- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Юридическая техника и язык закона
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Теория государства и права (ТГП)
33 страницы
25 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1805 ₽
3610 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение……………………………………………………….………………..…3
Глава 1.Общая характеристика юридической техники
1.1.Понятие и сущность юридической техники……………………………...…5
1.2.Приемы и средства юридической техники………………………………….8
1.3.Язык закона как элемент юридической техники…………………………..12
Глава 2.Проблемы и пути совершенствования юридической техники
2.1.Основные проблемы использования потенциала юридической техники..15
2.2.Основные тенденции развития юридической техники в РФ……………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы………………………...…31
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования не случайна и связана с целой системой объективных и субъективных признаков.
Во-первых, радикальным изменением всех системы законодательства, объективной потребностью повышения его эффективности, обеспечения внутренней согласованности правовой системы в рамках федеративного государства, создания правового государства.
Во-вторых, расширением пределов регулирующего воздействия на общественные отношения с помощью закона как акта высшей юридической силы, необходимостью нового подхода как «отделки» законодательного материала, его системы, выработки системы реального воздействия на общественные процессы.
В-третьих, сближением правовых систем при интернационализации права, введения норм и принципов международного права в российское законодательство, необходимостью в связи с этим унификации многих юридических отраслей и институтов, правовой терминологии, использования законотворческих и правоприменительных процессов и режимов.
В-четвертых, массовым распространением информационных правовым систем, что подразумевает строгую систематизацию и классификацию законодательства, более точной его рубрикации. Решить все эти вопросы без юридической техники практически невозможно.
В конечном итоге, в пятых, возрастающей ролью законодательства при защите прав и свобод человека и гражданина.
В последние годы в юридической литературе РФ выросло внимание к проблемам юридической техники. Этим проблемами посвящаются диссертационные и монографические исследования, научно-практические семинары и конференции, статьи, «круглые столы».
Объект исследования – общественные отношения, связанные юридической техникой.
Предмет исследования – особенности проблем и путей совершенствования юридической техники.
Цель данной работы – комплексное исследование юридической техники и языка закона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие и сущность юридической техники;
2) рассмотреть приемы и средства юридической техники;
3) выявить особенности языка закона как элемента юридической техники;
4) исследовать основные проблемы использования потенциала юридической техники;
5) определить основные тенденции развития юридической техники в РФ.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика юридической техники
1.1.Понятие и сущность юридической техники
Юридическая техника - это система средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при разработке и структуризации правовых актов для обеспечения их совершенства . Важный ее вид – правотворческая, а именно кодификационная техника.
Сущность средств и приемов юридической техники связана зачастую с определенной организацией нормативного материала и его внешним выражением, по большей части, с выражением структуры права. Существуют весьма весовые основания говорить о том, что структура права – это именно первоначальная основа, характеризующая сущность и состав методов и средств юридической техники. Несмотря на это, связь между системой права и юридической техникой вовсе не непосредственная, а напротив, опосредованная.
Юридическая техника касается зачастую внешней правовой формы, и главным образом, нормативно-правовых актов, выражаясь как в собственном специально-правовом изложении акта, так и во внешнем документальном либо словесном изложении предусмотренной в нем воли.
По собственной сущности юридическая техника возникает из двух элементов – технических приемов и средств. Здесь следует провести аналогию с материальной техникой, где также принято выделять технические средства, т.е. оборудование и машины, а также специальную технологию. В области права техническими средствами являются, к примеру, юридические конструкции, терминологию; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок .
Юридическая техника выражается значительным числом различных аспектов и многогранностью. Она имеет три основных направления, три формы существования.
Юридическая техника выражается в нормах, в соответствии с которыми она и применяется. Ее приемы и способы действуют не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических методов и средств предусматривается в правилах юридической техники, которые следует отнести к особой разновидности технических норм, касающихся области нормативного регулирования. Они выражаются в правовых актах, в том числе специальных инструкциях, которые связаны с подготовкой и оформлением проектов законов. В том случае они являются технико-правовыми нормами, предъявляющие законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых напрямую зависит совершенство нормативных актов.
