Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Любая государственная власть осуществляется через различные организационные формы. Совокупность этих форм составляет механизм государственной власти. Важнейшее место в этом механизме занимает государственный аппарат, включающий в себя разнообразные органы, которые обычно называют государственными чиновниками или служащими. Они профессионально выполняют свою работу по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Аппарат государства, подобно механизму государственной власти, представляет собой конкретное, реальное существование самого государства. Это материализованная организационная и материальная сила, благодаря которой государство осуществляет свою власть.
Государственные органы играют решающую роль в аппарате государственной власти. Они специально создаются для осуществления государственной власти. Отличительной чертой государственных органов является то, что они обладают привилегиями и возможностями, которых не имеет ни одна другая организация. В частности, эти органы обладают государственными полномочиями.
Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие научного понимания организации государственного аппарата.
Основной целью работы является анализ признаков организации государственного аппарата. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- определить понятие и элементы аппарата государства;
- рассмотреть понятие, признаки и вида органа государства;
- обозначить принципы организации и функционирования аппарата государства;
- охарактеризовать специфику органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Н.В. Варламова, Т.А. Васильева, А.Б. Дидикин, В.А. Филиппова, Ю.В. Эренс, А.Ш. Гаджиев, С.М. Саабдулаев, А.В. Самышин, В.О. Галуева, А.Д. Цомаев и др.
Законодательной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, ряд других нормативно-правовых актов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы, соответствующие логике поставленных в исследовании задач, заключения и списка нормативно-правовых актов и литературы.
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1 Понятие и элементы аппарата государства
Представьте, что вы опытный писатель с многолетним стажем и вам необходимо переработать исходный текст, добавив оригинальность, сохраняя основное содержание.
Итак, изучение понятия «аппарат государства» предполагает предварительный анализ теоретических основ данной проблемы. В общем виде можно представить категорию «аппарат» как систему средств взаимодействия, способ функционирования и набор факторов, обеспечивающих определенные цели. В научной и учебной литературе нет единого мнения о содержании понятия «аппарат государства». Чаще всего оно рассматривается через анализ соотношений с понятиями «механизм государства» и «аппарат государства».
Некоторые авторы считают, что механизм государства состоит из аппарата государства, включающего государственные органы власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), государственные учреждения (образовательные, научные, медицинские и так далее) и так называемые материальные придатки (армия, правоохранительные органы, исправительные учреждения и другие) .
Другие авторы считают, что механизм государства включает все государственные органы, специально созданные для осуществления возложенных на государство функций, то есть они отождествляют понятия «механизм государства» и «аппарат государства», поскольку аппарат государства представляет собой набор полномочных органов государства, созданных для решения поставленных задач и выполнения государственных функций. Существуют и другие точки зрения.
Несмотря на то, что понятие «аппарат государства» тесно связано с понятием «механизм государства», они не должны быть идентичными. Механизм государства, представляя собой олицетворение государственной власти, включает в себя все государственные органы.
Однако действующая Конституция Российской Федерации устанавливает основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенцию федеральных органов государственной власти, порядок введения налогов, управления государственной собственностью и прочее, что подтверждает точку зрения о том, что «государственный механизм» является более широким понятием, нежели «государственный аппарат».
Понятие «государственная должность» является ключевым в рамках организации государственной службы. Определение этого понятия, приведенное в статье 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не раскрывает полностью его сущность. В статье говорится о том, что «государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и других государственных органах» . Таким образом, понятие государственной должности сводится к должностям в государственных органах.
Должность – это структурная единица государственного органа, которая отражает комплекс полномочий, возложенных на государственного служащего. Должность можно определить как постоянную государственную установку с определенным комплексом прав и обязанностей для непрерывного выполнения конкретной работы по осуществлению государственных функций.
Организационно-структурно, должность представляет собой определенную единицу, входящую в систему государственной службы. Она определяет сферу задач, возлагаемых на государственного служащего, и отражает содержание и объем полномочий данного лица. Совокупность должностей, различного уровня и характера, объединенных в штате должностей, составляет внутреннюю структуру государственного органа.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит определений «должностное лицо» и «представитель власти», которые широко используются для отдельных категорий государственных служащих. Несмотря на отсутствие упоминания в законе, данные термины широко распространены и применяются в юридической науке и практике.
Проблематика определения понятия «должностное лицо» регулярно поднимается в юридической литературе уже несколько десятилетий. На текущий момент существует несколько вариантов этого определения, так как каждый ученый подходит к исследованию с позиций конкретной отрасли права.
Важные характеристики, присущие должностным лицам, можно выделить следующие: нахождение на должности, осуществление функций по реализации компетенции соответствующего органа, обладание юридически властными полномочиями для совершения значимых юридических действий и повышенная ответственность за свои действия.
Однако следует обратить внимание на то, что демократизация и коренная перестройка всех аспектов общественной жизни, а также возникновение множества коммерческих организаций, включающих в себя служащих с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, требуют нового подхода к определению понятия «должностное лицо».
Настало время определить понятие и виды должностных лиц в соответствии с западной моделью публичной службы. Здесь имеется в виду выделение двух категорий должностных лиц: государственные должностные лица, которые осуществляют внешние властные полномочия и функции публичного характера, работая в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а также находящиеся на военной службе (в Вооруженных Силах РФ); и должностные лица в обычном понимании, которые выполняют управленческие функции в государственных или муниципальных предприятиях, коммерческих или некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или государственными или муниципальными учреждениями.
