- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Пионербол как подводящее средство для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Физическая культура и спорт
31 страница
37 источников
Добавлена 02.07.2024 Опубликовано: studservis
1805 ₽
3610 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение ..................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы пионербола как подводящего средства для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры…………...................................................................................................6
§ 1.1. Сущность игры в волейбол…………...…....................................................6
§ 1.2. Пионербол как подводящее средство для подготовки игры
в волейбол………………………………………………………………………..13
§ 1.3 Особенности игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры……………………………………………………………15
Раздел 2. Опытно-экспериментальное исследование игры в пионербол как подводящего средства для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры …………………….........................................20
§ 2.1. Организация исследования………….........................................................20
§ 2.2. Анализ результатов исследования…………….........................................21
§ 2.3 Рекомендации по организации игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры………………………………………………..22
Заключение ...........................................................................................................26
Список использованных источников..................................................................27 Приложение...........................................................................................................33
Фрагмент для ознакомления 2
Введение
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена тем, что волейбол пользуется огромной популярностью среди населения. После учебных занятий в школе множество учащихся присоединяется к спортивным секциям школьных спортивных коллективов. В системе физического воспитания школьников волейбол занимает важное место.
Уделяя особое внимание занятиям этим видом спорта, мы решаем множество задач: способствуем укреплению здоровья, формируем чувство ответственности и коллективного взаимодействия, улучшаем физическое развитие [12].
Волейбол - это не только доступная и эстетически привлекательная игра, но и игра, которая благотворно влияет на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего на основные аспекты внимания, такие как интенсивность, устойчивость и способность быстро переключаться. Это играет большую роль в воспитании учащихся.
Авторы проведенных исследований пришли к выводу, что волейбол, воздействуя всесторонне на организм, способствует разностороннему развитию учащихся, улучшает практически все двигательно-координационные качества, такие как прыгучесть, гибкость, ловкость и точность [2; 28; 31].
Актуальность данной темы заключается в том, что занятия волейболом с использованием пионербола как начального средства обучения способствуют достижению более высоких спортивных результатов в этой игре [22].
Объект исследования: игра в пионербол как подводящее средство для подготовки игры в волейбол.
Предмет исследования: возможности игры младших школьников на уроках физической культуры в пионербол как подводящего средства для подготовки игры в волейбол.
Цель исследования: выявление возможностей игры младших школьников на уроках физической культуры в пионербол как подводящего средства для подготовки игры в волейбол.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность игры в волейбол;
2. Выявить возможности пионербола как подводящего средства для подготовки игры в волейбол;
3. Определить особенности игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование игры в пионербол как подводящего средства для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры;
5. Составить рекомендации по организации игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры.
Теоретико-методологической основой данного исследования определяются:
- Концепция оздоровительной направленности физкультурного образования (В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П.Рябинцев и др.);
- научные работы по вопросам развития методики обучения и тренировки в волейболе (Беляев А.В., Железняк Ю.Д. и др.), о влиянии на физическое развитие школьников многообразия движений при игре в волейбол (Клещёв Ю. Н., Чехов О. С. и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, структурирование информации, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, педагогическое тестирование.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, состоящим из 37 первоисточников: статей – 14, авторефератов диссертаций –1, монографий – 1, материалов научных конференций – 9, учебных пособий – 5, учебно-методических рекомендаций – 2, учебно-методических пособий – 3, электронных ресурсов - 2, и приложения.
Раздел 1. Теоретические основы пионербола как подводящего средства для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры
§ 1.1. Сущность игры в волейбол
Физическая культура является обязательным учебным предметом в образовательных организациях и представляет собой основу физического воспитания школьников, направленного на развитие двигательных умений и навыков. Волейбол занимает важное место в физическом воспитании, так как является простой игрой с доступным оборудованием и правилами.
Игра в волейбол является эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития. Все движения в этой игре естественны и включают бег, прыжки и метания [19]. Регулярные занятия волейболом приводят к положительным изменениям в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается способность мышц к быстрому напряжению и расслаблению, проведение прыжков способствует укреплению мышц ног и рук, а также повышает подвижность кистей. Также улучшается обмен веществ, работа кровеносной и дыхательной систем. Занятия волейболом также вызывают положительные эмоции, такие как жизнерадостность, бодрость и инициативность [18].
Волейбол, включенный в физическую культуру школьной образовательной программы, является эффективным инструментом для достижения основных целей физического воспитания школьников. Он способствует укреплению здоровья, развитию двигательных навыков и умений, а также формированию у школьников силы, скорости, гибкости и ловкости. Все эти аспекты игры волейбола в будущем способствуют общему укреплению и оздоровлению организма.
Волейбол можно определить, как соревновательную игровую активность, регулируемую специальным кодексом правил. Действия игроков находятся в рамках коллективного характера, поэтому игра волейбола нацелена на командную работу [26]. Такой подход развивает у школьников навыки работы в коллективе и способность брать ответственность за результаты работы. Это может быть полезно во взаимодействии с окружающими, будь то семья, школа, институт или работа.
