- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Эмоциональное выгорание педагогов с разным стажем педагогической деятельности.
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогическая психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Эмоциональное выгорание педагогов с разным стажем педагогической деятельности."?37 страниц
15 источников
Добавлена 02.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Понятие и причины эмоционального выгорания 5
1.1 Определение понятия "эмоциональное выгорание" 5
1.2. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у педагогов 8
1.3. Особенности эмоционального выгорания педагогов 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания педагогов школьных учреждений в процессе профессиональной деятельности 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 20
2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания 29
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Растущий темп жизни требует напряжения сил в разных отраслях. Естественно, образовательной системе, чтобы быть в тренде и развиваться опережающими темпами, необходима концентрация сил педагогов разных уровней и всех предметов. Однако, данная ситуация нередко приводит к перенапряжению сил и постепенной потерей интереса педагогов к своему делу, что характеризуется понятием «эмоциональное выгорание», которое является следствием психического истощения. Согласно современным сведениям, под психическим истощением подразумевается состояние физического, эмоционального и психического дискомфорта, проявляющееся в наиболее объективных специальностях в социуме. Сейчас распространен «синдром эмоционального выгорания». Ученые, такие как В.Н. Козиев, Ф. Колесникова, считают его «болезнью общения», являющейся результатом интеллектуального переутомления. В 1978 году Кристина Маслач условно разделила симптомы эмоционального истощения на три группы: физические, поведенческие и психологические. Рубинштейн С.Л. считал, что эмоциональное выгорание - это особенная модель деятельности. Оно становится действием, когда побуждение к действию из плана субъекта достигает плана личных общественных отношений. Сергей Петрович Безносов говорит о том, что в современном мире данная ситуация является нормой.
Все вышеизложенное говори о том, что проблема выгорания учителей в научно-методической литературе неоднократно рассматривалась, и в результате ее изучения разрушение специалистов является фактором дезадаптации специалистов.
Цель исследования: характеристика эмоционального выгорания у педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание у педагогов.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания педагогов зависит от педагогического стажа учителя.
Задачи:
1.Представить определение понятию «эмоциональное выгорание».
2. Охарактеризовать факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у педагогов.
3. Выделить особенности эмоционального выгорания педагогов.
4. Проанализировать показатели эмоционального выгорания у педагогов.
5.Описать последствия и профилактические подходы по снижению эмоционального выгорания.
6. Представить меры по предотвращению и устранению эмоционального выгорания.
Теоретико-методологические основой исследования выступили теоретические положения, касающиеся синдрома эмоционального выгорания личности, изложенные в работах: О. И. Бабича, В. В. Бойко, М. В. Борисовой, Н.Е. Водопьяновой, А. Н. Зимоглядова, А. Н. Лепилиной, Л. М. Митиной, Е.В. Орел, И. И. Пацакулы, Т. В. Форманюк, З.А. Шаламовой, Х. А.Шарабариной.
Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: исследование проходило в Свердловской области в городе Екатеринбурге на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №27 (далее МБОУ СОШ №27) г. Екатеринбурга. Возраст участников анализа варьировался от 25 до 74 лет, все участники женского пола.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие и причины эмоционального выгорания
1.1 Определение понятия "эмоциональное выгорание"
Термин "выгорание" впервые употреблен в 1974 году американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером для описания психического состояния здоровых людей, которые в процессе оказания профессиональной помощи находятся в интенсивном и тесном контакте с клиентами и пациентами в эмоционально напряженной атмосфере. Дж. Фрейденбергер описывает психическое состояние здоровых людей, которые в процессе оказания профессиональной помощи находятся в интенсивном и тесном контакте с клиентами и пациентами в эмоционально напряженной атмосфере.
Исследователи сходятся во мнении, что основным источником выгорания является взаимодействие с людьми. Распространенность этого синдрома особенно велика в профессиях, работающих в системе "человек-человек", где преобладает помощь людям (врачи, медсестры, учителя, социальные работники). ДЗ рассматривается как результат негативного преодоления стресса на работе.
Вынужденная работа, выполняемая в монотонном или напряженном темпе, эмоциональное напряжение при взаимодействии с трудным контингентом, отсутствие адекватного вознаграждения за проделанную работу - все это способствует развитию состояния эмоционального выгорания.
На сегодняшний день к профессиям, в которых эмоциональное выгорание встречается наиболее часто (у 30-90 % работников), относятся врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели и сотрудники правоохранительных органов [15, с. 136-139].
Согласно современным данным, эмоциональное выгорание определяется как состояние физического, эмоционального и психического истощения в социальных профессиях. Эмоциональное выгорание включает в себя три основных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и потерю профессиональных достижений.
Анализ существующих в литературе определений эмоционального выгорания позволил нам выделить три неотъемлемые характеристики (атрибуты) этого явления:
1. Эмоциональное выгорание – это защитная реакция на стрессовые воздействия.
2. Эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, неспособность к эмпатии и связано с нарушением механизма идентификации - отчуждения.
3. Эмоциональное выгорание характерно для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно вовлечен в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие.
Эмоциональное выгорание можно рассматривать как трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и потерю личной эффективности.
Эмоциональное истощение является основным компонентом выгорания и проявляется в потере эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему миру или переживании эмоциональной сытости, агрессивных реакциях, вспышках гнева и наступлении депрессивных симптомов.
Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: усилении зависимости от окружающих или, напротив, негативизме и цинизме в установках и чувствах по отношению к адресатам (пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам и т. д.).
Редукция личных достижений проявляется в тенденции негативно оценивать себя, снижать значимость собственных достижений, ограничивать свои возможности, негативно относиться к рабочим задачам, снижать самооценку и профессиональную мотивацию, умалять свое достоинство, отрицать свою ответственность перед другими ("уход").