Нормы юридической техники разрабатываются, главным образом, в практике, связанной с оформлением и подготовкой нормативно-правовых актов. Решающая роль при разработке совершенных норм юридической техники отводится правовой науке. Высокий уровень законодательной техники и индивидуальных актов можно достигнуть только на основании проверенных в жизни и проработанных на теоретическом уровне научных рекомендаций.
Уровень юридической техники напрямую зависит и от норм неюридических наук, к примеру, способы изложения правовых актов в письменных документах построены главным образом на науках, занимающихся стилями изложения и языковыми законами. Таким образом, высокий уровень юридической техники является одним из юридических инструментов, при помощи которых данные науки превращаются в определенную, в рамках правовой надстройки производительную силу.
Юридическая техника на внешнем уровне выражается в совершенстве нормативных актов как правовой формы. Как только методы и способы юридической техники находят собственное выражение в правовых актах, они становятся признаками данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется, главным образом, по настоящему использованию технических приемов и средств в правовых актах и законодательстве.
Если обратиться к общественной характеристике юридической техники, необходимо заметить, что методы и приемы сами по себе не имеют классовую направленность, они безразличным к социальным классам. Реакционное законодательство в буржуазных странах может быть совершенным по уровню технической обработки. В социалистическом праве, не имеющем по собственной сущности определенным преемством с эксплуататорскими правовыми типами, используются определенные приемы и способы юридической техники прежних времен. Юридической техники отводится существенная роль при обеспечении эффективности социалистического права, в укреплении законности. Правильное и полноценное использование всех методов и способов на основании проработанных норм юридической техники обеспечивает правильное выражение сущности правовых актов, их доходчивость и доступность, возможность наиболее рационального их применения на практике.
Уровень юридической техники является одним из показателей уровня правовой культуры страны. Необходимость полноценного и разностороннего применения юридической техники, отражающей передовой опыт законодательства и научные прогрессивные рекомендации, являются объективной закономерностью, недоучет которой может повлечь определенные отрицательные последствия, недостатки, издержки в юридической форме.
С позиции права юридическая техника формирует основное и, возможно, исходное в той части юридической техники, связанной с правовыми актами; иной ее важнейший элемент – техника правоприменительной деятельности. Между тем, хотелось бы обратить внимание на органическое единство вопросов данной темы, а также темы, которая связана с систематизацией вопросов толкования. Толкование права – это продолжение юридической техники, заключающаяся в деятельности, которая связана с определением реального содержания норм права.
В отечественной юридической литературе проделана значительная работа, которая напрямую направлена на определение понятия юридической техники. По этому вопросу были высказаны разные, по нашему мнению, весьма противоречивые точки зрения. Многие ученые предоставляют теоретическое толкование юридической техники, сводящее ее к «системе правила», «системе приемов».
Как уже было сказано ранее, юридическая техника признается многогранным явлением. Это и порождает то, что те или иные ученые рассматривают в качестве юридической техники лишь один ее компонент – одну из форм, в которой она выражается.
1.2.Приемы и средства юридической техники
Несмотря на разные нюансы в позициях исследователей, сформировалось некоторое представление об общепринятых приемах, правилах и средствах юридической техники.
Наиболее важной разновидностью юридической техники считается правотворческая техника, которой характерны собственные приемы (способы) и средства. Принимая во внимание это, следует заметить, что правотворческая техника – это комплекс средств и приемов подготовки, изучения, принятия и опубликования нормативно-правовых актов .
Выделяют следующие приемы юридической техники:
По уровню обобщения показателей:
1) абстрактный – при формулировании правовой нормы применяется обобщающая формулировка;
2) казуистический – во время формулирования правовой нормы последовательным образом перечисляются условия, при которых она действует.