В рамках школьной программы изучение спортивной игры «Волейбол» имеет свои сложности, особенно при обучении игровым фазам в полной форме (с подачей, приемом, передачей мяча, атакующим ударом или другими атакующими действиями и блокировкой). Существует множество причин, усложняющих этот процесс: недостаток времени для учебных и тренировочных занятий, недостаток тренировочного оборудования, неправильная организация учебно-тренировочного процесса. В результате обучающиеся не могут достичь должного уровня технических и тактических приемов, особенно в отношении приема мяча с точной передачей связующему игроку и второй передачи [6].
Навык хорошо владеть передачей мяча и уметь контролировать его игровые приёмы не являются гарантией их успешного применения в реальных ситуациях. Обучение точной передаче мяча к связующему игроку требует много времени и усилий. Приёму мяча важно научиться правильно и быстро выйти, снизить скорость мяча после подачи, а также учесть положение связующего игрока относительно сетки. Если эти условия не соблюдаются, мяч либо сразу проигрывается, либо перебрасывается на противоположную сторону без каких-либо атакующих действий. Чаще всего это вызывает неуверенность, спешку и стремление просто перебросить мяч на противоположную сторону, не проводя атаку. Для решения этой проблемы необходимо чаще применять и улучшать эти навыки в реальных игровых ситуациях.
К примеру, Железняк Ю. Д. в своем исследовании фиксировал: «Что почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях - важнейшие качества волейболистов. Это предъявляет весьма высокие требования к объему поля зрения игроков и точности их глазомера» [10, с.89].
Для повышения эффективности предварительных игр и упражнений в волейболе необходимо их поэтапное внедрение, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным, пока они полностью не будут освоены [12]. Даже в предварительных играх и играх с заданиями в рамках тренировок волейбола возможно применение дифференцированного подхода. Причина этого заключается в разделении команд с использованием сетки и их игре на отдельных площадках. Это предоставляет возможность проводить предварительные игры разного уровня подготовки для каждой команды [17].
Правила игры в волейбол невероятно просты. Игровая площадка делится на две части волейбольной сеткой для двух команд. Каждая команда состоит из шести участников, расположенных в собственной игровой зоне. В борьбе между командами основной задачей является отбивание мяча через сетку так, чтобы команда соперников не смогла его вернуть без нарушения правил. Участникам необходимо в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и ударом заставить его упасть на стороне соперника или принудить соперника совершить ошибку. Целью каждой команды является предотвращение посадки мяча на их площадке и достижение его приземления на стороне противника. Игровая площадка в волейболе ограничена линиями по периметру, и при попадании мяча на стороне соперника при подаче сопернику засчитывается очко. Мяч разрешается отбивать руками или любой другой частью тела, но нарушение этого правила влечет штрафное очко. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда, если одно из касаний произошло блокировкой (игроком, преграждающим путь мячу руками), имеет право на дополнительное четвертое касание. Соревнования состоят из трех партий, каждая из которых продолжается, пока команда не наберет 25 очков, после чего происходит обмен зонами между командами.
Подача в волейболе выполняется из-за линии, параллельной волейбольной сетке, с любого ее места, но не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Перед ударом по мячу необходимо его подбросить. Удар «с руки» считается ошибкой, а при касании сетки во время подачи ошибкой не считается. Если участник команды подающей стороны внес мяч в игру и команда выиграла очко, следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка, подача переходит другой стороне. После каждой отыгранной подачи игроки перемещаются из одной зоны в другую по часовой стрелке. Правила игры запрещают: касаться сетки любой частью тела; переступать линию, разделяющую поле, где находится сетка, во время игры; переступать переднюю линию при подаче; замедлять мяч при передачах или ударах; производить двойные удары; делать более трех ударов на одной стороне; блокировать пасующего игрока.
Техника волейбола включает в себя несколько приемов: основная стойка, передвижения, верхняя подача мяча, нижняя подача мяча, передачи мяча, блок мяча перед сеткой [3]. Основная стойка волейболиста предполагает расположение ног на ширине плеч, согнутые в коленях, вертикальное положение туловища и согнутые в локтях руки перед грудью.
На начальном этапе обучения школьников волейболу, необходимо многократное повторение неподвижной основной стойки. После освоения этого навыка можно переходить к активной основной стойке, повторяя групповые передвижения в основной стойке волейболиста шагами вперед, вбок, вперед-вбок, вперед-назад. Упражнения следует выполнять поочередно, чтобы закрепить основную стойку волейболиста [29].
Основная стойка волейболиста является настолько простым и легко осуществимым упражнением, что новички часто недооценивают его значение. Однако, недостаточная автоматизация основной стойки не позволяет полностью раскрыть игровой потенциал обучающегося.
Во время выполнения приемов волейболисты должны перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагами или бегом в разных направлениях, с остановками и исходными положениями (стойками). Подготовительные упражнения для изучения шагов и бега не требуются. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения.
