Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях актуальность данного исследования не вызывает сомнений, включая определение правовой сущности управления Судебным департаментом Верховного суда Российской Федерации как независимого судебного органа; изучение условий его деятельности и их значения в судебной системе; поиск новых решений существующих и возникающих проблем деятельности; учет показателей эффективности для обеспечения наиболее качественной работы; и т.д.
Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, ответственным за осуществление деятельности федеральных судов общей юрисдикции (Верховный суд Республики, краевые и окружные суды, суды федерального значения, суды автономных округов, областные суды и военные суды), судебные учреждения и дисциплинарные учреждения. Задача Департамента – оказать организационную поддержку в финансировании мировых судей и создать единое информационное пространство для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.
История организационного обеспечения деятельности судов Российской Федерации отражает все трудности судебной реформы в период становления современной России и ее государственного устройства. Еще до принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году вопрос организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции входил в компетенцию Министерства юстиции, то есть функции организационного обеспечения двух основных моделей выполнялись судебными органами или вышестоящими судебными инстанциями. В то же время модель организационной поддержки суда, использовавшаяся в то время, часто подвергалась критике со стороны общества, что точно отражало роль и статус судебной власти в современных механизмах.
Целью настоящей работы является деятельности Судебного Департамента Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ). Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:
рассмотреть историю становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
изучить задачи и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
проанализировать структуру Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
исследовать организацию деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Объект исследования - правовые отношения, складывающиеся в рамках деятельности Судебного Департамента ВС РФ. Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие понятие, содержание и систему полномочий Судебного Департамента ВС РФ.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Методологической основой для разработки данной темы явились нормативные документы, публикации ведущих специалистов в периодической печати, а также учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых-юристов, как: Безродная Е.Б. [8], Васильева В.М. [9], Самсонов Н.В. [17], Протасова А.С. [18] и др.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Научная новизна исследования. Современные проблемы становления и развития ВС РФ как органической составляющей современного государства и его правовой системы исключительно многообразны и многоплановы, что вызывает необходимость выявления и обоснования теоретических основ организации и деятельности ВС РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде РФ
Организационное обеспечение суда всегда было одной из составляющих местного судебного управления до революции и в период развития советского государства. В Российской империи, а также в период становления временного правительства и Советского государства под этим понималась административная деятельность органа судебного управления, предполагающая организацию, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение судебной деятельности. Однако под видом организационной поддержки элементы «общего руководства», «контроля», «организации и управления», «судебного управления», «судебного и административного управления» и «организационного управления судом» вплетены в деятельность учреждений судебного управления. Таким образом, трудно различить, где заканчивается вопрос организационного обеспечения суда и где начинается вмешательство в судебную деятельность. Таким образом, на практике судебные органы, как специализированный орган судебного управления, считают, что они могут направлять судебную деятельность и руководить судом. Это аспект, который не признает независимость судей и отрицательно влияет на судебную систему. Передача судебного руководства, в том числе решение вопроса организационного обеспечения деятельности суда, будет отвечать интересам данного дела. Однако такая ситуация продолжалась до середины 1950-х годов, когда в стране были проведены административно-правовые реформы, в результате которых органы юстиции были упразднены, а функции судебного управления были переданы вышестоящим судам. В то же время суд приобрел определенную самостоятельность в судебном управлении и по-прежнему зависит от руководства по большинству ключевых вопросов, особенно в области финансового и материально-технического обеспечения [10].
Судебный Департамент Верховного Суда Российской Федерации, в силу своих функций, является важным субъектом обеспечения деятельности суда по отправлению правосудия. В связи с этим история его возникновения и развития представляет научный интерес. Исследования дореволюционного и советского законодательства показывают, что в дореволюционный период Верховный суд или аналогичные другие учреждения не имели в своей структуре данного органа. В дореволюционный период эти функции частично выполнялись секретарем суда и его председателем. Организация и руководство судебной деятельностью в советский период осуществлялось специальным ведомством. Когда был принят закон РСФСР «О судебной системе РСФСР» от 8 июля 1981 года функция судебного департамента была возложена на Министерство юстиции в соответствии со ст. 19 закона.
Министерство юстиции также сыграло важную роль в формировании судебной практики, поскольку Министерство юстиции имеет право делать заявления о толковании и формировании Верховным судом Российской Федерации правовых позиций по определенным вопросам и о применении нормативных правовых актов. Министерству юстиции поручено контролировать судебную деятельность и решать кадровые вопросы. Это кажется противоречивым, поскольку Министерство юстиции является административным органом, но на самом деле оно осуществляет административные и контрольные полномочия в отношении судебной системы. С другой стороны, система разделения властей фактически не была введена. Хотя это положение вещей противоречиво и вызвало некоторые нарекания со стороны научных кругов, оно все же не кажется невозможным [14].
Другим следствием этой ситуации является то, что, когда Министерство юстиции осуществляет эти полномочия, уровень его функций очень низок, поскольку эти полномочия не выходят за рамки его непосредственной деятельности. Новая концепция правосудия и судебной системы - это новый этап национального развития после распада Советского Союза, создания Российской Федерации и формирования новых методов в органах власти и системе управления, основанных на теории разделения властей и принципе независимости судебной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II). Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 октября 1994 г. И 22 декабря 1995 г.// Режим доступа: Гарант
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
7. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 223.
8. Безродная, Е. Б. Роль Верховного суда в вопросе разъяснения судебной практики / Е. Б. Безродная. // Молодой ученый. – 2019. – № 47 (285). – С. 267-270.
9. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
10. Верховный Суд РФ и становление российской государственности (к 100-летию ВС РФ): Сборник научно-практической конференции, 22 ноября 2022 г. / под ред. Гаврицкого А.В., Рябовой М.В., Коблевой М.М., Власовой Г.Б. – Ростов-на-Дону: Издательство ИП Беспамятов С.В. – 2023. – 226 с.
11. Гвидов В. Б. Административно-правовой статус должности государственной службы / В. Б. Гвидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2005. – С. 79-84.
12. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
13. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
14. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
15. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
16. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Крысанов. – Челябинск. – 2014. – 196 c.
17. Протасова А.С. Правовой статус Верховного суда РФ и его место в судебной системе / А.С. Протасова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2022. – № 3 (40). – с. 80-83.
18. Самсонов Н. В. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации как источник отечественного гражданского процессуального права / Н.В. Самсонов // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 2. – с. 139–162.