Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная постиндустриальная эпоха развития общества, актуализирует независимую, творческую активность. Сегодня интересен человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение в собственной жизни. В тоже время, социокультурные трансформации и потрясения XXI века (политические проблемы, экономическая нестабильность, культурологические, идейные, духовно-нравственные изменения), приводят к кризису человеческого существования. Личность, находящаяся в состоянии одиночества, нарастания тревоги в мире вещей (М.Хайдеггер) находится в ситуации экзистенциального выбора смысла жизни и обусловленности своего существования.
Вопросы нравственности и этики состояние современного общества неоднократно поднимаются в науке в последние годы, и это ставит задачу перед исследователями о необходимости анализа содержания и особенностей развития психологической культуры личности индивида в целом. В широком смысле, понятие культуры охватывает всё то, что определяет особенности человеческого существования в мире, в отличие от существования живой и неживой природы вне социума. Понимание культуры предполагает анализ сфер духовной жизни человека, которые проявляются в его психологическом и нравственном состоянии. Еще С.Л.Рубинштейн обосновал роль нравственного закона в рамках существования индивида, как приобретения специфического для человека .
Вся история развитие человеческого в рамках психологической науки, которая в своем развитии прошла разные подходы к пониманию психологии человека, его смыслов и способов существования в мире и всего того, что формирует психологическую культуру общества, являет собой нравственный кризис, который обостряется в переломные для развития общества и науки, моменты.
В последние годы, наука и общество, снова и снова, возвращаются к необходимости осмысления и принятия ценностных основ психологической культуры. В основе психологической культуры лежат нравственные ценности, которые являются регуляторами отношений личности с самим собой, с другими людьми и с миром. Так, ценностное отношение к жизни в целом, является обязательной составляющей психологической культуры. Развитие общества в современном, прогрессивном инновационном мире, глобализация, возникающие кризисы на глобальном и микросоциальном уровне, возвращают человечество и социум, к необходимости ценностного отношения к миру, к социуму, к себе.
Ценностный эскапизм человеческой жизни, нравственных ценностей, свойственный концу XX – началу XXI вв., приводит к конфликтам на межличностном, семейном уровне, на уровне профессионального становления, межгосударственном и межнациональном уровнях и др. В попытках разобраться, человечество приходит к необходимости нравственно-ценностного отношения к жизни, который и выражает смысл и значимость самого феномена жизни. Преодоление негатива, обретение подлинности и возможность обретения яркой индивидуальности невозможна без обретения ответственности за собственное существование. В окружающем мире всё больше становится востребованным человек свободный, который способен, осознано сделать выбор и ощущающий себя в полной мере свободной личностью. Особенно это актуально на этапе формирования личностной идентичности, осознания самого себя, своей роли в социуме, что свойственно юношескому возрасту, начало которого приходится на период обучения в старших классах общеобразовательной школы (16-17 лет).
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Ценностные ориентации личности как основа психологической культуры старшеклассников».
Объект исследования: старшеклассники в процессе формирования психологической культуры и самоидентичности.
Предмет исследования: ценностные ориентации личности как основа психологической культуры старшеклассников.
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций личности как основы психологической культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
- представить общее понятие ценностных ориентаций в структуре и развитии личности;
- изучить особенности ценностной сферы старшеклассников;
- рассмотреть общее понятие свободы воли и личной ответственности в становлении системы ценностных ориентаций
- описать ценности как основу психологической культуры личности.
Понимание человека как автора своей жизни находит свое отражение в работах многих гуманистически ориентированных психологов теоретиков и психотерапевтов: А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Перлза, Р. Мэйя, Дж.Бюдженталя и т.д., в наиболее радикальной форме концепция авторства («радикального авторства») нашла свое отражение в идеях Вилла Шутца (William C. Schutz) и Вернера Эрхарда (Werner Erhard). Социальное значение человека экзистенциально создающего свой образ, в рамках которого расширяется понимание значимости и способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.).
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, теоретический анализ и синтез
Структура исследования: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1.Общее понятие ценностных ориентаций в структуре и развитии личности
Прежде чем определить понятие «ценностных ориентаций», необходимо отметить, что, аналогично иным подобным многозначным и полифункциональным междисциплинарным понятиям, данное понятие также по-разному интерпретируется у разных авторов в рамках зарубежной и отечественной психологической науки.
В ряде исследований, понятие ценностных ориентаций личности совпадает с понятиями, которые определяют мотивационно-потребностную, или смысловую сферу личности. В частности, Абрахам Маслоу не разделял понятие ценность, потребность и мотив. Виктор Франкл объединял понятия ценности и личностные смыслы. Отечественные авторы, зачастую, понятие ценностных ориентаций включали в другие, более устоявшиеся психологические понятия, которые являлись основным объектом их исследования . В частности, Ф.Е.Василюк, указывал, что в попытках определить в рамках психологической науки, что есть ценность, зачастую создается впечатление, что основное стремление здесь – попытка отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести это понятие к определениям эмоциональной значимости, нормы, установки и др. При том, что понятие ценности не вмещается в узкие рамки этих определений .
Для определения места ценностных ориентаций в системе личности, необходимо рассмотреть различия и отделить данное понятие от смежных категорий (потребность, мотив, установка, диспозиция, личностный смысл, убеждения и др.)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании /И.А.Баева. –Санкт – Петербург. – 2002. - 271с.
2. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
3. Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. — М.: РПО, 1999. – 144 с.
4. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. — М.: Мысль, 1988. – 301 с.
5. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. – С.284-314
6. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. – С.256-269.
8. Иоанн Дамскин, прп. Полное изложение православной веры. Сретенский монастырь, 2007.
9. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. – М., 1991. – 103 с.
11. Игумен Евмений (Перистый) Духовность как ответственность. — Решма (Ивановская область, Кинешемский район): Свет Православия, 2005. — 312 с.
12. Коренюгина Т. Ю. Ценностное отношение к жизни как феномен психологической культуры // Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – С.201-204
13. Козловская Г.Ю. Развитие психологической культуры учащихся как фактор обеспечения психологической безопасности // Психология безопасности, психологическая безопасность личности: человек и общество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 13-14 октября 2011 г. / Под общей редакцией М.М. Далгатова. – Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ). – 358 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989. - 256 с.
15. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. – Томск, 1998. – №7. – С.25-32
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.
17. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. – С.372-377.
18. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. - М., 1997. - 79 с.
19. Миронова М.Н. Представления о свободной воле в психологии, ориентированной на христианскую антропологию / Консультативная психология и психотерапия, 2010. – №3. – С.83-108
20. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. – Тбилиси,1973. – С.20-26.
21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т / С.Л.Рубинштейн. – М.:Педагогика. – 388 с.
23. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
24. Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности, 2005, №2.
25. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. – 206 с.
26. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии / Т.А. Флоренская. – М.: ИП АН СССР, 1991. – 244 с.
27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд // Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 382–424.
28. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность /В.Франкл //Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общ. ред.А.А. Реана. СПб.:Питер, 2000.
29. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура //Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. - 344 с.
31. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Монография. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с.