Существуют два вида подачи мяча - верхняя и нижняя. Для начинающих школьников наилучшим вариантом будет освоить нижнюю подачу через сетку. Она не требует такого большого навыка и силы удара, как верхняя подача. При нижней подаче следует поставить ноги на ширине плеч и выдвинуть одну из них вперед. Для левшей это будет правая нога, а для правшей - левая нога. Ноги должны быть слегка согнуты в коленях. При выполнении нижней подачи необходимо сжать кисть в кулак и отвести большой палец в сторону. Если палец находится сверху, траектория мяча может оказаться непредсказуемой, и он улетит за пределы поля. Рекомендуется создать ровную плоскость кулака, так как именно на эту часть должен быть направлен удар. Рука при выполнении подачи должна двигаться параллельно полу, и важно соблюдать прямую линию от момента замаха до махового движения в сторону площадки. Маховые движения рукой следует выполнять плавно. Когда рука достигает определенного уровня, необходимо остановить ее движение, чтобы мяч не попал в потолок.
Верхняя подача мяча требует большего навыка и усилий [16]. Сила удара здесь значительно выше, чем при нижней подаче, поэтому она подходит для более опытных школьников, которые уже освоили нижнюю подачу. Положение ног при верхней подаче такое же, как и при нижней - на ширине плеч. Спина должна быть ровной, а плечи - распрямлены. Правая рука должна быть поднята вверх за спину и согнута под углом 45 градусов. При верхней подаче мяч подбрасывается левой рукой вверх для удара правой рукой. Высота подбрасывания мяча может быть разной для каждого, поэтому при обучении школьников важно определить удобную высоту для подачи, подбрасывая мяч несколько раз вверх. Важно, чтобы мяч был подброшен ровно вверх и чуть вперед, не вращаясь вокруг своей оси. В противном случае, становится трудно попасть по нему, и после удара он может совсем отклониться от заданной траектории. Для удара следует размахнуться, легким движением отбросить бьющую руку назад, выгнуть корпус, сохраняя натуральное положение кисти. Ударное движение производится с прямыми ногами, и удар должен попасть в центр мяча ладонью. Пальцы разведены для большего охвата. В момент удара кисть должна быть закреплена в запястье. Для достижения хорошей тренировки верхней подачи школьникам следует начать обучение недалеко от сетки, чтобы отработать технику приема, и постепенно отойти от нее, пока подачи не будут выполняться за лицевой линией, согласно правилам.
При игре в волейбол особое значение имеет прием мяча [21]. Техника приема мяча включает в себя различные позиции и делится на нижний и верхний приемы. Нижний прием мяча осуществляется из стойки волейболиста. В этой позиции ноги параллельны друг другу, согнуты в коленях, и вес тела немного смещен на носки, что позволяет быстро сделать шаг вперед. Руки находятся параллельно полу и перпендикулярно корпусу. Важно следить за движением руки подающего, так как направление ее движения определит траекторию полета мяча. Как только подающий подбрасывает мяч, принимающий игрок начинает короткие перемещения, чтобы увеличить стартовую скорость.
Стоит более подробно рассмотреть прием мяча руками при нижней подаче. Для этого кулак одной руки обхватывается пальцами другой руки, причем большие пальцы находятся близко друг к другу, но не соприкасаются. Предплечья должны быть расположены в одной плоскости. Во время касания мяча движения ног должны быть завершенными.
Нижний прием мяча сложен для начинающих, так как скорость и сила подачи могут быть существенно выше, чем при верхнем пасе. Поэтому для тренировки нижнего приема часто используется работа в парах, где обучающиеся выполняют пасы друг другу, отрабатывая нижний прием [30].
Прием мяча сверху и снизу отличаются друг от друга. При верхнем приеме руки вытянуты над головой, локти разведены в стороны. Кисти рук напряжены и надежно зафиксированы. Указательные и большие пальцы формируют треугольник, с их помощью и осуществляется прием. При верхнем приеме мяча он должен оказаться прямо над лбом. В основном задействованы большой, указательный и средний пальцы на каждой руке. Мяч мягко принимается на пальцы кисти рук, после чего руки разгибаются в локтях, прb выполнении небольшого прыжка мяч пасуется соперникам. В верхнем приеме мяч касается пальцев рук, а не ладоней, при этом касание должно быть мягким и беззвучным. Для тренировки этого приема игроки могут самостоятельно подкидывать мяч над головой, чтобы почувствовать прием пальцами рук, набивая его над лбом [37].
Передача мяча, также известная как пас, аналогична верхнему приему мяча над головой. При этом мяч передается сопернику через волейбольную сетку, не касаясь ее, или игроку своей команды, чтобы осуществить розыгрыш направляющего удара на поле команды противника.
Нападающий удар мяча в волейболе представляет собой точный удар по мячу через сетку на поле соперника, который игроки называют «срезать мячом». Для начинающих игроков обучение этому приему является сложным, поэтому рекомендуется изучать и отрабатывать остальные приемы перед этим [34]. После освоения всех приемов можно проводить первую командную игру, с соблюдением правил и контролем правильного выполнения приемов каждым игроком.
При обучении каждому ученику необходимо применять индивидуальный подход [9]. Если ребенок не проявляет интереса к игре, это может означать, что ученик испытывает трудности с выполнением определенных приемов. Поэтому важно тщательно проработать технику каждого приема, демонстрируя правильное выполнение на собственном примере.
Таким образом, рассмотрев в данном параграфе сущность игры в волейбол, мы приходим к выводу, что выполнение определенных приемов в спортивной игре требует проработки.
