Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На сегодняшний день современное общество можно по праву назвать информационным, к которому, в том числе, относится и Российская Федерация. Все больше возрастает роль и значение средств массовой информации в различных сферах общества. Они выполняют очень важную функцию – от того как они преподнесут те или иные материалы, существенно зависит восприятие преподнесенных сведений вовлеченной аудиторией.
Принимая во внимание политическую сферу общества, характер взаимодействия средств массовой информации с органами власти приобретает всё более важную роль при проведении долговременных государственных преобразований. Опираясь на различные источники средств массовой информации, государственная власть старается проводить взаимодействие с гражданским обществом, используя в полной мере свои информационные и коммуникационные возможности.
Исходя из этого, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что с каждым годом возрастает необходимость поиска пути наиболее эффективного взаимодействия органов власти с гражданским обществом с помощью средств массовой информации. Проведенный анализ применяемых средств и способов взаимодействия органов власти со средствами массовой информации с целью оказания влияния на политическую сферу общества поможет найти способ наиболее эффективного взаимодействия в коммуникативной цепи «органы власти – СМИ – гражданское общество», что в первую очередь отразится на качестве проводимой политики органами власти.
Степень научной разработанности темы. Рассматриваемые вопросы нашли свое распространение в трудах таких авторов как: Горохов В.М., Дмитриев А.В., Коробейников В.С., Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Русаков А.Ю., Берёзкин В.М., Чумиков А.Н. и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся во взаимодействии органов власти и средств массовой информации.
Предметом исследования является взаимодействие органов власти со средствами массовой информации при осуществлении ими информационного влияния на общество.
Цель работы: исследование особенностей взаимодействия органов власти со средствами массовой информации.
Задачи работы:
– изучить сущность и функции средств массовой информации;
– рассмотреть сущность и функции органов власти, регулирующих деятельность средств массовой информации в Российской Федерации;
– раскрыть правовое регулирование средств массовой информации и органов власти, регулирующих их деятельность;
– изучить организацию взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации.
Методологию работы составили методы общенаучного характера: исторический метод, с помощью которого была изучена история возникновения и развития средств массовой информации, а также их взаимодействие с органами власти, анализ, с помощью которого была произведена обработка изученной в процессе работы информации по теме курсовой работы, синтез, позволивший собрать воедино полученный в ходе анализа материал, абстрагирование, применяемое в работе для выявления общих закономерностей в реализации взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, а также формально-юридический метод и метод толкования права, позволившие раскрыть правовое регулирование средств массовой информации при их взаимодействии с органами власти.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным обобщением и раскрытием существующих научных трудов А. Р. Акопяна, Т. Ю. Барташевича, Г. А. Борщевского, С. М. Воробьева, С.А. Авакьяна, М. А. Ивановой, П. В. Ивлиева, А. Д. Керимова, Т. Г. Макиевой, Н. В. Максименко, Г. А. Морозовой, И. А. Панкеева, М. А. Федотова и др., а также действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Структурно работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
1.1. Сущность и функции средств массовой информации
Средство массовой информации (далее – СМИ) – это техническо-организационная система, обеспечивающая производство, своевременную передачу и массовое распространение аудио и видео информации c целью массовых коммуникаций. Эти средства называются массовыми, потому что они охватывают широкую аудиторию – состоящую из большого числа социальных групп людей. Эту систему, в том числе, называют массовыми коммуникациями .
Согласно законодательству Российской Федерации под СМИ понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» .
СМИ обычно отождествляют по большей части с развлечениями и как считается, как нечто неважное в жизни большего числа людей. Этот подход, однако, однообразен и упрощён: СМИ так же имеют непосредственное отношение со многими другими сторонами нашей обыденной жизни. Такие медиа средства, как интернет, телевидение, радио и печатная продукция формируют значительное воздействие на жизненную реальность и на массовое сознание. Тем не менее, необходимо понимать то, что средства массовой коммуникации и СМИ – это не одно и тоже.
