Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир характерен глобализацией всех сфер международной жизни, однако, нельзя с уверенностью сказать, что все процессы и изменения, происходящие в обществе, несут исключительную пользу. Поскольку процессы глобализации происходят неравномерно, существенный разрыв между уровнем благосостояния стран в таких условиях является неизбежным. Это, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы перед международным сообществом. Одной из таких угроз является террористическая деятельность. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что данная проблема осознается в каждом государстве, а процессы глобализации привели к тому, что терроризм приобрел повышенную степень общественной опасности и трансграничный характер.
В современном мире, несмотря на значительный скачок в социальном, технологическом, экономическом развитии, сохраняется множество угроз, способных разрушить кажущееся благополучие. Одни из них носят природный или техногенный характер, предсказать и контролировать которые крайне трудно. Другие имеют социальную, политическую природу и связаны именно с целенаправленной деятельностью людей по дестабилизации общественных отношений. Одним из таких явлений выступает терроризм, который получил широкое распространение в середине XX века и давно не ограничивается локальной территорией, а приобрел статус международного явления.
Проблема терроризма является актуальной, как для стран, в которых данное явление распространено настолько, что к государственной власти приходят террористические группировки, так и для стран, где сохраняется относительная безопасность, предпринимаются меры по недопущению совершения террористических актов. В мире едва ли можно найти страну, в которой не совершалось ни одного террористического акта.
В связи с широкой распространенностью терроризма международное сообщество предпринимает совместные усилия по недопущению его дальнейшего развития, принимаются международные нормативные акты, например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года.
В Российской Федерации любые проявления экстремизма находятся под строго контролируемым запретом, что обусловлено в значительной степени многонациональным и многоконфессиональным составом населения. Согласно действующему законодательству, противодействие экстремистской деятельности осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
С учетом данных положений формируется национальное законодательство. На сегодняшний день Стратегией национальной безопасности Российской Федерации терроризм признается главной угрозой государственной и общественной безопасности, требующей совершенствования правового регулирования в данной области. Согласно данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ 1679 преступлений террористической направленности зарегистрировано в 2020 году, в 2021 году - 1806 преступлений, в 2022 году - 2342 преступления, а за январь-ноябрь 2023 года - 2027 преступлений.
В связи с актуальностью данной темы, теоретическое и практическое исследование административно-правовых средств, используемых органами внутренних дел в целях предупреждения и пресечения террористических актов, представляется необходимым, поскольку повышение эффективности борьбы с данным явлением и обеспечение безопасности общества является первостепенной задачей государства.
Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся в связи с деятельностью подразделений ОВД по противодействию терроризму.
Предмет исследования составляют теоретические представления о терроризме, правовые основы деятельности подразделений ОВД по противодействию терроризму.
Целью исследования является исследование теоретических основ административной деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.
Для достижения поставленной цели видится необходимым решить ряд следующих задач:
- охарактеризовать цели и задачи деятельности органов внутренних дел в сфере реализации государственной политики противодействия терроризму,
- изучить правоприменительную деятельность и взаимодействие органов внутренних дел по противодействию терроризму;
- рассмотреть организацию деятельности служб и подразделений полиции по противодействию экстремизма;
- раскрыть административно-правовые меры, используемые полицией в целях предупреждения и пресечения экстремизма.
Методология исследования основывается на комплексном применении общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Общенаучные методы представлены диалектическим методом всеобщего познания, системным, историческим, анализом, синтезом, сравнением, и др. Частно-научные методы представлены формально-юридическим методом, методом сравнительного правоведения и др.
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
1.1. Цели и задачи деятельности органов внутренних дел в сфере реализации государственной политики противодействия терроризму
Анализ нормативной базы позволил выделить основные органы, которые задействованы в противодействии терроризму. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 сентября 2012 г. № 1258 «Об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям» и Указом Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» , специальным предупреждением терроризма занимаются следующие субъекты:
- ФСБ России;
- МВД России;
- Министерство обороны РФ;
- Служба внешней разведки РФ;
- Росгвардия;
- Федеральная служба охраны;
- Следственный комитет РФ.
Усилия всей системы противодействия терроризму сосредоточены на следующих основных мероприятиях:
- сотрудничество между перечисленными органами;
- активизация просвещения и улучшение профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;
- обеспечение эффективного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;
- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия;
- осуществление разведывательных и силовых операций по выявлению террористических организаций на сопредельных к России территориях, или территориях, на которых наблюдается повышенная террористическая активность (например, Сирия, Иордания, Ливия), с целью заблаговременного предупреждения проникновения террористического контингента на территорию страны;
- выявление лиц, завербованных для участия в террористической деятельности и пресечение попыток проникновения таких лиц на территорию других государств для пополнения террористических организаций.
Существенная роль в деятельности по противодействию терроризму принадлежит органам внутренних дел (далее - ОВД). Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой работы ОВД и их места в системе правоохранительных органов. В первую очередь, все сигналы и первичные сообщения о совершенных или готовящихся террористических преступлениях поступают в дежурные части территориальных ОВД. В связи с этим, сотрудники полиции первыми реагируют на сообщение, оповещая при этом все заинтересованные службы. Сотрудниками ОВД осуществляются все первичные действия по пресечению террористических акций, ликвидации их последствий, проводится комплекс мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения или контртеррористической операции, еще до прибытия специальных подразделений .