§ 1.2. Пионербол как подводящее средство для подготовки игры в волейбол
Перед началом обучения школьников игре в волейбол, имеет смысл предварительно научить их игре в пионербол, предшествующей волейболу. Правила этих двух игр похожи, однако в пионерболе подача производится броском одной рукой, а при приеме используется ловля обеими руками, в отличие от отбивания мяча, используемого в волейболе. Освоение пионербола поможет школьникам развить навыки игры в команде и соблюдения правил, а также научиться ориентироваться на игровом поле и предугадывать траекторию мяча [36].
Пионербол – это спортивная игра, способствующая ускоренному развитию организма детей и различных навыков. Для осуществления массовой спортивно-оздоровительной работы среди школьников пионербол был включен в программу физического воспитания в школе: его преподают на уроках физической культуры и организуют во внеклассное время. Особое внимание в молодом возрасте следует уделять развитию физических качеств, акцентируя внимание на координационных способностях и скорости движений [23].
Известная игра «Пионербол» прекрасно обучает правильному выходу на переходящий мяч [24]. После того, как игра освоена, можно добавлять в неё элементы волейбола. По мере совершенствования, включаются более сложные комбинации и элементы волейбола. Однако наибольшую сложность при обучении представляет качественный и точный приём мяча, особенно после сильной подачи или нападающего удара. Поэтому рекомендуется использовать специальные игры для закрепления и улучшения этого навыка, особенно на более поздних этапах обучения и в более простых условиях (например, начинать игру передачей сверху). Кроме того, для развития пространственного восприятия и умения взаимодействовать со всей волейбольной площадкой, желательно использовать игры и упражнения с волейбольной сеткой и разметкой [35].
Прежде чем научиться не бояться отбивать мяч, необходимо научиться его ловить [20]. Первое упражнение состоит в подбрасывании мяча невысоко над собой и поймать его обеими руками в позиции волейболиста. После того, как это упражнение будет выполняться без труда, можно усложнить его, подбрасывая мяч намного выше и ловить его так же обеими руками в позиции волейболиста, с ногами на ширине плеч, слегка согнутыми в коленях.
Второе упражнение заключается в том, чтобы научиться ловить мяч после отскока от стены. Обучающийся становится перед стеной в позиции волейболиста и бросает мяч в стену невысоко над головой, после чего ловит его обеими руками после отскока. После успешного выполнения второго упражнения, можно увеличить расстояние до стены и бросать мяч выше, чтобы ловить его обеими руками в позиции волейболиста после отскока.
Третье задание состоит в перекидывании мяча между партнерами, которые поочередно передают мяч друг другу, ловя его обеими руками. Чтобы усилить сложность третьего упражнения, можно выполнять его в движении, перекидывая мяч в паре, бегая параллельно. Эти три несложных упражнения помогут не только научиться ловить мяч и преодолеть страх, но и развить умение предсказать траекторию его полета[33].
Чтобы усилить навыки ловли мяча, полученные в процессе тренировок, мы можем организовать непринужденную игру в пионербол перед игрой в волейбол [35]. Основные правила пионербола тождественны правилам волейбола, за исключением того, что подача мяча осуществляется броском одной рукой, а при приеме мяча его не отбивают, а ловят обеими руками. Это поможет нашим ученикам научиться играть в команде, соблюдать правила и ориентироваться на площадке в соответствии с траекторией полета мяча.
Таким образом, определенные игровые наработки в пионерболе позволяют выполнять более эффективно игровые приемы в волейболе.
§ 1.3 Особенности игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры
Пионербол - это вариант волейбола, но с более простыми правилами. В отличие от волейбола, в пионерболе разрешено ловить мяч руками. Кроме того, в пионерболе можно играть несколькими мячами, в то время как в волейболе используется только один спортивный снаряд. В остальном, эти два вида спортивных развлечений очень похожи: они используют традиционный волейбольный мяч и стандартную площадку размером 18 метров в длину и 9 метров в ширину [24]. Площадку можно разделить на 6-7 зон с помощью сетки, разделяющей две команды. После выигрыша подачи, команда перемещается по часовой стрелке. Когда одна из команд становится фаворитом, команды меняются половинами поля.
Техника пионербола отличается от волейбольной техники: подача производится броском одной или двумя руками. Мяч ловится и передается также бросками. Каждый игрок может сделать не больше трех бросков на поле. Когда игрок ловит мяч, он может сделать три шага, но, если мяч прижат к телу при ловле, его придется снова бросать с места.
Игры и упражнения представлены в определенной последовательности обучения, которая соответствует основным принципам обучения [27].
Игра «Пионербол» - это спортивное соревнование, в котором мяч вводится в игру броском через сетку на площадку соперника. После перехвата мяча принимающая команда может выполнить не более двух передач между игроками [36]. Мяч затем отправляется на противоположную сторону броском. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более чем на два шага. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются в соответствии с правилами волейбола. В классах 5-6 мяч можно вводить в игру с помощью волейбольной подачи. Игра «Пионербол» рекомендуется использовать для тренировки и развития навыков учащихся 3-6 классов.