Характерной чертой СМИ является открытость, направленная на неограниченный круг потребителей, неравномерное количество пользователей, которое изменяется вследствие возникновения или угасания интереса к той или иной информационной теме.
СМИ вездесущи в современном обществе: люди каждый день смотрят телевизор, потоковое видео, читают новости и пользуются социальными сетями. Само собой разумеется, что использование средств массовой информации имеет как положительные, так и отрицательные последствия .
Потребность людей в получении информации и доступе к ней является жизненно важной, и поэтому СМИ играют огромную роль в ее удовлетворении.
Основными задачами СМИ являются сбор, обработка и раскрытие в открытом доступе различной информации для всеобщего сведения с использованием технических средств. В последние десятилетия в медиаиндустрии произошли изменения, сопряжённые с повышением роли электронных СМИ и, как следствие, с перераспределением внимания и интересов аудитории.
Е.В. Шукушева, Н.Н. Сапаров, с одной стороны, утверждают, что СМИ играют ключевую роль в жизни человека и, следовательно, информация из этих средств влияет на поведение и решения, принимаемые обществом . С другой стороны, А.В. Апанина утверждает, что общество влияет на СМИ в той мере, в какой они воспринимаются как «голос» социума .
Учитывая все это, становится ясно, что СМИ в большей степени отражают общество и играют важную роль в осуществлении культурных изменений, социально-экономического и политического развития.
Основными формами СМИ являются:
– визуальные;
– аудиальные;
– аудиовизуальные.
Вследствие применения этих трёх форм коммуникации появились 3 подразделения СМИ: печать, радио и телевидение, причём каждое из них включает в себя огромное количество подсистем – газеты, журналы, книжные сборники, программы телевидения и радио, действующих, как и локально, так и глобально, в масштабах всего мира.
М. Сарагих утверждает, что СМИ являются важным действующим актором, определяющим то, как функционирует общество. СМИ делают это, формулируя идеи и влияя на восприятие и отношение. В демократических обществах СМИ и журналистика выступают в качестве инструментов, отражающих общественное мнение, подчеркивая общественные проблемы и информируя людей о государственной политике и важных межкультурных событиях и точках зрения .
При характеристике роли СМИ важно обратить внимание на моральные аспекты. Коррумпированная журналистика, которую иногда называют «фейковыми новостями», за последние несколько десятилетий резко усилилась, особенно во время и после пандемии COVID-19. Подраздел этики, известный как этика СМИ, занимается моральными проблемами, возникающими в связи со сбором, подготовкой, хранением, представлением, распространением и потреблением информации через СМИ. Этика СМИ относится к протоколам, которым следуют журналисты и репортеры при подготовке материалов для прессы или телевидения. Тем не менее, по замечанию Т.Ю. Барташевича, Е.А. Овчинниковой, СМИ систематически нарушают либо законодательные акты, либо этический кодекс. Это звено этики способствует точности, независимости и беспристрастности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями : одобрена в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
2. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации: Закон РФ № 2124-1 : текст с изменениями и дополнениями на 11 марта 2024 года : принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
3. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон № 149-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2023 года : [принят Государственной Думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года]. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : федеральный закон № 31-ФЗ : [принят Государственной Думой 7 марта 2019 года : одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года]. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
5. Российская Федерация. Указы. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 . − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
6. Российская Федерация. Постановления. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») : постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228: текст с изменениями и дополнениями на 16 ноября 2023 года. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
7. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил принятия мотивированного решения о признании информационного ресурса, обнаруженного в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сходного до степени смешения с информационным ресурсом, доступ к которому ограничен в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 15.3-2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», копией заблокированного информационного ресурса: постановление Правительства РФ от 05 ноября 2022 г. № 1995. − Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. − URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2024).
8. Акопян, А. Р. Сущность и роль средств массовой информации в современном мире (социально-политический аспект) / А. Р. Акопян, Е. А. Акопян, В. А. Криворучко. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы военно-научных исследований. – 2023. – № 2(26). – С. 265-275.
