Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является рассмотрение влияния социальных медиа на формирование потребительского поведения.
1.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность потребительского поведения
Формирование теории потребительского поведения берёт начало в XIX-XX веках и связано с выдвижением ключевыми исследователями экономической теории различных концепций. Одним из первых учёных, положивших начало изучению теории, стал Карл Маркс, который ввёл понятие «товарного фетишизма». Сама теория подразумевает разноплановое изучение поведения потребителя, его предпочтений и включает в себя выявление различных факторов, оказывающих влияние на потребительский выбор. С помощью данной теории в настоящее время мы можем выявить основные потребительские предпочтения и определить, как потребитель осуществляет свой выбор в условиях существующих ограничений. По классическим определениям, поведение потребителей (ПП) – это действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Изучение потребительского поведения не только объединяет в себе знания из области экономики и маркетинга, но также затрагивает социологию и психологию, поскольку в качестве потребителя всегда выступает человек или группа людей. Потребитель реализует потребительское поведение, приобретая товар, при этом у него существует намерение совершить покупку. С точки зрения экономической теории термин «потребитель» расценивается как «субъект (человек, семья или организация), использующий продукт чьего-либо производства или продукт собственного производства, рассматриваемый независимо от того, с какой целью этот продукт применяется» .
Анализ современных источников позволил сформулировать наиболее полное, по мнению авторов, определение, согласно которому, потребитель – это физическое или юридическое лицо, намеренно овладевающее продуктом чьей-либо деятельности или производства с целью его дальнейшего использования для удовлетворения собственных потребностей.
Потребительское поведение реализуется в условиях некоторых существующих ограничений .
Сегодня теория потребительского поведения используется в контексте достаточно широких направлений. Теория потребительского поведения и спроса исходит из того, что мотивационный посыл поведения потребителя определяется полезностью, которую приносит ему потребление того или иного блага. Полезность определяется как свойство блага, товара или услуги удовлетворять различные потребности людей.
Потребление выступает как процесс использования продукта при удовлетворении потребностей индивидуума, процесс свободного индивидуального выбора .
Соответственно, культура потребления - это определенный уровень использования достижений человечества на определенном этапе.
Она базируется на важных составляющих культуры - языке, ценностях, смыслах и знаках, которые несут в себе важнейшую информацию для потребительского общества и его представителей.
Эти аспекты входят в круг изучения и анализа социологов, исследующих современные культурные реалии массового потребления.
Массовая культура - это культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе (культура большинства).
Анализ показывает, что рассмотренные понятия сформировали одну из сложнейших социальных конструкций - массовую потребительскую культуру.
Массовая потребительская культура предстает прежде всего как особый тип производства, а также характер потребления различных культурных форм и ценностей и отличается спецификой коммуникации и моделями потребительского поведения в обществе.
Определенным этапом развития бизнеса на Западе стало оформление в целостное явление современных черт массовой культуры. Она формировалась на основных человеческих отношениях в достаточно примитивном изображении, используя характер развлекательности, стандартизации отношений, культ успеха и наслаждения, на основе конформизма.
Динамизм и оперативное реагирование на современные изменения в обществе - это черты современной массовой культуры, которые выявляют современные социологические исследования .
В социологии культуры в рамках анализа проблем массового потребления констатируется, что это достаточно гибкая, открытая система, способная к самовосстановлению и самосовершенствованию, используя при этом уникальные ценности и достижения культуры, но переводя их в ранг массовой культуры в качестве предметов массового потребления. Социология культуры видит в этом влияние модернизма - авангардной культуры прошлого столетия. То есть подчеркивается влияние развития современной культуры на массовую потребительскую культуру через средства рекламы.
Развитие промышленного производства также оказало существенное влияние, именно оно сформировало характер производства, отличающийся стандартизацией, серийностью, поточностью.
Продукты массовой культуры являются прежде всего товаром, который имеет коммерческий характер, а сама массовая культура, как отмечают социологи, становится основой системы, формирующей потребительскую идеологию и потребительское сознание социума в лице читателя, слушателя, зрителя. Массовая культура при этом не только удовлетворяет потребительский спрос населения, но и выступает как ее организатор
Массовой культуре противопоставляется высокая, или элитарная культура, создаваемая и потребляемая культурной элитой - привилегированными группами общества. Она характеризуется закрытостью, аристократизмом, производством культурных образцов, рассчитанных на потребление узкого круга людей
К объектам элитарной культуры можно отнести разнообразные области науки и философии, высокое классическое искусство, теологические основания, теоретическую этику, т. е. те базисные основы, которые требуют высокого уровня образованности для освоения языка и технологий в культурном пространстве, для большинства населения не представляющих никакого интереса, прежде всего потребительского.
Массовая культура, можно сказать, навязывает определенные нормы и ценности, используя основы психологии масс, влияя на общество и человека. Он начинает думать и организовывать свою жизнь образно, по лекалам массовой культуры, даже не задумываясь об этом. Сформированное большинство - серая масса - может влиять на всю культурную составляющую общественного развития. Мир упрощенных образцов, стереотипов поведения - это один из результатов развития потребительской культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аветисян А.А. Влияние маркетинга в социальных сетях на поведение потребителей//АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. Материалы V Всероссийской молодежной научно-практической конференции (с международным участием); В 2-х томах. Том 1. Иваново, 2021. С. 7
2) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
3) Блэкуэлл Д.У., Энджел Дж.Ф., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 2007.
4) Буринчик А.С., Косенко М.Д. Массовая культура потребительского общества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28832625_25416238.pdf (дата обращения: 02.04.2024)
5) Гольцова В.А. Безналичные средства оплаты в контексте влияния на потребительскую культуру. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43873018_84136788.pdf (дата обращения: 02.04.2024)
6) Иванов В.А. Роль телевизионных СМИ в процессе формирования общественного мнения//Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 2. – 2023. С. 47-50
7) Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности. Диагностика социума. 2013. №008. С. 22-36.
8) Исхаков З.И. Рафиков Р.И. Реклама и ее влияние на потребительские предпочтения и поведение. Вопросы студенческой науки. 2023. №06(82). С. 343-348.
9) Каюмова И. Р., Душкина А. В., Нурмухаметова В. В. Потребительское поведение молодежи в условиях цифровизации и нестабильности//ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Сборник статей 13-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 324-326
10) Колосова А. Н., Тинькова Е. В. Нерациональность поведения и субъективные факторы как ограничения теории потребительского поведения// СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 11-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 105-110
11) Кравченко С. А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. – М.: МГИМО-Ун-т, 2007. – 261 с.
12) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
13) Марачева А. В., Морозан А. О. СМИ как средство формирования общественного мнения//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. С. 713-720
14) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
15) Медведева Е.И., Крошилин С.В., Авачёва Т.Г. Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе. Наука. Культура. Общество. 2023. №1. с.60-77.
16) Митина И.Д., Тихова В.А. Массовая потребительская культура: современные тенденции и проблемы изучения в социологии культуры. 2020. № 3-4(41-42) с. 139-143
17) Мищенко Е.Ю. Реклама как регулятор поведения в обществе потребления. Теория и практика общественного развития. 2015. №1. С.1-3 (дата обращения: 02.04.2024)
18) Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996. – 372 с.
19) Общество потребления в эпоху турбулентности/ // Сайт ВЦИОМ Консалтинг. 10.07.2023. URL: https://consult.wciom.ru/materialy-ekspertov/materialy/obshchestvo-potreblenija-v-ehpokhu-turbulentnosti-1 (дата обращения: 02.04.2024)
20) По магазинам? Тренды потребления в торговых центрах — 2023. // Сайт ВЦИОМ. 20.07.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/po-magazinam-trendy-potreblenija-v-torgovykh-centrakh-2023 (дата обращения: 02.04.2024).
21) Попов С.В. Потребительское поведение молодёжи в условиях санкций (на примере анализа сегмента одежды и аксессуаров) / В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, приуроченной к 110-летию со дня рождения Т.В. Алексеевой. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 2023. – С. 723-730
22) Серебряков В. Г. Глобальные тренды развития искусственного интеллекта в экономике//XXXIV Международная научно-практическая конференция: «Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2021. С. 38-45
23) Фоломеева Т.В., Нагорнова В.В. Индикаторы потребительской культуры в социальных сетях. Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2018. №2. С. 20-28
24) Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. – 2008. – Vol. 29 (2). – P. 105–134
25) Schulz W. Reconstructing mediatization as an analytical concept //European Journal of Communication. – 2004. – Vol. 19 (1). – P. 87–101