Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА
1.1 Понятие, сущность и виды самооценки
Самооценка, по мнению многих исследователей (Р. Бернс, И.С. Кон, А. Маслоу, А.И. Липкина, и др.), существенно влияет на эффективность деятельности человека и на степень выраженности стремления к личностному росту
Самооценка – это отношение человека к самому себе, его представления о себе (убеждения, эмоции, чувства, которые направлены против самого себя и своей судьбы) [6].
Структура самооценки представлена двумя компонентами - ценностно-когнитивным и ценностно-эмоциональным. Когнитивный компонент представляет собой набор представлений о себе, которые могут быть или не быть обоснованными. Оно представлено процессами самопознания, в результате которых возникает знание о себе - образ своих качеств, внешних характеристик, умений, способностей, социальной значимости навыков, и т. д.
Составляющие показатели: способ ориентации на обоснование самооценки, мера реалистичности, разнообразие и объем самооценки суждений, форма (категоричная или проблемная) самовыражения. Эмоционально-ценностный компонент самооценки представляет собой эмоциональное отношение к данной совокупности убеждений (оценочные характеристики компонентов когнитивной самооценки и связанных с ними переживаний), в том числе сила и интенсивность зависят от важности оцениваемого содержания для личности. Первая отражает знания, которые человек имеет о себе, вторая - его отношение к себе.
В процессе самооценки эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни один из них не может быть представлен в чистом виде. Знание о себе человек приобретает в социальных контактах, а они неизбежно наполняются эмоциями, сила и интенсивность которых зависят от важности оцениваемого содержания для личности. Качественное своеобразие познавательного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них [8].
Б.Ю. Худобин и А.В. Захарова в процессе изучения специфики взаимодействия этих компонентов выделил три уровня формирования когнитивного компонента:
Высший уровень характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: первичная направленность ребенка на основания самооценки на знание собственных особенностей; наличие у ребенка способности обобщать ситуации, в которых реализуются оцениваемые качества; случайная награда из-за внутренних условий; глубокое и разностороннее содержание суждений о самооценке и использование их преимущественно в проблемных формах;
Для среднего уровня характерны: непостоянные проявления реалистических самооценки; ориентация ребенка в обосновании самооценки преимущественно на мнение окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценки, эпизодическая атрибуция, обусловленная внешними условиями; наличие самооценки суждений относительно узкого содержания и их реализация как в проблемной, так и в категоричной формах;
Низкий уровень отличают: преобладающая недостаточность самооценки ребенка; обоснование своих эмоциональных предпочтений (хотел), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, эпизодическая атрибуция в связи с субъективно неконтролируемыми условиями, поверхностное содержание оценок самооценки и использование их преимущественно в категоричных формах.
Сравнительный анализ функционирования эмоционального и когнитивного компонентов самооценки по выделенным показателям позволяет сделать следующий вывод: взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов самооценки в дошкольном возрасте не являются однозначными. Высокий и адекватный уровень самоудовлетворенности может быть связан с высоким уровнем развития когнитивного компонента, а недостаточно высокий уровень самоудовлетворенности связан с более низким уровнем развития когнитивного компонента. Средний уровень самоудовлетворенности проявляется только в адекватном варианте и коррелирует с относительно высокими уровнями развития когнитивного компонента [5].
Низкая самоудовлетворенность в недостаточно низком варианте связана с высоким уровнем развития познавательного компонента у ребенка, а в адекватном варианте - со сниженным уровнем его развития. По данным Б.Ю. Худобина и А.В. Захаровой, высокий уровень развития когнитивного компонента, так сказать, устанавливает полярную меру самоудовлетворенности, в основе которой лежит уверенно адекватное или весьма критическое отношение человека к себе. Более низкие уровни тренированности когнитивного компонента менее тесно связаны с мерой удовлетворенности человека собой. Адекватная самооценка - позволяет субъекту критически относиться к себе, правильно соотносить свои сильные стороны с задачами разной сложности и с требованиями окружающих. Отрицательная самооценка – низкий уровень самооценки, чувство собственного достоинства, формирует негативное отношение к своей личности.
Есть три ключевых момента для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в его формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человеком я хотел бы быть. Высокая степень совпадения реального «Я» с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В концепции Джемса идея актуализации идеального «Я» лежит в основе концепции самооценки, которая определяется как математическое отношение - действительных достижений личности к его притязаниям. Тот, кто реально достигает характеристик, определяющих для него идеальный образ «Я», должен обладать высокой самооценкой. Если человек чувствует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, скорее всего, будет низкой [9].
Психологическая модель самооценки наглядно демонстрирует, что ее правильное функционирование возможно только при достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких как целеполагание, идеальное «Я» и рефлексия. Каждый компонент, с одной стороны, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки, а с другой стороны, проявляет себя специфическим образом. Таким образом, притязания на узнавание, присущие личности на ранних этапах ее формирования, и определенная степень их насыщенности способствуют формированию у личности чувства самотождественности.
Более того, через реальное взаимодействие личности с окружающими как носителями эмоционально привлекательных норм и знаний о социокультурных образцах, представленных в продуктах культуры, устанавливается позиция эмоциональной децентрации и способность к анализу как ситуации, так и причин его возникновения и различные точки зрения на него. Децентрированная позиция и локус контроля отражают характер рефлексивного развития, что, в свою очередь, позволяет субъекту вносить содержательные коррективы в содержательный аспект образа идеального «Я» и целеполагание.
Таким образом, самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свой смысл. Однако оно скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Любая попытка охарактеризовать себя содержит элемент оценки, определяемый общепринятыми стандартами, правилами поведения, целями и критериями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с. Текст: непосредственный.
2. Ангелина Э. А. Психологические особенности самооценки старших дошкольников в семьях с различным типом родительского отношения //Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. – 2023. – С. 127-130. Текст: непосредственный.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. Текст: непосредственный.
4. Болдина А. Н., Коврова Т. В. Формирование самооценки у детей 6-7 лет из семей с разным стилем родительского отношения //Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального. – 2020. – С. 288. Текст: непосредственный.
5. Борисов Н. А. Особенности самооценки детей дошкольного возраста //Поколение будущего: взгляд молодых ученых-2021. – 2021. – С. 322-324. Текст: непосредственный.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с. Текст: непосредственный.
7. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с. Текст: непосредственный.
8. Горфинкель В. А. Особенности самооценки у старших дошкольников в аспекте детско-родительских отношений //Системная интеграция в здравоохранении. – 2022. – №. 3. – С. 56. Текст: непосредственный.
9. Заплавская Е. П., Грищенко Н. А. Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения //Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. – 2021. – С. 201-205. Текст: непосредственный.
10. Лауткина С. В., Селезнева И. Н. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста //Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №. 2 (119). – С. 96-103. Текст: непосредственный.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. Текст: непосредственный.
12. Магомедова З. З., Миназова В. М. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике //Педагогическая деятельность как творческий процесс. – 2020. – С. 348-355. Текст: непосредственный.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с. Текст: непосредственный.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2014. Текст: непосредственный.
15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2005. 389 с. Текст: непосредственный.
16. Рябова, И. Х. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной семьи / И. Х. Рябова. // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 460-463. Текст: непосредственный.
17. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 2019. – 303с. Текст: непосредственный.
18. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2018 - 247 с. Текст: непосредственный.
19. Удальцова М. О. Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников. – 2010., с.167 Текст: непосредственный.
20. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы //Современное дошкольное образование. – 2017. – №. 5 (77). – С. 18-27. Текст: непосредственный.
21. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2019. - 200 с. Текст: непосредственный.