По способу изложения компонентов правовой нормы:
1) прямой – гипотеза, диспозиция и санкция излагаются в одной статье нормативно-правового акта;
2) отсылочный – некоторые элементы нормы (либо гипотеза, либо диспозиция, либо санкция) излагаются в иных статьях определенного закона и к ним сделана отсылка либо она предполагается;
3) бланкетный – вид отсылочного, но отсылка происходит в общей форме, зачастую при помощи использования соответствующих инструкций, правил, других актов законодательства .
К категории основных общих правил юридической техники следует отнести:
- максимально полное, адекватное выражение законодательной воли;
- рациональная организация и логическая последовательность изложения правовых предписаний, помещаемых в нормативно-правовом акте;
- отсутствие противоречий и пробелов в нормативно-правовых актах и во всей системе законодательства;
- компактность и краткость изложения норм права при достаточной глубине и разносторонности отражения их содержания;
- простота, ясность и доступность языка нормативно-правовых актов, определенность и точность применяемой терминологии;
- сведение к минимуму числа нормативно-правовых актов по одному и тому же вопросу с целью лучшей обозримости правового материала, облегчения пользования им;
- своевременное опубликование и вступление в силу нормативно-правовых актов согласно предусмотренной процедуре.
Несомненно, перечень общих правил может дополняться и не носит исчерпывающий характер .
Логическая схема построения нормативно-правовых актов сводится к трем наиболее значительным элементам: общей, основной и заключительной.
Общая часть включает в себя нормы, выражающие предмет регулирования, значение применяемых терминов, принципы нормативного регулирования. В основной части находят выражение полномочия местных органов самоуправления, права и обязанности правовых субъектов, меры ответственности и иные вопросы. В заключительной части (заключительных и (либо) переходных норм) предусматривается процедура и сроки вступления акта в силу, предстоящие законодательные изменения и определенные иные вопросы.
Средствами правотворческой техники являются:
- средства правового выражения законодательной воли, выражающаяся в разном построении правовых норм, в помещении их в соответствующую правовую отрасль;
- средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: название акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и др.);
- построение структуры: определенная процедура нахождения материала, его согласованность и расчлененность;
- правовые презумпции – предположение о наличии либо отсутствии определенных фактов, которые основаны на связи между подразумеваемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных прежним опытом;
- правовые фикции – несуществующая норма, признанная согласно законодательству существующей, и приводящая к соответствующим правовым последствиям. Фикции в нормативных актах характеризуются словами «как бы», «допустим», «как если бы». Фиктивным считается начало исчисления срока для признания гражданина отсутствующим без вести либо умершим;
- правовые аксиомы – это нормы, которые не требуют в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем деле; любое сомнение истолковывается в пользу обвиняемого; ответственность наступает исключительно за вину; закон не имеет обратной силы; несправедливо два раза наказывать за одно и то же правонарушение);
- правовые оговорки – обладающие специальной нормативно-лексической формой положения, отчасти изменяющие содержание либо объем действия правовой нормы и порождающие соответствующие правовые последствия. Формы нормативного выражения юридических оговорок – это термины и логически-языковые конструкции, с помощью которых в нормативных актах выражаются оговорки («кроме случаев», «как правило», «как минимум», «за исключением», «при необходимости», «независимо от», «имея в виду» и др.) .
1.3.Язык закона как элемент юридической техники
Особенности языка закона подразделяются на общие (общеязыковые, характеризующие также иные документы неюридического характера) и специально-правовые.
К общим особенностям языка закона следует отнести:
1. Нейтральность. В нормативных актах нельзя допустить экспрессивность, художественную образность (побуждения, вопросы, призывы, восклицания). Беспристрастный, нейтральный стиль не должен приводить к дополнительным ассоциациям и ненужным эмоциям, что обеспечивает эффективность нормативного регулирования.
2. Последовательность. Для нормативного акта свойственна строгость изложения, а также жесткая последовательность текстового материала. Недопустима смысловая и логическая недосказанность, разрыв мысли.
3. Точность и ясность. Юридический материал в нормативном акте должен быть изложен ясно и точно. Точность предполагает фактическую достоверность, точное применение терминов, которое исключает разное толкование документов. Если последовательность текста подразумевает его согласованность и связанность, то ясность и точность расширяют данную характеристику: их связывает подобранность терминов и слов, их сочетание.