9. Апанина, А. В. Анализ влияния СМИ на мировоззрение современного общества / А. В. Апанина. – Текст : непосредственный // В поисках социальной истины: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Иркутск, 2021. – С. 93-95.
10. Барташевич, Т. Ю. Этическая экспертиза на пути предупреждения и разрешения конфликтов в сфере СМИ. – Текст : непосредственный / Т. Ю. Барташевич, Е. А. Овчинникова // Конфликтология. – 2020. – Т. 15, № 1. – С. 144-156.
11. Бессонова, М. О. Социологический анализ особенностей доверия к СМИ в современном обществе. – Текст : непосредственный / М. О. Бессонова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. –2022. – № 1 (846). – С. 115-122.
12. Богомолова, Е. Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации / Е. Г. Богомолова. – Текст : электронный // КиберЛенинка : официальный сайт. – 2024. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organovgosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii/viewer (дата обращения: 30.03.2024).
13. Борщевский, Г. А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – Москва : Юрайт, 2023. – 261 с. – ISBN 978-5-534-15901-1. – Текст : непосредственный.
14. Воробьев, С. М. Актуальные проблемы формирования информационного общества в России / С. М. Воробьев, П. В. Ивлиев. – Текст : непосредственный // Теория государства и права. – 2022. – № 2 (27). – С. 87-98.
15. Гражданин и власть: монография / С.А. Авакьян, Д.А. Авдеев, Е.Ф. Гладун и др.; под ред. Г.Н. Чеботарева. – Тюмень: ТюмГУ-Press, 2023. – 172 с. –ISBN 978-5-400-01701-8. – Текст : непосредственный.
16. Доклад Роскомнадзора о правоприменительной практике организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в 2022 году. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : официальный сайт. – 2024. – URL: https://rkn.gov.ru/docs/doklad_o_pravoprimenitel6noj_praktike_prilozhenie_n_1.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
17. Иванова, М. А. Взаимодействие органов власти и СМИ / М. А. Иванова, К. А. Смирнова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики управления : сборник Х-й юбилейной Международной конференции, Смоленск, 30 ноября 2021 года. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2021. – С. 104-108.
18. Ивлиев, П. В. Оптимизация нормативно-правового регулирования деятельности российских СМИ. – Текст : непосредственный / П. В. Ивлиев // Теория государства и права. – 2022. – № 2(27). – С. 158-165.
19. Как устроен Роскомнадзор и чем он занимается, кроме блокировки сайтов. – Текст : электронный // Тинькофф Журнал : официальный сайт. – 2024. – URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/rkn/?ysclid=lucl7yd1ia617346332 (дата обращения: 30.03.2024).
20. Керимов, А. Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории: монография / А. Д. Керимов. – Москва : Норма, 2022. – 192 с. – ISBN 978-5-91768-448-2. – Текст : непосредственный.
21. Ковалев А. А. СМИ и политическая коммуникация: новые возможности и ограничения / А. А. Ковалев. – Текст : непосредственный // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 69-83.
22. Лахно, В. В. Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях. – Текст : непосредственный / В. В. Лахно, Д. В. Гашникова, Н. В. Павлов // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 6 (43). – С. 34-36.
23. Макиева, Т. Г. Защита права на достоверную информацию в сети Интернет по материалам деятельности Роскомнадзора / Т. Г. Макиева, И. Б. Чагин. – Текст : непосредственный // Безопасность личности, общества и государства: правовые проблемы и перспективы : Материалы I региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Иркутск, 24 марта 2023 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2023. – С. 132-136.
24. Максименко, Н. В. Правовое регулирование средств массовой информации / Н. В. Максименко. – Текст : непосредственный // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : материалы XXXII национальной научно-методической конференции, с международным участием, Челябинск, 20 мая 2022 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. – С. 22-24.
25. Маллалиева, Г. Г. Проблемы реализации конституционного права на свободу слова в деятельности СМИ на территории Российской Федерации / Г. Г. Маллалиева. – Текст : непосредственный // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 5 (168). – С. 111-112.
