Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации
1.1. Внутренняя среда организации
Внутренняя среда фирмы это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые воздействуют на ее потенциал, конкурентоспособность, способности развиваться. Внутреннюю среду можно изучать и описывать разными способами .
Структура внутренней среды состоит из:
стратегических целей организации и стратегии, определяющих вектор в ее развитии;
структуры организации, ее органов управления, подразделений, взаимосвязей между ними;
оборудования, транспорта, помещений;
процессов, включающих технологию, бизнес-процессы, процессы управления и пр.;
персонала, его квалификации, трудовой активности, организационной культуры, внутренних ценностей.
У внутренней среды есть несколько срезов, каждый из которых содержит ключевые процессы и элементы организации. Их состояние в комплексе определяет те возможности и потенциал, которыми располагают организации:
1) Кадровым срезом внутренней среды охватываются такие процессы, как взаимодействия менеджеров и сотрудников; найм, обучение и продвижение кадров; оценка итогов труда и стимулирование; формирование и поддержание взаимоотношений между работниками и т.п.
2) Организационный срез состоит из коммуникационных процессов, организационных структур, норм, правил, процедур, распределения прав и ответственности, иерархии подчинения.
3) Производственный срез состоит из изготовления продукции, снабжения и ведения складского хозяйства, обслуживания технологического парка, реализации исследований и разработок.
4) Маркетинговый срез во внутренней среде компании охватывает все процессы, которые взаимосвязаны с продажами товаров. Это стратегия продукта, стратегия по ценообразованию, стратегия продвижения продукта на рынках, выбор рынка сбыта и системы распределения.
5) Финансовый срез состоит из процессов, связанных с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в компании. В частности, из поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности, создания инвестиционных возможностей и т.п.
Рисунок 1 - Факторы внутренней среды
Внутреннюю среду пронизывает организационная культура, которая так же, как перечисленные срезы, подвергается углубленному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Факторы внутренней среды занимают особое место в среде любого предприятия. Данные факторы, в современных рыночных условиях принято рассматривать как контролируемые, т.е. они влияют на деятельность предприятия и способны влиять на деятельность предприятия.
Для эффективной деятельности предприятию необходимо постоянно проводить анализ внутренней среды и выявлять возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.). Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению к открывшемуся из окружающей среды шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов может нести в себе угрозу существованию организации (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов ведет к перебоям в производстве и срыву сроков исполнения заказов, потере потенциальных заказчиков и рыночных позиций).
Главная задача организации состоит в реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов), путем выделения своих сильных сторон и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации, путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.
Важная роль при формировании внутренней среды принадлежит руководителю, организующему деятельность объекта управления и, прежде всего, его персонала, а также персоналу, создающему ценности, которые реализуются вне организации .
Если от руководителя зависит принятие управленческих решений, связанных с деятельностью организации, то персонал влияет на качество реализации принятых решений. В зависимости от стиля управления и существующих в организации традиций персонал может не только выполнять полученные задания, но и в той или иной степени принимать участие в процессе управления и подготовке, а в некоторых случаях и в принятии управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Акимова В.С. Методики измерения эффективности корпоративной культуры / В.С. Акимова // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Сборник статей. Под редакцией Ю.В. Гуськова, Р.Т. Валиева. - Москва, 2020. - С. 221-228.
3. Бабаева Д.Г. Регулярный менеджмент: современный подход к управлению организацией Д.Г. Бабаева // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2021. - №4. – С.65-68.
4. Басюк А.С. Теоретические аспекты методов оценки эффективности менеджмента организации / А.С. Басюк // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С.183-185.
5. Бочарова И. Ю. Корпоративное управление / И.Ю. Бочарова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 368 c.
6. Бусыгин А.В. Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики / А.В. Бусыгин. – М.: Проспект, 2021. – 256 с.
7. Вицелярова К.Г. Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы / К.Г. Вицелярова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. - №28. – С.79-87.
8. Воргунова В.Р. Роль и важность корпоративной культуры в любой организации / В.Р. Воргунова // Научный электр. журнал Меридиан. - 2020. - № 3 (37). - С. 192-194.
9. Генкин Е.В. Компоненты системы менеджмента коммерческой организации / Е.В. Генкин // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2019): материалы конференции. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. – С.50-55.
10. Джабраилов Д.Х. Роль менеджмента в управлении человеческими и групповыми отношениями в организации / Д.Х. Джабраилов // Экономика и предпринимательство. – 2021. - №8. – С.819-822.
11. Живенкова А.А. Менеджмент организации. Выстраивание системы мотивации / А.А. Живенкова // Студенческий вестник. – 2022. - №30-2. – С.29-31.
12. Иванова Е. А. Корпоративное управление / Е.А. Иванова, Л.В. Шишикина. - М.: Феникс, 2020. - 256 c.
13. Казанцева С.Ю. Архитектура системы менеджмента при создании и развитии организации / С.Ю. Казанцева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. - №1. – С.10-16.
14. Ковалева К.Ю. Роль менеджмента в современной организации / К.Ю. Ковалева // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: сборник научных трудов. – Кинель: СамГАУ, 2020. – С.117-120.
15. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2020. - 314 с.
16. Макарова О. Корпоративное управление в АО с государственным участием / О. Макарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. – 252 с.
17. Мурычев А. В. Качество корпоративного управления как фактор повышения конкурентоспособности / А.В. Мурычев. - М.: Синергия, 2020. - 128 c.
18. Паблишер А. Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антропология для топ-менеджера / А. Паблишер. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 408 с.
19. Пеша А. В. Формирование корпоративной культуры организаций сферы обслуживания: Монография / А.В. Пеша. – Екатеринбург: Бук, 2017. – 139 с.
20. Распопов В.М. Корпоративное управление: Учебник / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр, 2019. - 384 c.