Фрагмент для ознакомления
2
Французский философ Блез Паскаль полагал, что «основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом» . Как часто людям приходится сталкиваться со спорами в самом себе, когда чувства говорят одно, а разум совсем другое. По мнению Блеза Паскаля, это приводит к большинству ошибок в жизни человека. И каждый из нас сталкивался, так или иначе, с этой проблемой по разным причинам. В основном чувства терзают наши сознания, подталкивая к новым мыслям, которые порождают еще более неприятные ощущения.
И круг на этом замыкается.
По мнению известного российского психолога Дмитрия Леонтьева, происхождение и сущность внутриличностного конфликта можно связать с нарушением смыслового соотношения сознания и бытия личности . То есть, у человека, как личности, сформировался в сознании смысл на определенную вещь, но в объективной реальности все сложилось совсем не так. Но то, как изначально сформировался взгляд на какие-то моменты, он не соотносится с самим существованием?
Все, конечно, начинается с детства. Воспитание, фильмы, рекламы, разговоры сверстников - все это меняло и меняет наше смысловое сознание всю жизнь. Еще острее стоит вопрос в подростковом возрасте, когда после всего увиденного и услышанного, они сталкиваются с реальностью. Это известно так же как - кризис в развитии личности, который может встретиться в любом возрасте.
В условиях современного образования актуальной является проблема самосознания, рефлексии и самостоятельного мышления у подрастающего поколения. Творческая, субъектная позиция создаёт возможности для грамотного, разумного существования в меняющихся реалиях жизни.
Именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки самосознания: образ «Я» и отношение человека к самому себе. А поскольку дошкольники сензитивны к творческой активности, художественному восприятию, синкретичности познания себя и мира, творчество является наиболее экологичным, природосообразным и гибким методом для формирования у детей образа Я» и самоотношения.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития самопознания ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
- рассмотреть сущность самопознания;
- описать особенности развития детей старшего дошкольного возраста ;
- изучить специфику развития самопознания в старшем дошкольном возрасте;
- описать способы развития самопознания у детей дошкольного возраста, арт-методы;
- рассмотреть игру-драматизацию как инструмент развития самопознания старших дошкольников;
- изучить влияние семьи на развитие самосознания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – самопознание как процесс.
Предмет исследования - условия, способы развития самопознания у детей дошкольного возраста.
Глава 1 Теоретические основы развития самопознания ребенка старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность самопознания
Самопознание – один из важных предметов в развитии каждого обучающегося. Оно помогает ребёнку в становлении его характера, понимания жизни, а также, поможет отыскать добрые аспекты жизни.
Что из себя представляет самопознание? Кратко говоря, самопознание – это изучение собственных психических и физических особенностей, понимание самого себя.
Зигмунд Фрейд одним из первых выдвинул теорию о внутренних конфликтах. Он полагал, что они происходят из-за действия друг на друга базального конфликта, который с необходимостью возникает между инстинктивными влечениями либидо, слепо требующими удовлетворения, и запретами со стороны общества и в первую очередь со стороны семьи. В целом он пришел к выводу, что они непреодолимы. Можно согласиться с тем, что большое количество конфликтов, связанных со взаимодействием в обществе, вызвано желанием, которое будет осуждаться кем-либо из окружения, и которое сложно преодолеть людям по разным причинам .
Карен Хорни, психоаналитик, одна из основателей психологической теории личности, подчеркивала пессимистический характер фрейдовской концепции внутренних конфликтов и видела ограниченность его теории в том, что он считал базальный конфликт неизбежным, а внутренние конфликты, в принципе, не разрешимыми. С точки зрения Фрейда, максимум, что можно сделать в плане разрешения конфликтов, - это достичь более совершенного контроля над ними или, в лучшем случае, «сублимировать» их. Она была уверена, что человек на протяжении всей жизни претерпевает различные изменения, ведущие к разрешению внутренних конфликтов. Она высказывает теорию об определении внутриличностного конфликта как объединение трех межличностных отношений человека, проявляющееся в «движении к людям», в «движении против людей» и «движении от людей». Внутриличностные конфликты, в представлении К. Хорни, «рождаются из чувств изолированности, беспомощности, страха и враждебности». Способы, с помощью которых человек пытается справиться с миром вопреки этим чувствам, направлены в первую очередь не на получение удовольствия, а на достижение безопасности; «их навязчивый характер обусловлен стоящей за ними тревогой» . Но страхи должны быть на чем-то основаны. В данном случае страхи, от которых идут внутриличностные конфликты, строится на ощущении беспомощности. Ощущение того, что человек не сможет что-либо предотвратить или сделать, делает его боязливым. Ведь если допустить такое, то неизбежно наступит душевная или физическая боль, переживание которой вызывает страх ощутить ее заново.