Игра «Пионербол в три касания» представляет собой вариацию базовой игры «Пионербол». Мяч вводится в игру броском через сетку на площадку соперника. После перехвата мяча принимающая команда может выполнить не более двух передач между игроками. Мяч затем отправляется на противоположную сторону броском, при условии обязательной первой передачи в зону 3 и второй передачи в зоны 4 и 2. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более чем на два шага. Расстановка игроков и переходы осуществляются в соответствии с правилами волейбола. В классах 5-7 мяч можно вводить в игру с помощью волейбольной подачи. В классах 6-7 можно добавить в условие игры бросок мяча на противоположную сторону после остановки прыжком двумя руками сверху с возможностью блокировки. Игра «Пионербол в три касания» целесообразна для использования в классах 4-7 в целях развития навыков и тренировки учащихся.
Игра «Пионербол с атакующей передачей» - это спортивное состязание, в котором мяч вводится в игру либо с помощью верхней волейбольной передачи, либо волейбольной подачи. После ловли мяча принимающая команда должна выполнить три касания, с обязательной первой передачей в виде броска или волейбольной передачи сверху, и отправить мяч в зону 3. Из третьей зоны мяч набрасывается в зону 4 (2), а затем с помощью волейбольной верхней или нижней передачи перебрасывается через сетку на площадку соперника. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются в соответствии с правилами волейбола. Можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Игра рекомендована для использования с 4-ых классов.
Игра «Пионербол с волейбольной атакой» также представляет собой спортивное состязание, в котором мяч вводится в игру либо с помощью верхней волейбольной передачи, либо волейбольной подачи. После ловли мяча принимающая команда обязана выполнить волейбольную передачу сверху и отправить мяч в зону 3. Из третьей зоны мяч снова подается волейбольной передачей сверху в зону 4 (2), а затем с помощью волейбольной верхней или нижней передачи перебрасывается через сетку на площадку соперника. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. Можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование данной игры рекомендовано с четвертого класса.
В рамках игрового упражнения под названием «Первая передача» участники команды, состоящей из двух игроков, должны совершать передачи мяча друг другу сверху и снизу. Один из игроков располагается в непосредственной близости от сетки, не превышающей 1 метра, стоя спиной к ней. Основная цель этого упражнения заключается в наиболее длительном выполнении передач без допущения технических ошибок. Стоит отметить, что игрок, находящийся возле сетки, не имеет право касаться ее. Данная игра направлена на закрепление и совершенствование навыка выполнения первой передачи (приема) мяча, адресованного связующему игроку. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников упражнение может быть изменено: в 4 классах игрок возле сетки должен ловить мяч и совершить двуручное бросание сверху своему партнеру для выполнения приема снизу, а в более старших классах игрок возле сетки должен выполнить множественные атакующие удары в сторону своего партнера.
В игре под названием «Волейбол с ловлей мяча» вводится мяч, отправляемый в игру путем передачи сверху или подачи. Мяч, переходящий в сторону принимающей команды, должен быть пойман игроками. Затем мяч передается двумя передачами сверху через игрока в зоне 3 игрокам в зонах 2 или 4, откуда мяч передается через сетку на противоположную сторону также сверху или снизу. Возможно выполнение первой передачи в зону 2 (4) с последующей передачей в зону 3. С 4 класса можно добавить возможность совершения атакующей передачи в прыжке или атакующим ударом в условия игры.
В игре «Пионербол с волейбольным приемом» мяч вводится в игру с помощью верхней волейбольной передачи. Принимающая команда совершает нижнюю (верхнюю) волейбольную передачу, отправляя мяч в зону 3 (2, 4), где игрок этой зоны должен поймать мяч. Из зоны 3 (2, 4) мяч передается сверху в зону 4 (3, 2) с помощью волейбольной передачи, и через сетку мяч отправляется на сторону соперника с помощью верхней (нижней) волейбольной передачи. Расстановка игроков команды и их передвижение осуществляются по правилам волейбольной игры. Можно добавить возможность совершения атакующей передачи в прыжке или атакующим ударом, а также введение волейбольной подачи в условия игры.
В игре «Через сетку вчетвером» команда, состоящая из четырех игроков, должна выполнять волейбольные передачи между собой и через сетку, стремясь удерживать мяч в воздухе как можно дольше без ошибок. На каждой стороне играют по два игрока, один из которых выступает в роли связующего игрока. Мяч должен быть разыгран на три касания с каждой стороны, после чего должен быть переброшен на противоположную сторону.
В игре «Ввод мяча через розыгрыш» мяч вводится в игру после розыгрыша между игроками зоны 4 (2) и зоны 3. Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола. В усложненных вариантах игры могут принимать участие по три игрока: 5 (1), 3 и 4 (2); 6, 3 и 4 (2); 2 (4), 3 и 4 (2); 1 (5), 3 и 4 (2); 6, 2 (4) и 3 и т.д. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются в соответствии с правилами волейбола.
В игре «Розыгрыш после переброса» после ввода в игру через передачу сверху мяч, принимающая команда должна перебросить мяч на противоположную сторону после розыгрыша (завершенного за три касания). Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола.
Пионербол развивает ловкость, выносливость, быстроту. На уроках физической культуры часто устраиваются небольшие соревнования между классами, а школьники охотно принимают в них участие [4].
Таким образом, волейболисту необходимы навыки приема мяча и точного паса своему товарищу по команде. Чтобы овладеть этими навыками, требуется многое изучить:
- Быстро реагировать на мяч и грамотно принять его.
