / А.Д. Боготурова. - М.: 2000. - С. 325
9. Гарусова Л.Н. Современная политика США в отношении Северной Кореи: тенденции и перспективы / Политические и экономические процессы на российском Дальнем Востоке: Азиатско-Тихоокеанский контекст [текст]; колл. монография / науч. ред. проф. Л.Н. Гарусова. – Владивосток: Дальнаука; изд-во ВГУЭС, 2012. С. 220-210.
10. Денисов В.И. Корейская проблема в квадратуре Россия – США – Китай – Япония. – М.: Горбачев-фонд, 2002.
11. Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М., 2017. 559 с.
12. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд. М., 2016. – 431 с.
13. Международное публичное право / отв. ред. К.А. Бекяшев. – М., 2015. 254 с.
14. Международное публичное право: Сборник документов: В 2 томах. Том 1. М.: БЕК, 1996. 366 с.
15. Морозов И.Л. Геополитическая безопасность современной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 112-114.
16. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. - М. - 2010. – 456 с.
17. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.