4. Простота изложения. Для успешной реализации правовых норм, которая излагается в нормативном акте, требуется однозначность текста, обеспечивающая его эффективное усвоение и однообразное понимание всеми людьми, на которых распространяется действие данного нормативного акта.
5.Компактность и лаконичность. В тексте одного нормативного акта нельзя изложить весь массив материала подробно. Громоздкий текст сложнее воспринимается. Для упрощения восприятия нормативного материала, в правовом акте следует сформировать эффективную систему норм отсылочного характера, избегать неоправданных повторов. Также должно быть понятным и уместным применение правовой терминологии.
6. Безличность предложений. В тексте нормативного акта отсутствуют личные местоимения первого и второго лица, глаголы в формах первого и второго лица, обращения к определенным лицам либо группе лиц, применяются неопределенно-личные предложения, где используются глаголы в форме третьего лица. К примеру, в п. 9 ст. 80 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрено, что «лицам, которые были осуждены к принудительным работам либо к лишению свободы, разрешается получение высшего и среднего профессионального образования в профессиональных учреждениях образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства РФ к отбыванию соответствующей разновидности наказания» .
Специально-правовые признаки языка придают правовым актам характер нормативного регулятора общественных отношений. К данным признакам следует отнести: в первую очередь, предписывающий характер. В правовых актах имеются ограничения, запреты, модели поведения, варианты разрешения ситуаций. Все это выражается при помощи особого типа письменного изложения, когда применяются краткие формы прилагательных. К примеру, в п. 2 ст. 15 Конституции РФ сказано, что «государственные органы власти, местные органы самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы».
Во-вторых, констатирующе-предписывающий характер заключается в том, что при написании цели документа, его предмета, пределов регулирования применяется стиль изложений – констатирующе-предписывающий.
В-третьих, унификация языковых форм. В тексте правового акта применяются устойчивые языковые конструкции, юридические словосочетания, канцеляризмы («устойчивые словосочетания, слова, грамматические конструкции и формы, применение которых в литературном языке предусмотрено за официально-деловым стилем»).
К примеру, в п. 3 ст. 470 Гражданского кодекса РФ предусмотрено следующее: «Гарантия качества товара подлежит распространению и на все структурные его элементы (комплектующие изделия), если другое не определено договором купли-продажи» .
Следовательно, текст нормативно-правового акта рассматривается с двух позиций: это, в первую очередь, нормативно-правовой акт, т.е. юридический документ, включающий правовые нормы и направленный на регламентирование общественных отношений, по этой причине его отличают специально-правовые признаки, разработанные в юриспруденции в процессе правотворчества, а во-вторых, это литературный текст, по этой причине при его формировании применяются общеязыковые правила, свойственные для официального делового стиля.
Текст юридических документов должен отличаться высоким уровнем точности и стандартности, он нейтрален и однообразен, но именно данные средства призваны обеспечить точность языка закона и его предельную лаконичность.
Глава 2.Проблемы и пути совершенствования юридической техники
2.1.Отдельные проблемы использования потенциала юридической техники
Вопросы юридической техники и правовых технологий следует отнести к категории актуальных, крайне дискуссионных и значимых на практике. Между тем, при всем разнообразии позиций (зачастую диаметрально противоположных) на проблему правовой техники, формировавшиеся в различные этапы развития правовой науки, в научных источниках приоритетом обладают следующие базовые подходы к осмыслению рассматриваемого понятия:
- широкий подход, в соответствии с которым правовая техника отождествляется с правом в целом или лежит в его основании, или отражает систему компонентов правовой реальности;
- узкий подход, согласно которому правовая техника соотносится только с одной областью выражения права - законодательной .