Эффективность работы государственного механизма во многом зависит от состояния его нормативной основы. Основа исследуемого механизма базируется на национальном законодательстве, международном праве, нормативных актах, издаваемых президентом и правительством РФ, а также ведомственных актах нормативного характера .
Внешние организаторы, такие как социальные учреждения и институты, выполняющие функции по совершенствованию правовой базы и созданию эффективных контрольных процедур и др., имеют значимое значение для обеспечения этого процесса.
Важное значение также имеет ответственное поведение должностных лиц этих учреждений и институтов. От их деятельности во многом зависит состояние законности, правопорядка и других сфер функционирования общественного организма. Поэтому законодательное определение полномочий должностных лиц и их ответственности за принимаемые решения играют значительную роль.
В заключение следует отметить, что категория «аппарат государства» имеет фундаментальное значение и представляет собой комплексную систему факторов, необходимых для нормального функционирования государства и достижения его целей и функций.
Фрагмент для ознакомления
3
Официально-документальные материалы
1 Конституция Российской Федерации // URL: https://base.garant.ru/10103000/?ysclid=lthp5uekw7929726534 (дата обращения 25.03.2024).
2 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 25.03.2024).
3 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/?ysclid=lu78sxcqju853524204 (дата обращения 25.03.2024).
Книги
4 Андреева, Г.Н. Институты публичной власти в условиях глобализации: монография / авт. колл.: Н.В. Варламова, Т.А. Васильева, А.Б. Дидикин и др.; под ред. Т.А. Васильевой и Н.В. Варламовой. – Москва: Норма: Инфра-М, 2020. – 272 с.
5 Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 521 с.
6 Мухаев, Р.Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 585 с.
7 Публичная власть: система, компетенции: монография / [Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л., Виноградова Е.В. и др.]; под общей редакцией М.Н. Кобзарь-Фроловой. – Воронеж: Научная книга, 2021. – 237 с.
Статьи
8 Балицкая, А.Ю. Организация судебной системы Российской Федерации / А.Ю. Балицкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 9-1. – С. 160-163.
9 Борлакова, А.Х. Функции законодательного органа власти / А.Х. Борлакова // Вестник экспертного совета. – 2022. – № 2 (29). – С. 69-73.
10 Гаджиев, А.Ш. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект / А.Ш. Гаджиев, С.М. Саабдулаев // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 15-18.
11 Галуева, В.О. Особенности механизма государственного управления в современной России / В.О. Галуева, А.Д. Цомаев // Вопросы развития современной науки и техники. – 2021. – № 2. – С. 132-138.
12 Добрынин, Е.Д. Проблемы конституционно-правовой ответственности законодательных органов государственной власти в РФ / Е.Д. Добрынин // Вестник науки. – 2023. – № 6 (63). – С. 442-445.
13 Зуев, Е.Д. Понятие и признаки исполнительной власти в России / Е.Д. Зуев, А.В. Минаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 2-3 (89). – С. 49-51.
14 Исмаилова, Х.Ч. Современные проблемы реализации принципа разделения властей в РФ / Х.Ч. Исмаилова, М.М. Магдилов М.М. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2021. – № 3. – С. 75-81
15 Кочура, Н.А. Органы федеральной исполнительной власти Российской Федерации / Н.А. Кочура, Т.Н. Шарыпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-3. – С. 104-106.
16 Логвин, Р.Б. Система и структура федеральных органов исполнительной власти / Р.Б. Логвин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 4-2. – С. 226-228.
17 Магомеднабиева, К.Ш. Основы правового регулирования законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ / К.Ш. Магомеднабиева // Вопросы науки и образования. – 2021. – № 27 (152). – С. 15-23.
18 Магомедова, Е.А. Функции исполнительной власти: вопросы теории и практики / Е.А. Магомедова, Е.С. Байтрукевич, Е.А. Марченкова // Скиф. – 2021. – № 10 (62). – С. 232-238.
19 Плетников, В.С. Государственные организации в механизме (аппарате) современного российского государства: вопросы теории и практики / В.С. Плетников. М.С. Плетникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2020. – № 2. – С. 121-124.
20 Пята, А.А. Правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации / А.А. Пята, А.В. Дергилев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 12-4 (87). – С. 142-144.
21 Россинский, Б.В. Исполнительные органы в системе публичной власти / Б.В. Россинский // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 2. – С. 39-43.
22 Самышин, А.В. Реализация принципа разделения властей в механизме современного Российского государства / А.В. Самышин // Вестник науки. – 2022. – № 11 (56). – С. 161-166.
23 Тонконогов, А.В. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти Российской Федерации / А.В. Тонконогов // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 130-133.
24 Филиппова, В.А. Орган государства в механизме реализации функций государства: понятие, сущность, основные классификации / В.А. Филиппова // Форум молодых ученых. – 2021. – № 4 (56). – С. 373-376.
25 Эренс, Ю.В. Система разделения властей как основа государственного управления / Ю.В. Эренс // StudNet. – 2020. – № 12. – С. 43-51.