Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1. Исторический аспект социально-культурной деятельности
В настоящее время история социально-культурной деятельности предстает лишь как самостоятельное научное направление. Для того чтобы проводить конкретные научные исследования в этой области и обозначить направления ее развития, необходимо разработать и уточнить ее собственные методологические основания. Сфера проблемного исследования История культурно-просветительных учреждений начала формироваться как самостоятельное направление в 1990-е годы. Ранее работы, посвященные общей теме истории культурно-просветительных учреждений, были лишь частью общеисторических исследований [1].
Так, не было работ, посвященных методологии этого направления, но были работы по историографии этого направления в советский период [15]. Теоретическое осмысление этого нового направления началось в начале века, зачастую не только параллельно с конкретными историко-педагогическими исследованиями, но и в определенной степени опережая их, фактически предлагая новые методы, проблемы и их решения.
Ведущую роль в этом отношении сыграли ученые Университета культуры (Жарков А.Д., Ярошенко Н.Н., Клюско Е.М., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Литовкин Е.В., Туев В.В., Рябков В.М.). Кроме того, поскольку общепризнанная методология еще не сложилась, различные исследователи обращались к этому вопросу в своих непосредственных исторических исследованиях, хотя и опосредованно [10].
Основными факторами, влияющими на формирование истории социокультурной деятельности как научного направления, являются ее междисциплинарный историко-педагогический характер. Таким образом, можно выделить две тенденции развития. Первая - это связь между изучением истории культуры в целом и современными исследованиями в области истории социокультурная деятельность, которые рассматривают историю социокультурной деятельности как часть истории культуры в целом [6]. Так, до 1990-х годов культурный досуг изучался только в контексте общественной и семейной жизни, как средство идеологического воспитания (в рамках истории культурно-просветительского труда), а также в контексте конфликта между работой, нетрудовой деятельностью и свободным временем [14].
Во-вторых, она рассматривается как часть общей теории социокультурной деятельности, которую можно разделить на так называемую троицу: теория, история и практика социокультурной деятельности [2]. С этой точки зрения, препятствием для позиционирования «Истории социокультурной деятельности» как специализированной отрасли научного знания стало отсутствие общей теории культурно-просветительной деятельности в советский период; научные основы общей теории социокультурной деятельности появились только в 1990-е годы [9]. Таким образом, история ККД - это единичное достижение: ключевыми вопросами истории ККД являются разработка оригинальных историко-педагогических методов исследования, формирование и уточнение понятийного аппарата, разработка оригинальной классификации периодов и решение материальных проблем.
В настоящее время обществознание/история развития не имеет собственной методологии. Заимствование методов у других наук - явление не новое. Страшно то, что для заимствования недостаточно разработаны научные категории и положения. К ним относятся: объект, предмет (общие концептуальные устройства), проблемные области и категории периода. Понятийные аппараты.
Прежде всего, необходимо определить ключевое понятие «социально-культурная деятельность» и связанные с ним понятия (культурно-досуговая деятельность, культурно-образовательная деятельность, социально-культурная инфраструктура и т.д.). Социально-культурная деятельность - это деятельность, которую люди осуществляют автономно в свободное время. Социокультурной деятельности выполняет функцию интеграции, накопления, хранения и преобразования социального опыта [18, с. 25-39].
Хронологически это один из самых молодых терминов и основной на сегодняшний день. Его появление стало логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга. Изначально досуг определялся как вид человеческой деятельности; во второй половине ХХ века стремительная трансформация повседневной жизни перевернула традиционное представление о досуге.
Эта концепция включает понятие «досуг» в систему таких категорий, как «работа», «неработа» и «свободное время», и определяет его как нерегулируемую добровольную деятельность. Одна из этих позиций определяет досуг как деятельность, направленную на общее развитие человека. Другая точка зрения подчеркивает широкий спектр деятельности, выходящей за рамки работы, семьи и повседневной жизни, которая может быть развивающей, не развивающей или даже девиантной. В последнее время предпринимаются попытки проанализировать феномен досуга с точки зрения теории культуры [11]
В центре ее внимания - культурные потребности, которые мотивируют досуг. Досуг стал рассматриваться как вид человеческой деятельности, связанный с производством, распределением, сохранением и потреблением духовных и культурных ценностей. В результате появился термин «культурная досуговая деятельность» как родовое понятие по отношению к более общему и родовому понятию «досуговая деятельность» («досуг»). Современные теории указывают на различные проявления такой деятельности. Они варьируются в зависимости от субъекта, места осуществления, характера организации, наличия творческих элементов и т.д. На сегодняшний день не существует общепризнанного объекта или предмета, а попытки его сформулировать были единичны; объектами истории социокультурной деятельности являются различные явления, возникавшие в этой сфере на протяжении всей ее истории. Если объект отвечает на вопрос «что изучать», то предмет - на вопрос «чем и по каким законам» [3].
Таким образом, предметом истории социокультурной деятельности можно считать процесс развития феномена социокультурная деятельность, его механизмы и закономерности на различных этапах истории. Однако, помимо основных вопросов, история социокультурной деятельности призвана внести вклад в решение практических проблем социокультурных систем: в общей теории истории социокультурной деятельности важное место занимает понятие «социокультурная инфраструктура» как часть «социальной инфраструктуры», «социокультурная инфраструктура» как часть «социальной инфраструктуры», и, в свою очередь, как часть «инфраструктуры» [4]. Несмотря на все противоречия, основной характеристикой инфраструктуры считается обеспечение функционирования материального производства и условий жизни людей. Все нюансы, касающиеся понятия «социальная инфраструктура», можно свести к следующим основным позициям Ориентирована на удовлетворение социальных потребностей людей. Она представлена группой обслуживающих отраслей и видов деятельности, которые удовлетворяют человеческие потребности, обеспечивают воспроизводство человеческих ресурсов и развитие человека. Материальность и существенность ее элементов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, М.С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. /Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология в системе научного обеспечения социально-культурной деятельности //Время культуры и культурное пространство. - М., 2000. - С. 24-25.
3. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление / Н. А. Гурин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 29.03.2024).
4. Добриянов, В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. - М., 1968.
5. Жарков, А.Д, Чижиков, В.М. Теория, практика и методика научных исследований. - М.: МГУКИ, 1994. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.
6. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты. - М.: МГУКИ, 1999.
7. Коржева, Э.М. Актуальные проблемы свободного времени в интерпретации французских социологов //Франция глазами французских социологов. – М.: Наука, 1990.
8. Культурно-досуговая деятельность /Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУКИ, 1998.
9. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 1991.
10. Литвинцева, Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в Петровский период /Дисс. … канд. пед. наук. - С.-Петербург, 1993.
11. Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007.
12. Литовкин, Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2003. № 1.
13. Пиналов, С.А., Г.И. Чернявский, А.П. Виноградов История культурно-просветительной работы в СССР. - Киев, 1983. Рывкина, Р.В. Образ жизни сельского населения. - Новосибирск, 1979.
14. Рябков, В. М. Историография культурно-просветительной работы в СССР в период совершенствования социализма 1961-1985 гг. - Челябинск: ЧГПИ, 1987.
15. Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности //Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3.
16. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007.
17. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) //Ученые записки /Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23.
18. Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6.