- Способность снизить скорость полета мяча.
- Учитывать расположение своего товарища, которому предполагается передать мяч.
- Весь этот процесс должен проходить гармонично и естественно на протяжении всей игры [26].
Для достижения этого в практике используется пионербол, где постепенно вводятся все более сложные элементы волейбола, такие как:
- Ограничение количества разрешенных передач между игроками до полной их отмены.
- Сокращение числа шагов с мячом.
- Улучшение точности паса в заданную зону.
- Добавление волейбольных атак и других приемов.
Волейболисту необходимо быть способным принять подачу и точно передать мяч своему партнеру. Это продвинутый навык, требующий времени и усилий для освоения. В частности, принимающий игрок должен научиться:
- Элегантно и быстро выбегать на прием мяча.
- Снижать скорость мяча после подачи.
- Учитывать положение своего партнера относительно сетки.
Все эти действия должны происходить гармонично и естественно во время игры, и для этого методом подводящей игры с постепенным усложнением и введением в нее всё большего количества элементов волейбола можно достичь требуемого уровня мастерства. Постепенное усложнение может выглядеть следующим образом:
- Ограничение числа передач между игроками.
- Сокращение количества шагов.
- Совершенствование передачи мяча в заданную зону.
- Введение в игру волейбольных атак, приемов и прочих элементов.
Раздел 2. Опытно-экспериментальное исследование игры в пионербол как подводящего средства для подготовки игры в волейбол младших школьников на уроках физической культуры
§ 2.1. Организация исследования
Для оценки эффективности обучения технике игры в волейбол с использованием пионербола на начальном уровне было проведено экспериментальное исследование. Мы проанализировали программу волейбола для школьников и выделили упражнения и игры пионербола, которые, в нашем мнении, наиболее подходят для освоения техники игры в волейбол.
В исследовании были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная, каждая из которых состояла из 12 человек. Группы отобраны с учетом одинакового уровня физической подготовленности. Исследование проводилось на мальчиках, учащихся четвертых классов. Занятия в контрольной группе проходили по обычной программе, в то время как экспериментальная группа занималась по методике, включающей применение упражнений и игр в пионербол, направленных на улучшение навыков владения мячом.
Предварительное и окончательное тестирование школьников проводилось до и после проведения эксперимента соответственно. Для тестирования были выбраны пять упражнений, которые определяли уровень навыков владения мячом учениками:
1) ловля мяча;
2) верхняя передача;
3) нижняя передача;
4) однорукий подброс и ловля мяча;
5) подача мяча сверху.
В результате исследования мы ожидаем выявить разницу в эффективности обучения между контрольной и экспериментальной группами, а также определить, насколько использование пионербола может способствовать более успешному освоению техники игры в волейбол.
§ 2.2. Анализ результатов исследования
Анализ результатов тестирования до и после проведения эксперимента был представлен в виде диаграмм (рисунки 1,2).
Рисунок 1 — Результаты тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента
Рисунок 1 отображает показатели тестирования контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента, в то время как рисунок 2 показывает результаты после его завершения.
Рисунок 2 — Результаты тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
В ходе сравнительного анализа было выявлено значительное улучшение всех показателей технической подготовки в экспериментальной группе. Особенно заметен значительный рост в области верхней и нижней передачи, а также подачи мяча снизу. Это можно объяснить увеличенным количеством игр, требующих передачи мяча партнеру или участнику команды, а также проведением специальных упражнений для отработки навыков подачи через сетку.
2.3. Рекомендации по организации игры в пионербол младших школьников на уроках физической культуры
Сегодня важны практические рекомендации, благодаря которым, разминка на уроках физической культуры становится увлекательным занятием для младших школьников.
1. Два человека стоят спиной к стене на определенном расстоянии. Первый из них бросает мяч в стену и быстро отступает за спину своего товарища. Второй ловит мяч и повторяет те же действия. Это упражнение способствует развитию координации, скоростно-силовых качеств и укреплению дружеских отношений.
2. В игре «Ручеек» занимающиеся разбиваются на две команды и становятся по обе стороны сетки в колонну. Первый игрок передает мяч сверху двумя руками и, по правой стороне, перебегает к другой команде, становясь за последним игроком. Первый принимающий должен точно вернуть мяч и перебежать к другой команде, и так далее. Игрок, не принявший мяч, получает штрафной балл, а после набора трех баллов выбывает из игры. Остаются два победителя.
3.Варианты игры в «Пионербол»:
- Игра ведется по общепринятым правилам, но двумя мячами.
- Использование только верхних передач мяча.
- Перебивать мяч через сетку можно только волейбольным приемом (верхняя передача, нижняя передача, нападающий удар). Последовательность обучения нападающим ударам.
В начале занятий рекомендуется использовать дробление метода обучения: первым шагом является удар по мячу, находящемуся на месте, затем следует удар в прыжке, и только после этого – удар в прыжке после разбега [5].
1. Нападающий выполняет удар собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.
2. Во время разбега необходимо обратить особое внимание на выполнение последнего, третьего шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться движением стоп (ступни должны быть параллельны друг другу).
3. Производится имитация нападающего удара с двумя шагами разбега.
4. Нападающий выполняет удар с разбега, при этом мяч фиксируется партнером, находящимся на платформе (тумбочке, стуле и т.д.).