Кроме того, сотрудники полиции осуществляют противодействие так называемому общеуголовному терроризму - корыстному терроризму, направленному на устрашение тех, кто препятствует преступникам в получении материальных ценностей, среди которых могут быть коммерческие соперники, которых принуждают принять заведомо невыгодное решения или условия. Выделяется также криминальный терроризм - его осуществляют участники одной преступной группы для устрашения другой.
Как видно из вышеизложенного, несмотря на принимаемые меры и некоторые положительные сдвиги, оперативная обстановка в стране остается сложной, а результаты деятельности органов внутренних дел в этом направлении недостаточны. Внедрение теоретических положений в практические навыки должно осуществляться на этапе подготовки сотрудников ОВД к несению службы, а также в образовательных учреждениях МВД России.
1.2. Правоприменительная деятельность и взаимодействие органов внутренних дел по противодействию терроризму
Административно-правовые средства занимают особую значимость в системе противодействия терроризму. Однако, несмотря на их значимость, в науке административного права нет единого подхода к определению данного понятия.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. отмечают, что административно-правовые средства необходимо рассматривать как один из структурных компонентов административно-правовых методов, ведь именно административно-правовые средства позволяют осуществлять реализацию убеждения и принуждения и формируют правовой механизм их положительного воздействия .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации . – 2001. – №1 (часть I). – Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июн. 1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
5. О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 11. – Ст. 1146.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. №1 (часть II). – Ст. 212.
7. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете) : указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 (ред. от 29.01.2022 № 26) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 52 (часть I). – Ст. 7591.
8. Об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям и внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и в состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный этим Указом: Указ Президента РФ от 2 сентября 2012 г. № 1258 (ред.от 13.11.2018) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37. – Ст. 4988.
9. О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России: приказ МВД РФ от 29 октября 2001 г. № 951 // Российская газета. – 2003. – № 13.
10. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 29.09.2022) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 января 2006 г.
Учебная и научная литература
11. Абазов А.Б. Взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации и местного самоуправления в противодействии экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15. – №3. – С. 75–79.
12. Абазов А.Б., Файрушин Т.А. О компетенции органов местного самоуправления в осуществлении противодействия молодежному экстремизму // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2021. – № 3 (93). – С. 99–104.
13. Авдеев В.А. Механизм противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в Российской Федерации // Юридический мир. – 2014. – № 12. – С. 59.
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М., 2016. – 724 с.
15. Анисимов Р.Ю., Иванов В.В. Административно–правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. – 2013. – № 11. – С. 835.
16. Астахов И.П. Мероприятия антитеррористической направленности, реализуемые участковым уполномоченным полиции на территории обслуживания административного участка // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2023. – № 3. – С. 33–36.
17. Богданов А. В. Терроризм и экстремизм как одна из мировых проблем борьбы с преступностью / А. В. Богданов, И. И. Ильинский, Е. Н. Хазов //Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – №. 5. – С. 231–236.
18. Загвязинская О.А., Ольховик Т.С. Конкретизация полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму и терроризму // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно–практической конференции. – 2017. – С. 10–13.
19. Ламатханов Б. Б. Специальные меры предупреждения преступности в сфере государственных и муниципальных контрактов // Аллея науки. – 2019. – № 3. – С.82.
20. Майор В.М. Административно–правовые средства, используемые органами внутренних дел в целях предупреждения и пресечения террористических актов // В сборнике: Правоохранительная деятельность: теория и практика. Материалы VI Всероссийской научно–практической конференции. – Челябинск, 2022. – С. 186–189.
21. Михайленко А.Н., Келехсаев В.И. Противодействие терроризму: международный опыт. – М., 2018.– 411 с.
22. Николаева Н.В., Исаева Л.А. Роль и место правоохранительных органов российской федерации в противодействии экстремизму и терроризму // Colloquium–journal. – 2019. – № 25–10 (49). – С. 80–81.
23. Никулин М.И. Административно–правовые средства борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни, и их применение органами внутренних дел: учебное пособие. – Хабаровск, 1991. – 334 с.
24. Панин В. А. Выявление и раскрытие преступлений в жилищно–коммунальном хозяйстве (комплексе) // Евразийская адвокатура. – 2020. – № 4. – С. 94–95.
25. Самороковский С.А., Самороковский А.Ф. Роль оперативных подразделений органов внутренних дел в противодействии терроризму // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2023. – № 4. – С. 242–248.
26. Соколова А.Ю. Административное право Российской Федерации: // учебник для бакалавров – М.: ИНФРА–М, 2017. – 556 с.
27. Фастов А.Г., Бойко Д.В. Специально–юридические гарантии обеспечения законности в дискреционном правоприменении // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2013. – № 1. – С.17.
28. Юрицин А.Е. Организационные основы деятельности российской полиции по противодействию экстремизму // В сборнике: Омские научные чтения - 2020. материалы Четвертой Всероссийской научной конференции. – Омск, 2020. – С. 205-209.
Эмпирические материалы
29. Приговор № 1–17/20201–352/2019 от 11 февраля 2020 г. Шпаковского районного суда Ставропольского края [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. – Режим доступа: https:// sudact.ru
30. Приговор № 2–12/2012 от 12 июля 2012 г. Калининградского областного суда [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. – Режим доступа: https://sudact.ru
31. Определение мирового судьи судебного участка № 1 Балашихинского судебного района Московской области от 3 марта 2017 г. по делу № 5–105/2017 // СПС «КонсультантПлюс».