Целесообразным, обоснованным, проверенным на практике является отношение к правовой технике как комплексу приемов, средств, правил, применяемых при подготовке и принятии нормативно-правовых, интерпретационных, правоприменительных и других юридических актов – основы регулирования самых значительных общественных отношений, разрешения существенных ситуаций в жизни. Юридическая техника находит свое проявление, по крайней мере, в самых важнейших областях правовой реальности – в законотворчестве (правотворчестве), во время применения нормативно-правовых актов (норм права), при толковании законов, норм права, актов подзаконного характера и т.д.
Выступая в качестве комплекса определенных приемов, средств, правил подготовки и совершенствования правоприменительных, нормативно-правовых и других правовых актов, правовая техника трансформирует их в плоскость практического применения, в область эффективного регламентирования общественных отношений. Основное направление правовой техники – тексты юридических актов, весьма точные, выверенные, однозначные, предоставляющие возможность содержащимся в них нормам права в статическом состоянии без каких либо препятствий оказывать влияние на свой тип (вид) обстоятельств в жизни. Чем выше уровень освоения текстов и содержания определенных юридических актов, тем обширнее круг потенциальных субъектов правоотношений, положительно оценивающих потенциал права и норм действующего законодательства и со знанием дела реализующих юридические возможности.
Средства правовой техники предназначены придать юридическим понятиям филигранное словесно-логическое выражение, сводящее к минимуму необходимость в логическом и грамматическом толковании принятых правовых актов и их структурных компонентов. Система прав, обязанностей, запретов, дозволений, санкций, льгот и иных конструкций юридических актов, которые адресованы правовым субъектам, должны однозначно быть восприняты всеми участниками жизненных ситуаций, отрегулированных правом. Однозначность освоения указанных юридических конструкций определена уровнем правовой культуры, правового сознания, наличие либо отсутствием юридического опыта, но не последнюю роль здесь занимают и умело используемые средства правовой техники .
Применяемые в системе правовой техники специальные правила предназначены вносить в содержание юридических актов лаконичность, точность, доступность, грамматическую безупречность языка в качестве средства общения разных правовых субъектов с разными притязаниями жизни. В правовой литературе обращается внимание на нейролингвистическую правовую технологию, которая затрагивает вопросы совершенствования языка принимаемых законов, мотивационного влияния правовых предписаний, облеченных в языковую форму, на потенциальных правовых субъектов.
Понимание языка закона является ключом к переосмыслению содержания закона в целом и его отдельных правовых норм, в частности. Нейролингвистическая правовая технология постепенно вводится в практику правотворчества отдельных развитых зарубежных стран. Одним из важнейших условий применения в правотворчестве этой правовой технологии признается обязательное привлечение правоведов-лингвистов для доведения до совершенства языка текста определенного нормативно-правового акта.
В результате применения инструментов правовой техники происходит достижение сочетания лаконичности текста юридического акта с его полнотой, абстрактность, конкретность выражения определенных юридических предписаний, последовательность и логичность в изложении юридических сведений, внутреннее единство, взаимодействие, согласованность подразделений юридического акта .
Если говорить о точности, совершенстве, лаконичности, логичности текстов законов и других нормативно-правовых актов, не стоит упускать из виду установленную в правовой науке проблем технических терминов. Практика активного законотворчества отчетливо говорит о том, что в текстах законов и актов подзаконного характера обширно применяются эти термины. По факту общепризнанно, что данные предписаний (термины технического характера) не имеют правовой характер, им не придается сила общеобязательных норм поведения (норм права), но им отводится важное и практически значимое место в содержании законов и актов подзаконного характера, так как придают предметные особенности и целевое направление конкретным нормативно-правовым актам (определенным нормам права) как регуляторам общественных отношений. Несомненно, технические термины несут в себе печать смысловых нагрузок, разработанных для них соответствующими науками, неправовыми отраслями знаний.
В условиях реформирования государства, ее участия в процедуре глобализации, в разных международных организациях количество технических терминов, применяемых в рамках действующего законодательства, будет неуклонно расти. Глобализация, однотипный характер большинства правовых процедур, расширение международных контактов неизбежно приводят к разработке некого правового «эсперанто», обширному применению международной юридической терминологии, зарубежной лексики. Общее положение в правотворчестве здесь сведено к тому, что применение иностранных терминов допускается в том случае, если они понятны и когда отсутствует термин в русском языке .