Способов победить страхи множество. Некоторые люди пытаются просто забыть о данной проблеме и жить свободно, пока она не напомнит о себе потом. В таком случае люди только еще больше усугубляют свою проблему. Но, этот метод может сработать в том случае, если проблема через какое-то время окажется неактуальной из-за сложившихся обстоятельств, не зависящих от человека. Назвать это полноценным методом сложно, так как проблема уйдет, если решится сама собой. Некоторые люди начинают рефлексировать, пока не найдут решение проблемы. Они посвящают этому все свое свободное время, постоянно находясь при этом в раздраженном состоянии.
Автор исследований в области самопознания и саморазвития личности, Юлия Блинова выделяет следующие характеристики самопознания и его роль для развития личности: 1. Самопознание является условием обретения психического физического здоровья личности; 2. Самопознание средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости; 3. Самопознание–единственный путь для саморазвития личности. В результате, в процессе самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самореализации . То есть, с помощью постоянного саморазвития и самопознания человек может избежать ненужных и навязчивых страхов. Постоянная занятость позволяет рассуждать рационально, избегать мыслей, различных страхов. Это касается всех возрастов и задевает большинство случаев. Например, при занятии любимым хобби, человек способен абстрагироваться от внешнего мира и своих проблем, сосредоточившись на деле и уже после этого спокойно решить проблему с «холодной» головой.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акулова Т. Н., Антоненко Е. В., Сахарова А. А. Конструкты развития самосознания ребенка в период дошкольного детства//ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОВИНЦИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.В. Бессчетновой, П.А. Шацкова. Саратов, 2023. С. 25-29
2) Атаманова, А. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством игры - драматизации / А. Ю. Атаманова, Т. С. Фомина // Студенческий. – 2019. – No 8(52). – С. 38-45
3) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с
4) Бирина Е.Р., Гордеева В.В. Влияние семьи на развитие самосознания детей дошкольного возраста//РОССИЯ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ, ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.Д. Морозова, В.Б. Жиромской. Пенза, 2023. С. 31-37
5) Блинова Ю.Л., Блинова. В.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития. – Казань. – 2009. 222 с.
6) Егорова, М. С. Игра - драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / М. С. Егорова, Ф. С. Газизова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – No 6(51). – С. 42-45
7) Егорова, М. С. Опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у дошкольников посредством игр - драматизаций / М. С. Егорова, Ф. С. Газизова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – No 6(51). – С. 46-50
8) Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Курск, 2012.
9) Коваленко А.А. Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2022. С. 201-204
10) Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография / М-во образования РФ. – Волгоград: Перемена, 2001. – 239 с.
11) Криницына А. В. Формирование образа «Я» и самоотношения у дошкольников в творческой деятельнгости// Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований : материалы Международной научно-практической конференции «XVIII Левитовские чтения» (12–13 апреля 2023 г.) /отв. ред. О. И. Кабалина. – Электрон. текстовые дан. (13,9 Мб). – Москва : ГУП, 2023.С. 494-496
12) Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности //Психологический журнал. – 2000. – Том 21. – № 1., c. 13.
13) Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с
14) Медведева И.А. Организация и проведение игры-драматизации как способа развития коммуникативных умений старших дошкольников// НАУЧНАЯ ИНИЦИАТИВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 68-75
15) Михайлова А. Е., Иванова М. К. Развитие мышления в онтогенезе детей дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 209-211
16) Паскаль Б. Мысли. Издательство АСТ, 2019. 256 с.
17) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
18) Усенкова Е. Ю., Текстильная кукла как средство арт-терапии // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 2. — С. 54-56
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 27.03.2024)
20) Харитонова, К. М. Методика организации и проведения игры драматизации как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников / К. М. Харитонова // Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов II Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 30-35
21) Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. М., 1995.
22) Чуина Д. В. Самопознание как путь к душевному равновесию человека// СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Материалы ХVI Всероссийской студенческой научной конференции. Том Часть 4. Красноярск, 2021. С. 243-246
23) Шашкенова А. Ж., Дахбай Б. Д. Арт-терапия// ДЕФЕКТОЛОГИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕЙРОНАУК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Сборник материалов I Международной научной конференции. Москва, 2021. С. 686-690
24) Яковлева, А. А. Развитие коммуникативных умений у детей 5 - 6 лет в играх-драматизациях / А. А. Яковлева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам LXXVI студенческой международной научно - практической конференции. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2019. – С. 105-110