26. Маннапова, А. И. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в России / А. И. Маннапова. – Текст : непосредственный // Форум молодых ученых. – 2023. – № 11(87). – С. 60-64.
27. Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность. – Текст : электронный // studbooks.net – бесплатная коллекция электронных учебных материалов : официальный сайт. – 2024. – URL: https://studbooks.net/1056112/pravo/modeli_vzaimodeystviya_sredstv_massovoy_informatsii_vlasti_istoriya_sovremennost?ysclid=ludxdqojuw395638688 (дата обращения: 30.03.2024).
28. Морозова, Г. А. СМИ в системе коммуникации / Г. А. Морозова. – Текст : непосредственный // Экономика, управление, право: прошлое, настоящее, будущее : Межвузовский сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. КОРОЛЕВА», Институт экономики и управления. – Самара : ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 92-97.
29. Морозов, С. С. Проблемы правового регулирования интернет-СМИ в Российской Федерации в 2021 году / С. С. Максимов. – Текст : непосредственный // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 12. – С. 541-547.
30. Нудненко, Л. А. Влияние СМИ на реализацию конституционного права гражданина на свободу мысли / Л. А. Нудненко. – Текст : непосредственный // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 6. – С. 33-37.
31. Панкеев, И. А. Тенденции государственного регулирования российских СМИ: правовой аспект / И. А. Панкеев. – Текст : непосредственный // Вопросы теории и практики журналистики. – 2020. – № 2. – С. 231-246.
32. Рейтинги фейковых новостей 2017 и 2018 . – Текст : электронный // Медиалогия : официальный сайт. – 2024. – URL: https://www.mlg.ru/ratings/research/6438/ (дата обращения: 11.03.2023).
33. РКН потребовал удалить статьи с указанием экстремистской деятельности. – Текст : электронный // РИА Новости : официальный сайт. – 2024. – URL: https://ria.ru/20220201/roskomnadzor-1770540392.html (дата обращения: 30.03.2024).
34. Савинова, О. Н. СМИ и культура: вызовы времени / О. Н. Савинова. – Текст : непосредственный // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. – 2020. – № 1. – С. 4-9.
35. Статистика блокировок. – Текст : электронный // Мониторинг реестров : официальный сайт. – 2024. – URL: https://reestr.rublacklist.net/ru/statistics/ (дата обращения: 30.03.2024).
36. Федотов, М. А. Право массовой информации в Российской Федерации / М. А. Федотов. – Москва : Международные отношения, 2002. – 622 с. – ISBN 5-7133-1131-7. – Текст : непосредственный.
37. Цянь, С. СМИ в современном обществе: их роль, функции и проблемы / С. Цянь. – Текст : непосредственный // Вестник филологических наук. – 2023. – Т. 3, № 2. – С. 146-152.
38. Черномор, А. Д. Участие Роскомнадзора в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка / А. Д. Черномор. – Текст : непосредственный // Академическая мысль. – 2023. – № 1(22). – С. 121-124.
39. Шукушева, Е. В. СМИ как институт гражданского общества и важнейший фактор осуществления массовой коммуникации / Е. В. Шукушева, Н. Н. Сапаров. – Текст : непосредственный // Уфимский гуманитарный научный форум. – 2022. – № 1 (9). – С. 150-155.
40. Экстремистские материалы. – Текст : электронный // Минюст России : официальный сайт. – 2024. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/?page=2& (дата обращения: 30.03.2024).
41. Google вновь привлекут к ответственности за повторное неудаление запрещенных материалов. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : официальный сайт. – 2024. – URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74360.htm (дата обращения: 30.03.2024).
42. Saragih, M. Journalistic Mass Media Management / М. Saragih // SIASAT. 2020. № 5. Р. 59 – 64. – Текст : электронный // ResearchGate : Официальный сайт. – 2024. – URL: https://www.researchgate.net/publication/351907626_Journalistic_Mass_Media_Management (дата обращения: 17.02.2023).