5. Нападающий выполняет удар после собственного набрасывания мяча, а затем после набрасывания мяча партнером.
6. Нападающий выполняет удар после встречной передачи, а затем после передачи вдоль сетки.
7. Производится прямой нападающий удар после передачи из зоны 3; траектория полета будет средней (расстояние до сетки – до 0,5 метра).
Проведение урока физической культуры может быть обогащено путем включения системы подвижных игр как дополнительный материал. Эти игры направлены на развитие и сочетание различных двигательных способностей (общих моторных способностей) и формирование специальных физических качеств, соответствующих требованиям волейбола как вида спорта (специальных способностей).
Предлагаемый подход особенно эффективен, если занятия по пионерболу проводятся трижды в неделю.
На уроках физической культуры рекомендуется уделять до 10 минут основной части игровым элементам пионербола. Такой режим отработки способствует не только качественному развитию специальных способностей, но и ускоряет индивидуально-групповые результаты по общим двигательным способностям.
Познание игры требует не только знания простых правил, но и умения хорошо обращаться с мячом. Теория навыков недостаточна, поэтому рекомендуется младшим школьникам регулярно выполнять определенные упражнения:
1. Найти партнера и перебрасывать мяч друг другу над сеткой. При бросках стараться поднимать руки как можно выше, открывая внутреннюю часть ладоней.
2. Выполнять прыжковые движения с мячом над головой. Обратите внимание на полусогнутые руки и расположение мяча чуть выше головы.
3. Выталкивать мяч пальцами, полностью выпрямляя руки. Постепенно увеличивайте скорость выталкивания по мере укрепления мышц.
4. Проводить практику с партнером, перебрасывая мяч от груди. Ловите мяч двумя руками и тренируйтесь в высоких бросках.
Регулярная практика является основой достижения мастерства. Старайтесь выполнять упражнения как можно чаще, варьируя площадки, партнеров и условия тренировок. Разнообразие в тренировках позволит быть спокойным и уверенным на игровом поле во время матча.
Заключение
Во время обучения начинающих волейболистов особое внимание уделяется игре в пионербол. Важность правильного выбора и использования специальных упражнений и подвижных игр для развития физических способностей, необходимых для волейбола, а также для освоения техники владения мячом играет ключевую роль в достижении успеха в обучении технике и тактике волейбола.
В результате нашего педагогического эксперимента мы пришли к выводу, что изменения изучаемых показателей у учеников контрольной группы были незначительными, в то время как результаты экспериментальной группы имели лучшие показатели. Это демонстрирует, что после шести месяцев обучения техническим и тактическим приемам игры в волейбол через пионербол, младшие школьники значительно улучшили свои результаты.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Ананьин, А.С. Динамика изменения содержания соревновательной деятельности в волейболе в связи с изменением правил соревнований: дис. ... канд. пед. наук / Ананьин Александр Сергеевич. - Москва, 2018. - 133 с.
2. Ахматгалиев Р. Р., Коновалов И. Е. Подвижные игры как средство развития физических качеств волейболистов 12–13 лет // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте материалы XIV Международной научно-практической конференции / под общей редакцией А. В. Родина, 28–30 января 2020 года. Смоленск: ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2020. С. 13–17.
3. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: методическое пособие. – М.: МГПУ, 2015. - 287 с.
4. Беляев А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу // Детский тренер (журнал в журнале). - М.: Физкультура и спорт, 2016. - №4. - С. 26-30.
5. Бурундукова И. Мини-волейбол в начальной школе / И. Бурундукова // Итоги реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы и перспективы: материалы област. науч.- практ. конф.( Южно-Сахалинск, 06 нояб. 2015 г.) / сост. А.В. Смолина. – Южно-Сахалигск, 2016. - С. 10-14. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42526269_22427956.pdf
6. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Т. Е. Виленская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08305-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539303 (дата обращения: 24.03.2024).
7. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. — М.: Просвещение, 2011. — 77 с.
8. Герасименко К. С., Гаврилова Л. Г. Влияние подвижных игр на развитие специальной быстроты у юных волейболистов // Студенческая наука: материалы Межрегиональной научной конференции, 27–29 марта 2019 года. Москва: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 2019. С. 22-24.
9. Григорьев, О. А. Формирование устойчивого интереса к физической культуре у младших школьников / О. А. Григорьев, С. В. Гусев // Актуальные проблемы и современные технологии в системе физического воспитания и спортивной подготовки : сб. науч. ст. Всерос. научно-практ. конф. (23–25 окт. 2007 г.) / Федер. агенство по физ. культуре и спорту, ФГОУ ВПО Воронеж. гос. ин-т физ. культуры ; [ред. В. И. Сысоев, В. У. Аванесов]. – Воронеж, 2007. – С. 76–81. – ISBN 978-5-88242-586-8.
10. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. Академия, 2004. - 400 с.
11. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 4. - С. 30-33.
12. Зайцева Ю. В., Петрова Т. Н. Подвижные игры с элементами волейбола на занятиях по физической культуре и спорту // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы VII Международной научно-практической конференции, Казань, 14-15 мая 2021 г. Казань: КНИТУ-КАИ. 2021. С. 97–99.