В процессе набирающего оборота современного законотворчества крайне важно придерживаться точности, однозначности, полноты одних и тех же терминов технического характера, применяемых в разных нормативно-правовых актах для того, чтобы не исказить язык и смысл самих норм права.
Технические термины вполне логично вплетаются в юридический материал, оказывают влияние на содержание правовых предписаний, признаются структурным компонентом принимаемых нормативных актов. По этой причине применяемые приемы, средства и правила правотворческой техники не могут обходить стороной разные фрагменты нормативно-правовых актов, к которым логично подключены те либо другие технические термины. Следует разносторонне и тщательно выверять настоящее содержание технических терминов во избежание существенных ошибок правотворчества, не допускать искажения смыслового наполнения принимаемых законов и актов подзаконного характера.
Большое значение в процессе реализации потенциала соответствующих юридических актов имеют технические способы и приемы, придающие этим актам необходимые официальные реквизиты. Если правовой субъект уже в названии юридического акта (вследствие его витиеватости и многосложности) находит компоненты определенной отчужденности к этому акту, то он только в случае неотложной необходимости будет вникать в содержание и смысл этого акта, в обратном случае потеряет к нему интерес. В конечном счете этот правовой субъект может и не найти те выгоды в жизни, которые потенциально могли быть заложены содержание данного юридического акта. Применяемые в рамках правовой техники способы и приемы не должны быть изолированы от ожиданий и требований правовой реальности. Правовая техника является не самоцелью, а целенаправленной и трудной процедурой производства эффективных и востребованных средств регламентирования (юридических актов) жизнедеятельности членов общества .
Одна из наиболее важных задач института правовой техники состоит в том, чтобы не допустить противоречий, противостояния, разобщения между терминологией, сформировавшейся в правовой и иных науках, и категориями, терминами, применяемыми в правоприменительных, нормативно-правовых и других актах. Малейшие отступления, определенные вольности в данных областях могут нарушить необходимые пропорции между концепциями теоретического характера и их воплощением на практике.
Общеизвестно, что правовая практика, в том числе правотворчество, далеко не всегда воспринимает теории, идеи, рекомендации правовой науки, находится в поиске своих путей развития. Так, в пределах общей правовой теории ставка делается на принятие юридических законов как основы функционирования правового государства и гражданского общества. Между тем, принимается большое количество законов, очень далеких от приоритетных потребностей и интересов подавляющего большинства членов общества. При путанице терминологии понижается уровень эффективности большинства действующих законов.
Правовая терминология является не только конструкцией технического характера, но и материей, определяющей содержание, смысл, предназначен принимаемых нормативно-правовых актов. Разночтение терминов в правоведении и в системе законодательства вносит дисгармонию в систему управления общественными делами, в механизмы нормативного регулирования самых значительных отношений в обществе. Терминология и для науки, и для законодательства должна быть единой, быть неким общим «банком». Вместе с тем, пальма первенства в поиске и формулировании новых терминов обязана принадлежать правоведению (иным общественным наукам). Адаптированные в науке определения, понятия, категории становятся доступными и для правовой практики, применяются во время подготовки и принятия нормативно-правовых и других правовых актов.
Не должно быть каких-либо расхождений между терминами, применяемыми в разных нормах права, если они имеют отношение к однотипным жизненным явлениям, сохраняют собственную объективную однозначность.
Недопустимы разночтения в терминах между актами законодательства и нормативными актами подзаконного характера. В равной мере это требование подлежит распространению и на акты применения права. В обратном случае это может повлечь за собой различные юридические коллизии, вносить существенные препоны в функционирование механизмов правового регулирования, затормаживать правоприменительную деятельность и иные разновидности правовой деятельности .
Юридическая техника в качестве значительного элемента в механизме правотворчества воспринимает интерес правоприменительных и правотворческих органов – ввести в систему общественных отношений самое качественное, совершенное и эффективное законодательство, предназначенное обеспечить интересы гражданского общества и каждой конкретной личности.