Эмоциональное выгорание - это динамический процесс, который протекает поэтапно, при этом все три фазы стресса полностью соответствуют механизму его развития:
1. Нервный стресс - создается хроническим психоэмоциональным климатом, дестабилизирующей обстановкой, возросшей ответственностью, условными трудностями;
2. Сопротивление, то есть резистентность, - человек пытается более или менее успешно отгородиться от неприятных впечатлений;
3. Истощение - истощение психических ресурсов, потеря эмоционального тонуса, обусловленная неэффективностью сопротивления [15, с. 136-139].
В соответствии с каждой стадией существуют отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального истощения.
В настоящее время выделяют пять основных групп симптомов эмоционального выгорания:
1) эмоциональные симптомы (отсутствие эмоций; пессимизм, цинизм и бесчувственность на работе и в личной жизни; безразличие, усталость; чувство беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, повышенное иррациональное беспокойство, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерия, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или карьерных возможностей; повышенная деперсонализация себя или других - люди становятся безликими, манекенами; преобладающее чувство одиночества);
2) социальные симптомы (низкая социальная активность; снижение интереса к досугу, хобби; социальные отношения ограничиваются работой; плохие отношения на работе и дома; чувство изоляции, непонимания окружающих и других людей; отсутствие поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
3) физические симптомы (усталость, физическое истощение, утомление; изменение веса; недостаток сна, бессонница; плохое общее самочувствие, включая ощущения; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, повышенная потливость, тремор; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; сердечно-сосудистые заболевания);
4) психическое состояние (потеря интереса к новым теориям и идеям на работе, к альтернативным подходам к решению проблем; скука, тоска, апатия, потеря вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартных шаблонов, рутины перед творческими подходами; цинизм или безразличие к инновациям; слабое участие или отказ от участия в экспериментах по развитию - тренинги, обучение; формализация работы);
5) поведенческие симптомы (работа более 45 часов в неделю; усталость и желание отдохнуть на работе; безразличие к еде; низкая физическая активность; признаки курения, употребления алкоголя, наркотиков; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и т.д.; импульсивное эмоциональное поведение).
1.2. Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у педагогов
Сегодня не существует твердой и общепринятой научной точки зрения на причины, механизмы и особенности возникновения и протекания эмоционального выгорания. Это явление описывается несколькими моделями синдрома.
1. Однофакторная модель эмоционального выгорания (Pines E., Aronson E.). эмоциональное выгорание - это состояние физического, когнитивного и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
2.Двухфакторная модель (Dierendonk D., Schaufeli V., Sixma H.). Синдром эмоционального выгорания представляет собой двухмерный конструкт, состоящий из деперсонализации и эмоционального истощения.
3. Трехфакторная модель (Маслач К. и Джексон С.). Синдром эмоционального выгорания - это трехмерный конструкт, включающий деперсонализацию, эмоциональное истощение и снижение личной эффективности.
4. Четырехфакторная модель (Firth, Maims, Ivanitsky, Schwab).
В четырехфакторной модели выгорания один из элементов (деперсонализация, эмоциональное истощение или снижение личной эффективности) разделяется на два отдельных фактора. Деперсонализация, например, связана с работой или с хозяином.
Что касается причин эмоционального истощения, то можно выделить следующие факторы:
1. Индивидуальные факторы. Они связаны с психическими процессами, происходящими в человеке: личность, особенности темперамента, ценности и характеристики механизма психологической защиты, отношение к жизни [5, с. 75-86] Считается, что молодые специалисты больше подвержены риску проявления синдрома хронического стресса, особенно те, кто склонен предъявлять завышенные требования к себе и результатам своей деятельности. К этой группе можно отнести людей с повышенным чувством ответственности и склонностью к самопожертвованию [13, с. 57-64].
2. Социальные факторы. Факторы этой группы относятся к внешним воздействиям на человека, но в то же время психологически взаимодействуют с ним [6, с. 75-86]. Обычно такого рода факторы напрямую связаны с повышенными требованиями со стороны начальства, увеличением нагрузки, Все стрессовые ситуации не исчезают из практики бесследно.
Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы человека снижаются, и возникает необходимость их восстановления или сохранения, прибегая при этом к тем или иным формам психологической защиты. Типичный вариант спасения ресурсов - эмоциональное выгорание. Педагоги приобретают энергосберегающие стратегии профессиональной деятельности после 11-16 лет работы в образовательной организации [7, с. 177-182].
В исследованиях эмоционального выгорания наиболее репрезентативной является группа внешних факторов, включающая условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в развитии выгорания:
- хроническая стрессовая психоэмоциональная деятельность: такая деятельность предполагает стрессовое общение, т.е. целенаправленное восприятие партнеров и воздействие на них;
- дестабилизирующая организация деятельности: недостаток оборудования, плохо структурированная и непонятная информация, наличие "бюрократического шума", нечеткая организация и планирование работы;
- повышенная ответственность за выполняемые функции и операции: представители массовых профессий стремятся работать так, чтобы подвергаться внутреннему и внешнему контролю;
- неблагоприятный психологический климат профессиональной деятельности: определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтом по горизонтали, в системе "коллега - коллега", и по вертикали, в системе "начальник - подчиненный";
- психологически сложный контингент, с которым имеет дело специалист по общению: для учителей и воспитателей это дети с задержкой психического развития, характерологическими и нейроразвивающими нарушениями;
К этому списку можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. (2002) [7, с. 177-182]:
-трудоголик чаще всего маскирует свою профессиональную несостоятельность темпом);
-безэмоциональность или неспособность к общению;
-люди, лишенные ресурсов (профессиональной состоятельности, экономической стабильности, социальных отношений, семейных связей, любви, цели, здоровья и т.д.) -алекситимия во всех ее проявлениях (неспособность выразить чувства словами), всегда связанная с тревогой.
Основываясь на результатах различных исследований, ученые установили, что уровень эмоционального выгорания людей, занятых в профессиях типа "человек-человек", всегда повышается в условиях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают в качестве депрессогенного фактора из-за наличия негативного программирования. Негативное программирование особенно часто встречается в рекламных сообщениях. Особенно в рекламе лекарств.
Следует отметить, что ни один фактор в отдельности не может вызвать выгорание. Его возникновение является результатом сочетания всех факторов, как на личностном, так и на профессиональном уровне. Сочетание целого ряда психических и эмоциональных факторов может вызвать неудовлетворенность, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости у преподавателей. Эти физиологические показатели связаны с интенсивностью труда, что приводит к профессиональному кризису, стрессу, психическому и эмоциональному истощению и выгоранию. Эти процессы приводят к снижению профессиональной активности учителя, трудностям в решении поставленных перед ним задач, потере творческого настроя, связанного с преподаваемым предметом.
1.3. Особенности эмоционального выгорания педагогов
Современное образование предъявляет высокие требования к преподавателям: их знаниям и умениям, методам работы и личностным качествам.
Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональным обезвоживанием педагога, расширением экономической сферы эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, что, несомненно, оказывает серьезное влияние на характер профессионального общения педагога.
Такая профессиональная деформация, как эмоциональное выгорание, препятствует полноценному управлению учебным процессом и развитию профессионального коллектива. Сегодняшняя реальность показывает, что интерес учителя к ученику как к личности утрачен, его не принимают таким, какой он есть, а эмоциональная сторона профессионального общения упрощена. Многие учителя ощущают присутствие психических состояний, дестабилизирующих их профессиональную деятельность (хроническая усталость, уныние, тревога, апатия, депрессия, фрустрация).
Они считают, что на данном этапе развития педагогики необходимым условием является адаптация обучения к личности обучающегося. Эта роль требует от преподавателя умения противостоять эмоциональным факторам современной профессиональной среды. В настоящее время существует определенное противоречие между выполнением всех требований профессии и одновременным достижением оптимальной самореализации и удовлетворения от своей работы.
Для более детального понимания специфики эмоционального выгорания было проведено исследование выраженности симптомов синдрома эмоционального выгорания у учителей одной из школ г. Калуги.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: представления отечественных и зарубежных исследователей об эмоциональном выгорании как дезадаптивном феномене.
Для изучения феномена эмоционального выгорания мы использовали методику В.В.Бойко "Диагностика уровня эмоционального выгорания", которая позволяет выявить уровень развития синдрома эмоционального выгорания, кроме того, мы использовали Гиссенский опросник соматических жалоб [3]. В эмпирическом исследовании приняли участие 21 учитель со стажем работы от 1 до 40 лет, возрастом от 23 до 63 лет (женщины).
Распределение уровней эмоционального выгорания среди школьных учителей было следующим:
-35% респондентов не имеют фазы, хотя симптомы изолированного эмоционального выгорания присутствуют;
-50% учителей имеют зарождающиеся, но еще не окончательно сформировавшиеся фазы: напряжение (4%), сопротивление (63%), истощение (33%);
- 15% учителей имеют полностью сформировавшиеся фазы синдрома - резистентность (71%) и истощение (29%);
Таким образом, можно выделить три основные группы школьных учителей: те, у кого синдром еще не развился ("условно здоровые"), те, у кого есть риск развития синдрома выгорания в ближайшем будущем ("в группе риска") и те, у кого синдром уже развился ("выгоревшие"). Их процентное соотношение представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания среди учителей
Это значит, что 35% респондентов не страдают от синдрома эмоционального выгорания, т.е. у них не развилась ни одна из стадий этого синдрома. Это означает, что эти учителя могут успешно справляться с профессиональным стрессом, не накапливая негативных эмоций, то есть у них не развивается синдром эмоционального выгорания.
У 50 % респондентов выражены стадии выгорания, а это значит, что существует риск дальнейшего развития этих стадий и перерастания их в синдром эмоционального выгорания. Иными словами, у них выражены симптомы выгорания, которые вызывают психический дискомфорт: тревога, скрытая депрессия, ощущение "ловушки" и т. д. Это первые признаки начала выгорания, поэтому данная группа обозначена как "группа риска".
У 15 % учителей ярко выраженные стадии эмоционального выгорания полностью развиты, то есть можно констатировать наличие сформировавшегося синдрома. Ни у кого из них не развилась фаза напряжения, что может свидетельствовать о том, что симптомы этой фазы субъективно не воспринимаются как психотравмирующие, поскольку преобладают более тяжелые фазы сопротивления и истощения. У 71 % учителей этой группы развилась фаза резистенции, проявляющаяся в неадекватном избирательном реагировании на нейтральные стимулы, эмоционально-нравственной дезориентации, расширении сферы спасительных эмоций и редукции профессиональных задач. Фаза истощения развилась у 29 % педагогов, у которых наблюдались следующие негативные состояния: эмоциональный дефицит и отстраненность, личностная изоляция от коллег и близких, психосоматические и психовегетативные расстройства. Эта стадия развития синдрома выгорания является наиболее опасной, так как психологическое неблагополучие сказывается и на физическом самочувствии специалиста [11, с. 66-69].
Для выявления того, какие ресурсы способствуют более эффективной борьбе с развитием синдрома выгорания, был проведен сравнительный анализ жизненных ресурсов учителей в группах "условно здоровых", "группы риска" и "группы выгорания". Выраженность соматических жалоб у педагогов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2.Выраженность соматических жалоб у педагогов
На графике видно, что большинство учителей (79%) имеют низкий уровень соматизации, 13% респондентов - средний уровень соматизации и только 8% испытуемых - высокий уровень соматизации. Распределение этого параметра по группам учителей было следующим.
В группе с невыраженными признаками выгорания (35 % респондентов) на основе Гиссенского опросника соматических жалоб были получены следующие результаты: 94 % учителей имеют низкий уровень соматизации и 8 % - средний уровень соматических жалоб.
Таким образом, учителя с неразвитым синдромом эмоционального выгорания не имеют высокого уровня соматизации. У большинства из них отсутствуют соматические жалобы, что, безусловно, является хорошим физиологическим ресурсом для борьбы с эмоциональным выгоранием.
Распределение соматических жалоб в группе на начальной стадии выгорания выявило следующее. Подавляющее большинство испытуемых этой группы (79 %), как и испытуемые первой группы с зарождающимся синдромом выгорания, имеют низкий уровень соматизации, однако увеличилось количество педагогов со средним уровнем соматических жалоб, достигнув 21 %.
Среди учителей с установившимся синдромом выгорания распределение уровней соматизации выглядит следующим образом: 57 % учителей имеют высокую интенсивность соматических жалоб, в то время как 43 % испытуемых этой группы имеют низкий уровень соматизации. Большинство людей с установленной стадией выгорания испытывают физическое недомогание. Такое ухудшение самочувствия может быть как фактором, так и следствием развития синдрома выгорания.
Общие результаты по трем группам таковы. Первая группа "условно здоровых" учителей, у которых не развилась ни одна из стадий синдрома эмоционального выгорания, - это в основном опытные педагоги, работающие в школе более пяти лет. Большинство учителей этой группы имеют соматические жалобы низкой интенсивности, то есть показатели физиологического здоровья достаточно высоки.
Вторая группа учителей с эпизодами выгорания ("группа риска") также состоит из опытных сотрудников. Эта группа имеет средний уровень соматических жалоб, то есть некоторые признаки физического заболевания [11, с. 66-69].
Группа учителей, находящихся на поздних стадиях выгорания ("выгорающие работники"), состоит как из опытных, так и из начинающих учителей, но в ней преобладают те, кто работает в школе менее пяти лет. В этой группе были выявлены высокие показатели соматизации. Поэтому представители этой группы имеют ощутимые проблемы со здоровьем.
Выводы по 1 главе
Эмоциональное выгорание - очень опасное явление, с которым могут столкнуться не только учителя, но и специалисты многих других профессий.
Следует отметить, что ни один фактор в отдельности не может вызвать выгорание. Оно является результатом сочетания всех факторов, как личных, так и профессиональных. Сочетание целого ряда психических и эмоциональных факторов может вызвать неудовлетворенность, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости у преподавателей. Эти физиологические показатели связаны с интенсивностью труда, что приводит к профессиональному кризису, стрессу, психическому и эмоциональному истощению и выгоранию. Эти процессы приводят к снижению профессиональной активности учителя, трудностям в решении поставленных перед ним задач, потере творческого потенциала по отношению к преподаваемому предмету.
Важно также отметить, что в группу учителей, находящихся на поздних стадиях выгорания ("выгоревшие" работники), входят как опытные, так и начинающие педагоги, но преобладают те, кто работает в школе менее пяти лет. В этой группе выявлен высокий уровень соматизации. Поэтому представители этой группы имеют ощутимые проблемы со здоровьем.
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания педагогов школьных учреждений в процессе профессиональной деятельности
2.1. Организация и методы исследования
Профессионал "один на один" не чувствует необходимости или по каким-то причинам не заинтересован в выражении заинтересованности и сопереживания субъекту своей работы. "Выгоревший" учитель старается упростить или сократить задачи, требующие эмоциональной отдачи.
Для того чтобы определить цель исследования отличительных характеристик эмоционального выгорания у педагогов школьных образовательных учреждений, мы провели полевое исследование в полевых условиях на формирующем этапе.
Задачи этого этапа следующие:
Подбор диагностического инструментария:
- Выявление особенностей, склонностей и интересов личности;
- Выявление стадий эмоционального выгорания и выраженности определенных признаков на каждой стадии;
- Комплексная диагностика психологического выгорания, включающая различные подструктуры личности;
- Выявление устойчивости к стрессу и адаптации в обществе.
Анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем работы.
На основании вышеизложенного была определена цель практической части - анализ психологических проблем эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения начального среднего образования № 27 г. Екатеринбурга (далее - МБОУ СОШ № 27) Свердловской области среди учителей начальных классов и учителей-предметников со стажем работы более 4 лет. Возраст участников исследования варьировался от 25 до 74 лет, все участники - женщины.
Социальная сеть "Вконтакте" также была выбрана для широкого исследования: учителя, работающие в городе Екатеринбурге и области, учителя, работающие в разных предметных областях, возраст учителей, участвующих в исследовании социальной сети: от 24 до 41 года. Среди участников были как мужчины, так и женщины.
В исследовании приняли участие 10 учителей из МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга и 10 учителей из социальной сети "ВКонтакте".
Эмоциональное выгорание среди учителей становится все более распространенным явлением, поэтому было решено провести входную диагностику педагогов города Екатеринбурга и выявить уровень эмоционального выгорания среди школьных учителей.
Для изучения эмоционального выгорания учителей мы заимствовали работу В. В. Бойко "Диагностика эмоционального выгорания школьных учителей" и его диагностическую методику. В. Бойко "Диагностика уровней эмоционального выгорания" и Н. Холл "Эмоциональный интеллект". В. Бойко "Диагностика уровней эмоционального выгорания" и Н. Холл "Эмоциональный интеллект". Диагностика Николаса Холла была выбрана именно потому, что она помогает проиллюстрировать способы работы с эмоциями, включающие методы борьбы с эмоциональным выгоранием у учителей [5] Основной целью интервью было выяснить, как часто учителям приходится общаться с коллегами, учениками и родителями на уроках, в рабочее время и внутри школы.
Результаты интервью (табл. 1) показали, что в среднем сельские учителя встречаются с учениками и родителями одинаково часто как до, так и после окончания рабочего дня - с этим согласились 60 % сельских учителей и 50 % учителей городских школ.
Анализируя опрос учителей, мы обнаружили корреляцию между интенсивностью общения. Учителя из МБОУ СОШ № 27 значительно реже задают ученикам вопросы и просят помочь с домашним заданием, чем учителя Свердловской области.
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания являются важной темой междисциплинарных исследований психологов, социологов и медиков, так как встречаются с высокой частотой и имеют негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности работников [14].
Исследование проводилось в г. Екатеринбурге Свердловской области на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Екатеринбургской средней школы № 27 (далее - МБОУ СОШ № 27) среди учителей начальных классов и педагогов специального образования со стажем работы более 4 лет. Возраст участников исследования варьировался от 25 до 74 лет, все участники были женского пола.
Социальная сеть "Вконтакте" также была выбрана для масштабного исследования: учителя, работающие в городе Екатеринбурге и области, учителя, работающие по разным специальностям, возраст учителей, участвующих в исследовании в социальных сетях: от 24 до 41 года. Среди участников были как мужчины, так и женщины.
В исследовании приняли участие 10 учителей из МБОУ СОШ 27 г. Екатеринбурга и 10 учителей из социальной сети "ВКонтакте".
Эмоциональное выгорание среди учителей становится все более распространенным явлением, поэтому было решено провести входную диагностику учителей города Екатеринбурга и изучить уровень эмоционального выгорания среди школьных педагогов.
Для изучения эмоционального выгорания педагогов мы позаимствовали аргументативно-диагностическую методику В. В. Бойко "Диагностическая методика". В. Бойко "Диагностическая методика". В. Бойко "Диагностика уровней эмоционального выгорания" и Н. Холл "Эмоциональный интеллект". В. Бойко "Диагностика уровней эмоционального выгорания" и Н. Холл "Эмоциональный интеллект". Диагностика Николаса Холла была выбрана именно потому, что в ней представлен наглядный способ работы с эмоциями, включая методы борьбы с эмоциональным выгоранием у педагогов [2].
Основной целью дискуссии было выяснить, как часто учителям приходится общаться с коллегами, учениками и родителями в классе, на уроках и за пределами школы. Чтобы выяснить это, были заданы такие вопросы, как:
"Как часто вы встречаетесь с детьми из своего класса за пределами школы?".
Если ученик хочет уточнить домашнее задание, приходит ли он к вам домой?
Как часто ученики приходят к вам за помощью в выполнении домашнего задания?
Когда вы встречаетесь с родителями ученика, долго ли вы обсуждаете успехи и неудачи ребенка?
Часто ли родители учеников обращаются к вам за советом?
Обсуждаете ли вы школьные проблемы с коллегами за пределами рабочего места?
Как часто вы случайно встречаетесь с учениками, родителями или коллегами?" [8].
Одним из методов сбора данных об опрошенных учителях была техника интервью - очень распространенный, но весьма эффективный метод.
В результате интервью (табл. 1) выяснилось, что в среднем учителя в сельской местности встречаются с учениками и родителями в равной степени до или после окончания рабочего дня - с этим согласны 60 % учителей в сельской местности и 50 % учителей в городских школах.
Анализируя опрос учителей, мы заметили зависимость между интенсивностью общения.
Учителя МБОУ СОШ № 27 обращаются к ученикам с вопросами и помощью в выполнении домашних заданий значительно реже, чем учителя школ Свердловской области.
Таблица 1. Интенсивность общения сельских и городских учителей с детьми и их родителями
№ вопроса Положительные ответы преподавателей Свердловской области Положительные ответы преподавателей Екатеринбурга
60% 50%
40% 25%
40% 30%
50% 60%
20% 10%
50% 50%
90% 70%
Учителя городских школ чаще общаются с родителями учеников, живущих на улицах. Некоторые учителя отмечают, что встречаются не только с родителями, но и с близкими родственниками (бабушками, дедушками, тетями).
Процент дополнительных занятий с учениками во внеурочное время превышает аналогичный показатель в городских школах региона.
В сельской местности учителя чаще проводят внеклассные встречи с учениками и родителями, чем в городе. Учителя в сельской местности сообщили, что родители учеников иногда обращаются к ним за советом. Городские учителя сообщили, что родители часто не знают, где живет учитель их ребенка [14].
Учителя в районных школах, как и учителя в городских школах, также обсуждают школьные трудности с коллегами за пределами школы. Эти данные объясняются тем, что многие из них живут в микрорайоне и, выходя во двор, начинают взаимодействовать и соприкасаться со школьными процессами.
Сельские учителя отметили, что встречаются на улице с учениками и их родителями несколько чаще, чем городские.
Некоторые учителя отметили, что утром и вечером проходят мимо учеников по дороге в школу, потому что живут в соседних кварталах.
После проведения интервью был сделан вывод, что учителя испытывают наибольший социально-психологический стресс, когда они больше всего общаются с учениками, их родителями и коллегами.
Было решено провести первичную (входную) диагностику для выявления синдрома "эмоционального выгорания" и определения уровня его выраженности у педагогов МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга и учителей, работающих в Свердловской области. Использовались две методики.
Методика Виктора Васильевича Бойкова позволяет "диагностировать основные признаки "эмоционального выгорания" и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: "напряжение", "сопротивление", "истощение". Ориентируясь на смысловое содержание и количественные показатели, рассчитанные для разных фаз наступления синдрома "выгорания", можно дать достаточно широкую характеристику личности, оценить адекватное эмоциональное реагирование в стрессовых ситуациях, подобрать индивидуальные меры психологической коррекции" [2].
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три компонента "эмоционального выгорания": стресс, резистентность и истощение.
Каждой из стадий стресса ("напряжение", "резистентность", "истощение") присваивается оценка от 0 до 120 баллов. Для оценки степени развития каждой фазы можно использовать количественные показатели: 36 баллов и менее - фаза не развита, 37-60 баллов - фаза в стадии развития, 61 балл и более - фаза развита. Уровень остальных показателей может варьироваться от 0 до 30 баллов. При этом оценка в 9 баллов и менее свидетельствует о неразвитом симптоме, 10-15 баллов - о развивающемся симптоме, 16 и выше - о развитом симптоме, 20 и выше - о доминирующем симптоме [2].
Н. Холл предложил методику оценки "эмоционального интеллекта" для выявления способности понимать личное отношение, выраженное в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Методика состоит из 30 утверждений и пяти шкал:
- "Эмоциональная осведомленность" - пункты 1, 2, 4, 17,19, 25; эмоциональная устойчивость, эмоциональная неригидность) - пункты 3, 7, 8, 10,18,30;
- Самомотивация (по Е.П. Ильину, это - самоуправление эмоциями, кроме пунктов 3, 7, 8, 10, 18,30). управление эмоциями, кроме пункта 14) - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22;
- Эмпатия - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28;
- Распознавание эмоций других людей (в интерпретации Е.П. Ильина.
Трактуется как способность влиять на эмоциональное состояние других людей. Пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29".
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знака (плюс или минус) ответа. Чем выше сумма положительных баллов, тем более выражена эмоциональная экспрессия. Таким образом, в анализ был включен 21 показатель (табл. 2).
Таблица 2. Исследуемые показатели
№ Методики Показатели
1. В.В. Бойко Переживание психотравмирующих обстоятельств
2. Неудовлетворенность собой
3. «Загнанность в клетку»
4. Тревога, депрессия
5. Напряжение
6. Неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование
7. Эмоционально-нравственная дезориентация
8. Расширение сферы экономии эмоций
9. Редукция профессиональных обязанностей
10. Резистенция
11. Эмоциональный дефицит
12. Эмоциональная отстраненность
13. Личностная отстраненность (деперсонализация)
14. Психосоматические и психовегетативные нарушения
15. Истощение
16. Сумма показателей всех 12 симптомов
17. Н. Холл Эмоциональная осведомленность
18. Управление своими эмоциями
19. Самомотивация
20. Эмпатия
21. Распознавание эмоций других людей
Представим и проанализируем результаты констатирующего эксперимента (таблица 3).
Таблица 3. Матрица первичной диагностики В.В. Бойко
Показатель Средний показатель сформировавшегося симптома у преподавателей Свердловской области Средний показатель сформировавшегося симптома у преподавателей города Екатеринбурга
1.Переживание психотравмирующих обстоятельств 60% 50%
2.Неудовлетворенность собой 70% 60%
3.«Загнанность в клетку» 30% 40%
4.Тревога, депрессия 20% 50%
5.Напряжение 70% 70%
6.Неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование 50% 40%
7.Эмоционально-нравственная дезориентация 80% 80%
8.Расширение сферы экономии эмоций 50% 40%
9.Редукция профессиональных обязанностей 60% 50%
10.Резистенция 50% 50%
11.Эмоциональный дефицит 40% 60%
12.Эмоциональная отстраненность 60% 70%
13.Личностная отстраненность (деперсонализация) 40% 40%
14.Психосоматические и психовегетативные нарушения 70% 60%
15.Истощение 80% 80%
16.Сумма показателей всех 12 симптомов 60% 70%
17.Эмоциональная осведомленность 40% 30%
18.Управление своими эмоциями 60% 70%
19.Самомотивация 80% 70%
20.Эмпатия 20% 40%
21.Распознавание эмоций других людей 60% 50%
Из-за того, что показатель 8 сообщает о том, что ухудшения начинают затрагивать круг неформального общения, можно утверждать, что у педагогов школ из области проявляются все признаки «передозировки» общения от семей, друзей, родственников обучающихся.
Как ранее фиксировалось, преподаватели, работающие в школах, пребывают в наиболее близких взаимоотношениях с учащимися, с его семьей, а также, в том числе, и родными [9].
Также, особое внимание следует обратить на показатели: 15 (истощение),18 (управление своими эмоциями),19 (самомотивация), можно предположить, что данные показатели повышены, что даёт педагогам тяжело реализовать себя как личность, в связи с этим, у учителей испаряется мотивация к рабочему процессу, они становятся более вспыльчивыми, что вызывает эмоциональное перегорание.
Высокий балл по показателю эмоциональной и моральной дезориентации (7) может свидетельствовать о том, что учителя плохо реагируют на своих партнеров.
У городских учителей наиболее выражен коэффициент эмоциональной депривации (11), что говорит о том, что учителя начинают осознавать, что они больше не в состоянии оказывать эмоциональную поддержку детям и коллективу. Их эмоциональные проявления становятся резкими и грубыми, часто вызывая негативную реакцию окружающих.
Симптомы "психосоматических и психовегетативных расстройств" (14) проявляются на уровне физического и психического благополучия, при этом многие вещи, влияющие на субъектов профессиональной деятельности, вызывают отклонения в соматическом или психическом состоянии. Наиболее выражен этот показатель у педагогов Свердловской области.
Показатель «истощение» (15) охарактеризован более или менее выраженным падением общего тонуса и ослаблением нервной системы.
Эмоциональная защита сельских учителей, выражающаяся в форме «выгорания», делается необходимым атрибутом человека.
Выявлены отличия среди показателей тревоги и депрессии (4), напряжения (5), редукции профессиональных обязанностей (9), личностной отстраненности (13). Все эти проявления эмоционального выгорания наиболее характерны именно для педагогической профессии.
Данный показатель (18) был выявлен выше у городских педагогов, нежели у сельских преподавателей. Это говорит о том, что управлять своими эмоциями могут больше городские учителя.
Таким образом, из вышеизложенного, следует отметить, что такая форма психологической защиты, как эмоциональное выгорание, больше используется педагогами.
Непосредственно на одном уровне, между сельской и городской школой, средник показатели эмоционального выгорания педагогов. Это говорит о том, что эмоциональный интеллект у педагогов, работающих в школах, поддается большему влиянию.
Если учитывать условия огромной социально-психологической нагрузки, наиболее близких и частых контактах с детьми и их родителям, то можно заметить, что это приводит к формированию синдрома психологического выгорания.
Состояние эмоционального истощения будет препятствовать успешной профессионализации начинающих учителей, стремлению к успехам и достижениям в новой роли и желанию работать в школе. Поэтому следует проводить психологическую работу с учителями и студентами не только по устранению эмоционального выгорания, но по профилактике данной проблемы.
2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания
По данным из входной диагностики было принято решение авторомданнойисследовательскойработыразработатьпрограммупрофилакти ки эмоционального выгорания у педагогов и апробировать её с педагогами МБОУ СОШ№27г. Екатеринбурга.
Пояснительная записка
В период нашего времени, инновационные перемены в таких сферах как: политика, экономика, образование вынуждают представлять все более высокие требования к психологической и физиологической отличительной черты личности.
Проанализировав современную литературу и данные, выделим понятие «эмоциональное (психическое)перегорание» – это положение эмоциональной, физиологической и умственной слабости, что нередко проявляется у людей, работающих в обществе других людей.
К нашему огорчению, данная проблемная тема растёт и обретает значимость и актуальность. Такую острую проблему не постоянно выявляют через понятие «выгорание», однако характерные признаки этого суждения знакомы всем. Чаще всего при определении такого «выгорания» присутствуют такие симптомы как:
– утеря заинтересованности к профессиональному труду, которое раньше казалось любимым;
– беспричинная вспышка агрессии и гнева по отношению к обучающимся, коллегам;
– потеря мотивации к своему труду; – снижение эффективности степени свойства работать.
Если выразится другими словами, то можно сказать: «это итоги длительных стрессовых условий, характерные для профессионала, трудящего в области «человек – человек», в первую очередь, для педагога.
Значимым, а кроме того важным затруднением в личностном и профессиональном росте современного учителя, остается проблема психологической самореализации. Преподаватели, у которых проявляются признаки «эмоционального выгорания» ощущают крупные проблемы адекватно реагировать на события жизни в настоящее время. Отталкиваясь от данных, необходимо акцентировать больше внимания в систему целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья педагогов, которая должна опираться на развитие и формирование личности специалиста [29].
Цель программы: предотвращение «эмоционального выгорания» у преподавателей образовательных учреждений.
Данный курс ориентирован на преподавателей, у которых был выявлен синдром «эмоционального выгорания», таких педагогов было выявлено – 5.
При осуществлении программы, применяются инновационные педагогические технологические процессы: творческие занятия в группах и индивидуально, практические занятия проблемной направленности, деловые игры, тренинговые упражнения, релаксация.
Для прохождения курса рекомендуется 10 часов. Цель программы - помочь педагогам освоить современные инновационные технологии в таких областях, как профилактика профессиональных изменений и преодоление синдрома профессионального и эмоционального выгорания.
Так как рекомендуемое количество часов - 10, то для профилактики эмоционального выгорания педагогов в МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга было разработано 10 часов:
Занятие 1.
Тема: "Феномен эмоционального выгорания у педагогов и пути его преодоления".
Цель занятия: познакомиться с определением "эмоциональное выгорание".
Задачи:
- Изучить особенности развития эмоционального выгорания;
- Рассмотреть способы преодоления синдрома "эмоционального выгорания".
Формат: практическое занятие + дискуссия. На этом занятии педагоги познакомятся с определением и характеристиками "эмоционального выгорания" и рассмотрят способы борьбы с ним.
2.
Тема: "Психологическое состояние личности, как оно меняется в момент эмоционального выгорания? Эмоции и чувства в процессе общения".
Цель занятия: сформировать представление о том, как меняется внутреннее (психологическое) состояние от момента эмоционального выгорания.
Задачи:
- Изучить принципы работы состояния чувств в период эмоционального выгорания;
- Проследить, как меняются эмоции в период общения.
Формат: практические упражнения + обсуждение. Данная тема поможет преподавателям понять, как меняются эмоции и состояние у людей с синдромом эмоционального выгорания, а также проанализировать отслеживание того, как меняется эмоциональная позиция в период общения.
Занятие 3.
Тема: "Личностное развитие и исследование бытия учителя через творчество".
Цель занятия: изучить факторы личностного роста учителя.
Задачи:
- Познакомиться с характерными особенностями творчества в работе, жизни и повседневности;
- Показать, как творческий процесс влияет на личностный рост.
Формат обучения: практическое занятие + дискуссия. На третьем занятии преподаватели узнают о факторах, влияющих на их личностный рост, и о том, как связаны их личные достижения и выгорание.
Занятие 4.
Тема: "Стресс как фактор эмоционального выгорания педагогов".
Цель занятия: изучить факторы, способствующие развитию эмоционального истощения у педагогов.
Задачи:
- Изучить причины эмоционального выгорания;
- Умение адекватно реагировать на стрессовые ситуации на практике.
Формат: практические упражнения + дискуссия.
Практические упражнения и упражнения с практическими упражнениями.
Тема: "Как научиться самоконтролю".
Цель занятия: развитие умения контролировать себя в стрессовых ситуациях. Задачи:
- Обдумывание примеров критических ситуаций и методов их преодоления;
- Разыгрывание ситуаций, в которых используются методы самоконтроля в критических ситуациях.
Формат: практические упражнения + дискуссии. Пятое занятие посвящено самоконтролю. Учителя узнают, что такое самоконтроль и как ему научиться, рассмотрят примеры критических ситуаций, а затем примут участие в инсценировке ситуаций с использованием изученных методов.
6 класс.
Тема: "Методы и приемы саморегуляции. Методы дыхательной гимнастики и мышечного тонуса".
Цель занятия: изучить методы саморегуляции, связанные с контролем дыхания и мышечного тонуса.
Задачи:
- Рассмотреть дыхательные методы саморегуляции на примере;
- Научиться применять методы дыхания саморегуляции.
Формат обучения: практическая часть + разыгранные ситуации.
Используя урок 6, преподаватель научит вас корректировать свои эмоции с помощью управления дыханием.
Урок 7: Урок 7.
Тема: "Методы воздействия на слово".