13. Захарова Н. А. Применение спортивно-игрового метода в занятиях волейболом со школьниками: учебно-методическое пособие. Челябинск: Типография «Сити-принт», ИП «Мякотин И. В.». 2021. – 60 с.
14. Карева Ю. Ю., Левченко А. В. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №10 (188). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terminologicheskiy-apparat-teorii-i-praktiki-voleybola-sovremennye-predstavleniya (дата обращения: 24.03.2024).
15. Карих, В. В. 2.6. Развитие ловкости старших дошкольников в процессе обучения игре в пионербол / В. В. Карих, О. Ю. Зайцева // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике : Коллективная монография / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2020. – С. 182-195. – EDN VQHNBW.
16. Коруковец А.П. Совершенствование техники передачи двумя руками сверху в волейболе. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях, - сборник статей XIII международной научной конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 208-213.
17. Коруковец А. П., Кутергин Н. Б., Горбатенко А. В. Некоторые особенности подачи мяча в волейболе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-podachi-myacha-v-voleybole (дата обращения: 24.03.2024).
18. Кравцова Л. М., Шакамалов Г. М. Повышение эффективности физического воспитания студентов в условиях вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 3 (49). С. 56–63.
19. Миронов, Д. Л. Методические особенности развития двигательных способностей школьников на основе использования средств волейбола / Д. Л. Миронов, В. Н. Егоров // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем : Материалы международной научно-практической конференции, Тюмень, 19 апреля 2019 года / Отв. ред. С.И. Хромина. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. – С. 204-208. – EDN JUALOW.
20. Муслимов, У. М. Применение инноваций при обучении двигательным и технико-тактическим действиям в спортивных играх / У. М. Муслимов // Инновационные педагогические технологии: Материалы VIII Международной научной конференции, Казань, 20–23 мая 2018 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2018. – С. 52-54. – EDN UOOHJU.
21. Пащенко А.Ю. Красникова О.С. Методические основы обучения техническим приемам в волейболе: учебно-методическое пособие. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. 85 с.
22. Поваляева В. В. Подвижные игры, подводящие к игре в волейбол. I–IV классы // Физическая культура в школе. ООО «Школьная пресса». 2016. № 5. С. 21–24. ISSN 0130-5581.
23. Правила игры «Пионербол» https://inteltoys.ru/articles/cat4/article659.html?ysclid=lu555zc2jd704809096
24. Правила игры в пионербол https://www.sportmaster.ru/media/articles/44687102/
25. Пушкаренко, К. Ю. Обучение технике игры в волейбол в школе / К. Ю. Пушкаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55280/ (дата обращения: 23.03.2024).
26. Рыцарева В.В. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под общей редакцией В.В. Рыцарева - М.: Спорт, 2016. - с. 456.
27. Сидоров Л. К., Кудрявцев М. Д., Кондратюк Т. А., Жуйко Д. А. Концепция современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sovremennoy-fizicheskoy-kultury-na-osnove-formirovaniya-potrebnosti-v-dvizhenii-sredi-detey-i-molodezhi (дата обращения: 24.03.2024).
28. Скороходова Н. Н., Магун Т. Я. Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения с элементами игры в волейбол // Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк. 2018. С. 51.
29. Спортивные игры: правила, тактика, техника : учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978- 5-534-13046-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/448840
30. Степанова М.М., Степанов К.С., Антонова Э.Р. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР // Вестник ЮУрГГПУ. 2022. №1 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-tehnike-igry-v-voleybol-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-sredstvami-podvizhnyh-igr (дата обращения: 23.03.2024).
31. Толстоухова А. И. Подвижные игры и общая подготовка волейболистов 10-11 лет // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы II региональной научно-практической конференции молодых ученых, 25 февраля 2016 года. Чурапча: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта 2016. С. 135–136.
32. Трошин, М. Ю. Физическое развитие младших школьников третьих классов в процессе формирования самостоятельности на уроках физической культуры в реалии XXI века / М. Ю. Трошин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 11(225). – С. 418-425. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.11.p418-426. – EDN GYVKUS.
33. Тулаганов Р. Х., Умбаров Д. М. Подвижные игры как средство и метод развития двигательных способностей мальчиков 7-10 лет к занятиям волейболом // Наука и мир. Научное обозрение. 2020. 12-1 (88). С. 57-61. – ISSN 2308-4804.
34. Фомин Е. В. Волейбол. Начальное обучение. — М.: Спорт, 2015. — 80 с.
35. Чернобровкин Д. В., Волкова Е. В. ВОЛЕЙБОЛ // Наука-2020. 2021. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voleybol (дата обращения: 24.03.2024).
36. Чернышева, Л. Г. Пионербол в программе углубленного обучения спортивным играм старших дошкольников / Л. Г. Чернышева, Н. В. Бакланова // Современные проблемы физической культуры и спорта : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 23–24 ноября 2018 года / Под редакцией Е. А. Ветошкиной. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2018. – С. 423-427. – EDN YZLJSX.
37. Черных З. Н., Плещев А. М. Развитие физических качеств необходимых для занятий волейболом // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fizicheskih-kachestv-neobhodimyh-dlya-zanyatiy-voleybolom (дата обращения: 24.03.2024).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней