Фрагмент для ознакомления
2
Сущность потребительских предпочтений
Понятие «потребительские предпочтения» активно используется в прикладных маркетинговых исследованиях. Но в науке это проявляется лишь косвенно. Их структура, типы и свойства пока еще слабо определены. Поэтому в каждом конкретном случае маркетологи и рекламщики вынуждены каждый раз переидентифицировать их применительно к отдельному товару.
В то же время этому явлению свойственны устойчивые общие тенденции. По мнению американских экономистов, наиболее эффективно обнаружить их могут только психологи, специалисты по скрытым и глубоко укоренившимся чертам личности.
В повседневной жизни потребительские предпочтения называются «вкусами». И, несмотря на известные поговорки «о вкусе не спорят» и «не бывает друга по вкусу», стоит отметить, что существует, хотя и весьма разнообразный и обширный, единый спектр свойств предпочтения, и потребители могут быть классифицированы по своему вкусу.
Потребительские предпочтения мы определяем как социально и личностно обусловленное положительное отношение потребителя к товару или его свойствам, определяющее его выбор среди ряда аналогичных товаров.
Потребительские предпочтения – это инструмент исследования спроса, позволяющий выявить, какие товары и в какой степени пользуются спросом у целевой аудитории. Решения покупателей относительно потребления конкретных товаров составляют основу создания рыночного спроса.
Понимание потребностей вашего потенциального покупателя является ключом к гарантированной прибыли. Таким образом, маркетинговые исследования, целью которых является выявление этих предпочтений, актуальны как на этапе планирования производства, так и на всех этапах реализации продукции, включая контроль качества.
Конечно, потребительские предпочтения сами по себе не могут предоставить точных и достаточных данных для прогнозирования спроса на продукт. Ведь спрос формируется под воздействием многих факторов. Обычно потребительские предпочтения рассматриваются не в отношении конкретного товара, а в отношении всей группы.
Изучен ассортимент товаров, систематически потребляемых конкретной целевой аудиторией. То есть это углубленное изучение любимых продуктов: обуви, одежды, продуктов питания. При этом к факторам, влияющим на предпочтения, относятся объективные факторы: личный доход, качество и стоимость товаров, и субъективные факторы: личные вкусы.
Понятие «предпочтения» давно введено в психологию Е. Н. Климовым применительно к профессии и, следовательно, «профессиональные предпочтения» давно прочно вошли в отечественную психологию. За рубежом «профессиональные предпочтения» также активно используются Д. Холландом как термин психологии, а не менеджмента.
Расовые предпочтения – вообще культовая тема для американских психологов, а расовые предпочтения изучаются при выборе супруга, при приеме на работу и причинах, приводящих к расовой дискриминации. Национальные и этнические предпочтения считаются частными случаями этих предпочтений.
Им посвящены отдельные исследования и части многочисленных межкультурных исследований. Эстетические предпочтения, их закономерности и факторы изучаются искусствоведами и философами. Музыкальные, литературные, читательские, художественные предпочтения, рассматриваемые как частные случаи эстетических предпочтений, также активно изучаются в России и на Западе.
Пищевые предпочтения (они считаются частью потребительских предпочтений) — щекотливая тема для американских диетологов, которые с раннего детства борются с холестерином и ожирением. Критерии предпочтений при выборе супружеской пары – это тема социологов. Политические предпочтения — достаточно разработанная статистическая тема как в России, так и за рубежом.
Большинство существующих технологий рекламы, маркетинга и связей с общественностью рассматривают потребителя как объект воздействия, имеющий свои законы, но не обладающий собственной субъективной активностью.
Сегодня это болезнь, которая затрагивает все отрасли науки и практики, занимающиеся потребительским поведением. Но с каждым годом эта закономерность работает все меньше и меньше; необходимость создания сегментации с учетом этого компонента становится все более актуальной. Субъективность каждого потребителя становится все более важной в социальных взаимодействиях.
На наш взгляд, предпочтения являются связующим звеном между личными свойствами (сферой мотивационных потребностей, ценностей и т.п.) и потреблением. И их роль здесь — своего рода фильтрация и объективация потребностей и ценностей к определенному продукту.
Мы часто слышим о проблемах с выбором и покупкой в магазинах или на рынках: «В советское время в магазинах ничего не было — нельзя было купить (что плохо). Сейчас товаров слишком много, глаза разбегаются, выбрать не можешь (это тоже плохо).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина И.В. Поведение потребителей. - М.: Экономистъ, 2021. -339-370 с.
2. Белявцев М.И. Поведение потребителей / Донецк -2018г.
3. Голубков Е.П., Маркетинг: выбор лучшего решения / Общ. ред. Е.П.Голубкова. М.,-2018г.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: М.-2022г. /-107-112 с.
5. Наумов В.Н. Модели поведения потребителей в маркетинговой системе СпБ-.2019г.
6. Панкрухин А.П. Поведение потребителей и инструменты воздействия О.2020г./ 117-141с.
7. Посыпанова О.С. Экономическая психология/Сущность потребитеских предпочтений К.-2022г
8. Суслова С.Г. Аромамаркетинг, как эффективный инструмент воздействия на покупателей И.-2022г./328-330с.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга [Электронный ресурс] центр гуманитарных технологий URL:http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5091