Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях сложившихся мирохозяйственных связей и современных условий интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство меняется содержание и интенсивность трансграничных отношений.
Международная экономическая интеграция как процесс означает объединение частей в единое целое, то есть экономическое и политическое взаимодействие, посредством постепенной интеграции экономических механизмов, таких как заключение межгосударственных преференциальных торговых соглашений, взаимное проникновение и интеграция; создание экономического союза, который, помимо обеспечения единых тарифов и свободы перемещения товаров и факторов производства, также предусматривает координацию макроэкономической политики и унификацию валютного, бюджетного и валютного законодательства.
Таким образом, создается всеобъемлющий экономический региональный комплекс с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми институтами и едиными институтами управления. В связи с этим вопросы организации и осуществления эффективного таможенного контроля имеют важное значение, поскольку они непосредственно затрагивают финансовые и протекционистские функции таможенных органов, направленные на защиту национальных интересов.
В современных условиях увеличения товарных потоков между странами возросла необходимость сокращения времени пограничного таможенного контроля, в то же время возросла важность таможенного контроля после выпуска товаров, требующего соблюдения таможенного законодательства.
Степень изученности темы. Следующие ученые проводили анализ проблем, существующих в организации таможенного контроля после выпуска, выявили проблем правоприменения и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров: Д.Г. Коровяковский, Т.С. Ненадышина, С.О.Шохин и другие.
Проблема исследования. В контексте упрощения процедур торговли, направленного на снижение издержек участников внешнеэкономической деятельности, также необходимо сократить время прохождения пограничного контроля. Вообще говоря, таможенный контроль после выпуска товаров (или постконтроль) - это комплекс мер по проверке фактов перемещения товаров, достоверности информации, содержащейся в декларации, и других документах, предоставленных при оформлении. Эти процедуры выполняются соответствующими подразделениями Главного таможенного управления Российской Федерации в сфере их деятельности.
Объект исследования: таможенный контроль.
Предмет исследования: организация таможенного контроля за условно-выпущенными товарами.
Цель исследования: провести анализ практики организации контроля за условно-выпущенными товарами в современных российских условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные термины и содержание таможенных процедур и таможенного контроля;
2. Проанализировать правовое регулирование таможенных процедур и таможенного контроля в России;
3. Провести анализ организации таможенного контроля за условно-выпущенными товарами;
4. Привести статистические показатели таможенного контроля за условно-выпущенными товарами;
5. Разработать пути совершенствования организации таможенного контроля за условно-выпущенными товарами.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Эмпирическая база исследования включает ряд нормативно-правовых актов в области таможенного дела, ряд научных статей и учебных пособий.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы (теоретическую, аналитическую и проектную), заключение и список источников.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Основные термины и содержание таможенных процедур и таможенного контроля
Термин «таможенное регулирование» был введен в Таможенном кодексе Российской Федерации в 1993 году и получил более точное определение в 2003 году. Таможенное регулирование определяется как установление правил перемещения товаров через таможенную границу, регулируемое законодательством между государством и теми, кто осуществляет это перемещение. Исследования в этой области главным образом проводятся в рамках юридической науки, что отражено в нескольких публикациях, упомянутых в исследовании .
Для понимания сути таможенного регулирования важно определить его связь с такими ключевыми понятиями, как таможенная политика и таможенное дело. Таможенная политика является первичным элементом в существовании таможенного регулирования и таможенного дела. Разные исследователи по-разному интерпретируют эту политику, но выделяют общие черты:
- рассмотрение ее как процесса разработки и реализации концепций по регулированию внешнеторгового обмена;
- направленность системы мероприятий в сфере таможенного дела на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов.
Таможенный контроль определяет направления и содержание таможенного регулирования, которое в целом представляет собой установление правил в области таможенной деятельности. Эффективность этой деятельности напрямую влияет на реализацию интересов государства в области обеспечения экономической безопасности, защиты внутреннего рынка и пополнения доходной части бюджета.
Таможенные пошлины и их регулирование различаются в разных странах в соответствии с их национальными интересами. В развитых странах обычно низкие тарифы, тогда как в большинстве развивающихся стран применяются более высокие — от 15 до 20%. Высокие таможенные пошлины способствуют разнообразию экономической структуры, развитию национальной промышленности и увеличению доходов государства.
Торговля товарами и услугами, перемещение ресурсов между странами — ключевые аспекты внешней торговли. В условиях интегрированной торговли тарифные методы играют основную роль перед нетарифными. Одним из типичных инструментов управления внешней торговлей является таможенный тариф, который считается одним из экономических регуляторов внешней торговли .
Установление тарифов включает в себя комбинацию прямого и косвенного влияния на их стоимость. Государство, регулируя тарифы, стремится создать баланс во внешней торговле. Предполагается, что оптимальный подход заключается в гибком сочетании прямых и косвенных методов таможенного регулирования со стороны государства
Таможенный контроль представляет собой ряд действий (таможенных операций), предпринимаемых таможней и сотрудниками таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые пересекают таможенные границы для применения мер контроля (рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (ТК РФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/
2. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/
3. Варушева, Л. А. Единый таможенный тариф ЕАЭС: сущность, цели, структура, принципы построения // Форум. – 2020. – № 2(17). – С. 224-229.
4. Гаврилов, Д. Д. Таможенно-тарифное регулирование: теоретические положения и реализация в практике внешнеторговых отношений // Russian Economic Bulletin. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 142-146.
5. Гомон, И. В. Таможенные платежи в системе таможенно-тарифного регулирования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – С. 194-198.
6. Джабиев, А. П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России. – М. : Издательство «Креативная экономика», 2020. – 472 с.
7. Егерева, Т.А. Процедура таможенного транзита с применением книжки МДП: проблемы и перспективы // Плехановский барометр. – 2021 – № 3. – С. 49-52.
8. Ермакова, В.В. Вопросы стратегии развития информационного пространства Таможенного союза на основе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли // В. В. Ермакова Информационное право. – 2020. – С. 150-167.
9. Иорданова, В. Г. Таможенно-тарифное регулирование импорта в условиях транснационализации мировой торговли // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 4. – С. 23-39.
10. Лимаренко, Е. А. Анализ влияния единого таможенного тарифа на структуру импорта стран ЕАЭС // Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации. – 2022. – С. 111-117.
11. Матяшова, Д. С. Таможенные платежи как источник доходов государства / // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 12(51). – С. 759-762.
12. Новиков, В. Е. Концептуальные основы реформирования таможенно-тарифного регулирования в условиях кризиса всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(50). – С. 126-132.
13. Поликарпова, О. В. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Научные исследования XXI века. – 2021. – № 1(1). – С. 213-216.
14. Рубцова, М. В. Международное сотрудничество ФТС России в сфере развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2020. – № 2. – С. 97-103.
15. Сизова, Д. А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы и перспективы. – 2020. – С. 178-182.
16. Счастливцев, Ю. В. Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – 2022. – С. 357-362.
17. Ткачук, С. С. Таможенное регулирование, как важный инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности // Экономика глазами молодых. – 2022. – С. 53-55.
18. Филиппов, М. И. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Colloquium-journal. – 2022. – С. 1-3ю
19. Холопов, К.В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 8. – С. 84-96.
20. Холопов, К.В. О современном состоянии системы МДП в мире и в России // Вестник транспорта. – 2021. – № 10. – С. 21-28.