Цель урока: развитие лексики, которая может влиять на способность регулировать эмоции.
Задачи:
- Узнать, что такое самоконтроль и как он влияет на людей;
- Научиться отдавать приказы и убеждения самому себе. Формат проведения: практические упражнения + обсуждение.
Седьмой урок поможет учителям узнать, как самоопределение влияет на людей; научиться отдавать приказы и убеждения самому себе.
Урок 8.
Тема.
Цель урока: изучение и запоминание образов для способов саморегуляции.
Задачи:
- Узнать, какие образы оказывают большое влияние на саморегуляцию.
- Научиться использовать образцы для саморегуляции.
Введение: дискуссия с элементами релаксации.
На восьмом уроке учителя узнают, как образы влияют на саморегуляцию, применят эти навыки на практике, попробуют использовать релаксацию для регуляции своих эмоций.
Урок 9.
Тема: "Насколько эффективна релаксация в борьбе с эмоциональным выгоранием?".
Цель урока: узнать о релаксации как основном методе борьбы с эмоциональным истощением.
Задачи:
- Изучить релаксацию и ее эффекты;
- Развить умение применять методы релаксации в домашних условиях.
Форма: метод релаксации + обсуждение.
На девятом занятии преподаватель научится применять этот метод борьбы с эмоциональным истощением после релаксации.
10 класс.
Тема: "Последний урок. Точка успеха".
Цель занятия: признание индивидуальности человека на определенных этапах его жизненного и профессионального развития.
Задачи:
- Научиться понимать свои индивидуальные достижения;
- Развивать способность к анализу собственной деятельности;
- Повысить мотивацию для устранения препятствий на пути саморазвития.
Лидерство: тренинг.
На заключительном десятом этапе учителя учатся справедливо оценивать свою профессиональную деятельность. Они также учатся понимать личную эффективность.
Исходя из изложенной программы, можно предположить, что она поможет педагогам муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 бороться с синдромом эмоционального выгорания учителя.
Выводы по 2 главе
Учитывая обстоятельства огромной социально-психологической нагрузки, наиболее тесного и частого контакта с детьми и их родителями, можно увидеть, что это приводит к развитию синдрома психологического выгорания.
Состояние эмоционального истощения препятствует успешной профессионализации начинающих учителей, их стремлению к успеху и результативности в новой роли, желанию работать в школе. Поэтому психологическая работа с учителями и учениками необходима не только для устранения эмоционального выгорания, но и для профилактики этой проблемы.
В контексте вышесказанного, разработка и внедрение системы практических мер по профилактике и коррекции выгорания с учетом специфики деятельности организации и вклада отдельных факторов позволит снизить уровень выгорания сотрудников и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организации в целом.
Заключение
В последние десятилетия проблема психического здоровья в образовательных учреждениях стала особенно актуальной. Учителя испытывают сильную эмоциональную нагрузку, что требует теоретических и практических исследований по данной теме: деятельность, четкий тайм-менеджмент, организационные аспекты образовательной деятельности, администрирование, родители, ответственность перед обществом в целом.
Из всех, кто не может работать без общения, наиболее опасным с психологической и профессиональной точки зрения является синдром эмоционального истощения - это педагоги, психологи, врачи, социальные работники, журналисты, воспитатели, то есть те, кто работает с людьми в течение длительного времени.
Проблемами эмоционального истощения учителей занимались многие ученые. Они выявили основные факторы, влияющие на эмоциональное истощение, стадии их развития и связь с индивидуальными особенностями. Однако в изученной литературе проблема эмоционального истощения учителей сельских школ рассматривается редко.
Анализ литературы подтверждает актуальность данной проблемы, эмоционального истощения учителей. Эта проблема сегодня очень остро стоит в обществе. По этой причине разрабатываются методы борьбы и профилактики эмоционального истощения учителей.
Это связано с тем, что показатели эмоционального интеллекта тесно связаны с показателями эмоционального выгорания в сельской выборке, которое является механизмом саморегуляции перманентно-негативных психических состояний местных учителей, его указано включить.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Бабич О. И. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. / О. И. Бабич. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель. — 122 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: ИИДФилинъ, 2011. 472 с.
3. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В.Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
4. Борисова, М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М. В. Борисова, Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2, № 2. – С. 212-215.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях/ Н.Е.Водопьянова// Психология здоровья/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2000. – С.112- 137.
6. Водопьянова, Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н. Е. Водопьянова // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2009. – Вып. 2. – С. 75–86.
7. Зимоглядов, А. Н. Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания у педагогов / А. Н. Зимоглядов, Н. И. Трубникова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 3(60). – С. 177-182.
8. Лепилина А. Н. Саморазвитие/Эмоциональное выгорание: как справиться с усталостью, избежать выгорания и стресса. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/04/11/emocionalnoe-vygoranie-kak-spravitsya-s-ustalostyu-izbezhat-vygoraniya-i-stressa/ (Дата обращения: 31.03.2024).
9. Митина Л. М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы. [Электронный ресурс]. URL:https://psyjournals.ru/psyedu/1999/n3-4/Mitina.shtml (Дата обращения: 31.03.2024).
10. Орел Е.В. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности // Вестник ТГПУ. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniyapsihologicheskogo- vygoraniya-v-motivatsionnoy-sfere-lichnosti (дата обращения: 01.04.2024).
11. Пацакула, И. И. Особенности эмоционального выгорания педагогов / И. И. Пацакула, Е. А. Рязанцева // Калужский экономический вестник. – 2021. – № 2. – С. 66-69.
12. Психология здоровья/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 45-67.
13. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.
14. Шаламова З.А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов //Выпускная квалификационная работа (Бакалаврская работа) //. – 2022. – 45 с.
15. Шарабарина, Х. А. Эмоциональное выгорание педагогов: причины и результаты исследования / Х. А. Шарабарина, Г. Н. Боронина // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 11-4. – С. 136-139.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней