Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Изучение программирования и информатики за рубежом является актуальной темой исследования в современном образовательном контексте. В Финляндии и Китае информатика включена в образовательную программу на различных уровнях обучения, начиная с младших классов. Во Франции информатика становится элективным предметом уже в начальных классах, а далее изучается в зависимости от выбора направления обучения. Такие изменения и различия в подходах к преподаванию информатики и программирования за рубежом подчеркивают актуальность исследования данной темы. Оно позволит лучше понять разнообразие методов и подходов к обучению в различных странах, выявить успешные практики и определить области для дальнейшего развития. Анализ и сравнение образовательных систем разных стран помогут сформулировать рекомендации по совершенствованию программ преподавания информатики и программирования как на местном, так и на международном уровне.
Степень разработанности темы. Проблематика исследования получила значительное внимание со стороны ученых и практиков в области образования. М.Б. Беляева и Л.Р. Мусина [1] представили методику преподавания информатики в современной школе, рассматривая актуальные подходы к обучению в контексте современных требований и технологических изменений. К.Н. Костицин и П.К. Чернова [3] проанализировали зарубежный опыт преподавания информатики в школе на уровне основного общего образования, сосредотачивая внимание на сравнительном анализе методик и подходов, используемых в различных странах. Е.К. Хеннер [6] в своей работе рассмотрел зарубежный опыт школьной информатики, представив анализ Однако остаются неизученными некоторые аспекты, такие как влияние глобальных тенденций
Объект исследования – основы изучения программирования и информатики.
Предмет исследования – тенденции и направления изучения программирования и информатики в таких странах как Франция, Финляндия и Китай.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ изучения программирования и информатики за рубежом.
Задачи исследования:
описать методику преподавания информатики и программирования в современной школе;
дать характеристику опыта преподавания информатики и программировании за рубежом;
рассмотреть основные тенденции изучения программирования и информатики во Франции;
выделить особенности изучения программирования и информатики в Финляндии;
представить тенденции изучения программирования и информатики в Китае.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Глава 1. Осоновы в области методики обучения информатике и программированию
1.1. Методика преподавания информатики и программирования в современной школе
Цифровые технологии активно проникают в различные сферы общественной жизни, включая экономику, политику, социальную среду и сферу духовности. Данный процесс, называемый цифровой трансформацией, характеризуется интеграцией цифровых инструментов и переходом к модели принятия решений, основанной на данных. В результате этого происходит существенное изменение в системе образования, где основной акцент делается на развитие базовых навыков, компетенций и формирование качеств характера [1].
Современные дети уже не удивляются информационным технологиям; они лучше, чем взрослые, владеют различными гаджетами и умеют самостоятельно изучать интересующие их программы и ресурсы. В частности, учебная дисциплина "Информатика" привлекает школьников своим практическим подходом, позволяя им активно работать с компьютерами. В начальных этапах обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями, такими как ЭВМ, компьютер, алгоритм и программа. Учебный курс "Основы информатики и вычислительной техники" ориентирован на старшеклассников и имеет ограниченное количество часов.
Одной из важных задач образовательных учреждений является развитие интеллектуальных способностей учащихся, включая развитие алгоритмического мышления. Информатика, как фундаментальная научная дисциплина, играет ключевую роль в формировании системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Она изучает информационные процессы, методы и средства их обработки, передачи и хранения, что способствует развитию алгоритмического мышления у школьников.
Роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными достижениями в методах моделирования и проектирования, особенно в контексте объектно-ориентированного моделирования. Умение выделять систему понятий для различных областей знаний, представлять их через атрибуты и действия, описывать алгоритмы и логические выводы, улучшает понимание человеком данной предметной области и отражает уровень его мышления [7].
Отличительной чертой информатики от большинства других учебных предметов является акцент на самостоятельной деятельности учащихся и уменьшение количества совместной работы с преподавателем. Учитель создает образовательную среду и направляет действия учащихся, тогда как школьники сами выполняют задания, а компьютер выступает в качестве посредника между ними и преподавателем.
Преподавание информатики направлено на формирование разнообразных метапредметных результатов. Целью преподавания информатики является:
развитие у учащихся навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и самообразовательных задач;
обучение учащихся умениям освоения новых инструментов и ресурсов;
развитие информационно-коммуникационной грамотности и способности решать разнообразные задачи с применением современных информационных ресурсов.
Сегодня обучение информатике направлено на развитие у учащихся универсальных информационных навыков, включая коммуникативные и познавательные действия. Эксперты, такие как Кричман М.Д., отмечают тесную связь предметных навыков в информатике с коммуникативными и познавательными действиями. Прикладной характер обучения информатике способствует формированию метапредметных умений. Среди личностных навыков выделяются социальные компетенции, которые помогают учащимся проявлять социальную активность и ответственность. Выпускники образовательных учреждений должны не только успешно адаптироваться в обществе, но и активно способствовать его развитию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева М.Б. Методика преподавания информатики в современной школе / М. Б. Беляева, Л. Р. Мусина // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 1(52). – С. 773-778.
2. Босова Л.Л. Школьная информатика в условиях цифровой трансформации общества / Л. Л. Босова // Информатизация образования: теория и практика. – 2022. – С. 17-20.
3. Костицин К.Н. Зарубежный опыт преподавания информатики в школе на уровне основного общего образования / К. Н. Костицин, П. К. Чернова // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. – 2022. – С. 170-183.
4. Ризен Ю.С. Модель организации ИТ-сферы как основа опережающего образования / Ю. С. Ризен, А. А. Захарова, М. Г. Минин // Высшее образование в России. – 2017. – № 1. – С. 62-68.
5. Тарасова В.С. Методические особенности обучения объектно-ориентированному программированию в школьном курсе информатики / В. С. Тарасова, А. Р. Нафикова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – № 1-4(62). – С. 112-113.
6. Хеннер Е.К. Школьная информатика: зарубежный опыт / Е. К. Хеннер // Информатизация образования: теория и практика. – 2014. – С. 99-105.
7. Шиянова Ю.В. Методика преподавания программирования в школе / Ю. В. Шиянова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-2. – С. 144-146.
8. Baron G.L. Computer Science Education in French Secondary Schools / G.L. Baron, B. Drot-Delange, M. Grandbastien, F. Tort // ACM Trans. Comput. Educ. – 2014. – P. 1-27.
9. Erümit S.F. Examining computer science education of Asia-Pacific countries successful in the PISA / S.F. Erümit, E. Keleş // Journal of Educational Technology & Online Learning. – 2023. – 6(1). – P. 82-104.
10. Koivisto J. Computers in Education in Finland / J. Koivisto // IFIP Advances in Information and Communication Technology. – 2014. – P. 1-7.
11. Vandevelde I. Resources and textbooks for computer science education in French primary schools / I. Vandevelde, C. Fluckiger, S. Nogry // IARTEM E-Journal. – 2022. – P. 1-20.
12. Computers in Chinese schools cannot close the urban-rural divide. — URL: https://merics.org/en/comment/computers-chinese-schools-cannot-close-urban-rural-divide (дата обращения: 28.03.2024).
13. In Finland, Kids Learn Computer Science Without Computers. — URL: https://www.theatlantic.com/education/archive/2017/02/teaching-computer-science-without-computers/517548/ (дата обращения: 28.03.2024).
14. Survey of schools: ICT in education country profile: Finland. — URL: https://ec.europa.eu/information_society/newsroom/image/document/2018-3/finland_country_profile_2F95B00C-C5E5-C4E9-B37C237CD55B0AD0_49435.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
15. Survey of schools: ICT in education country profile: France. — URL: https://ec.europa.eu/information_society/newsroom/image/document/2018-3/france_country_profile_2F9CE85B-C647-2EB1-80D2DBAE312D8471_49436.pdf (дата обращения: 28.03.2024).