Если подобные цели и задачи действительно ставятся в правотворческом процессе, проникая вместе с тем и в систему правовой техники, то принимаемые нормативные акты (главным образом, законы) реально обогащают правовой потенциал, систему законодательства, находятся в услужении потребностям гражданского общества, устанавливают основу для обеспечения приоритетных прав и свобод человека и гражданина.
Значительная роль в возникновении нормативной основы жизнедеятельности членов гражданского общества отведена совершенствованию законодательства, которое должно соответствовать наиболее строгим критериям качества как в исключительно содержательном, так и технико-правовом ракурсах. Все дело в том, что система существующих в современной РФ многочисленных законов и нормативных актов подзаконного характера не соответствуют в полной мере неоднозначным, сложным, противоречивым требованиям жизни.
Слабая эффективность и низкий уровень качества большинства нормативно-правовых актов и соответствующих правовых норм связана со значительными упущениями в области правотворчества, что наиболее болезненно отражается на качестве принимаемых законов. Как свидетельствует практика, и в отечественном парламенте, и в иных правотворческих органах имеет место крайне поспешное принятие нормативно-правовых актов, проекты которых зачастую обладают значительными изъянами, их осмысление и обсуждение обладает поверхностным характером, не всегда принимаются во внимание заключения и рекомендации юристов-практиков, существует пренебрежение механизмами правовой техники. В конечном счете такие нормативно-правовые акты (в особенности, законы) определенные нормы права не достигают целей, поставленных перед ними как потенциальными регуляторами отношений в обществе.
Число некачественных, несовершенных законов и актов подзаконного характера, которые были приняты на федеральном и региональном уровне, неуклонно растет и таким образом усложняет и в некоторой мере деформирует процедуры нормативного регулирования важных для жизни общественных отношений. По этой причине формируется острая потребность оперативного внесения дополнений и изменений в существующие нормативно-правовые акты либо принятия новых нормативных актов. И при первичном принятии нормативных актов, и при их совершенствовании возможны разнообразные ошибки правотворчества, упущения, которые связаны с необоснованным выбором механизма правового регулирования, с шероховатостями языка и стиля нормативного акта, с просчетами в области системной иерархии, с неточностями в терминах и др.
Качество и совершенство принятых нормативных актов отражают в это же время и уровень безупречности примененных инструментов правовой техники, что отчетливо выражается в процессе реализации и толковании законов, нормативных актов подзаконного характера, норм права. Компоненты правовой техники, которые успешно преломляются в содержании нормативно-правовых актов (норм права), считаются одним из наиболее существенных условий эффективного и полноценного функционирования многоуровневой системы законодательства .
Следовательно, усиление эффективности и повышение качества действующего законодательства, правоприменительных и других юридических актов в решающей мере связаны с целенаправленным и умелым применением всей системы способов, средств, приемов, правил правовых технологий и юридической техники.
Примененные в правотворчестве и применении права элементы правовой техники оказывают содействие возникновению предсказуемости и стабильности в системе нормативного регулирования, являются неким критерием, побуждающим мотивом внесения коррективов в действующее законодательство и другие юридические акты. Умело применяемые элементы правовой техники и средства правовых технологий дают возможность свести к минимуму повторение ошибок правотворчества и правоприменительных ошибок при подготовке и принятии соответствующих юридических актов.
Правовые технологии как средоточие точных, усовершенствованных, адаптированных процессов по применению системы научно обоснованных приемов, правил, средств, способов, других инструментов правовой техники дают возможность максимально сосредоточить в принимаемых юридических актах оптимальный потенциал, предоставляющий возможность правовым субъектам оперативно осваивать права, юридические обязанности, запреты, дозволения и другие юридические состояния и со знанием дела включаться в общественные отношения, конкретные жизненные ситуации.
Основой правовых технологий является многогранный потенциал правовой техники. Именно он включает в себя точные, конкретные, практически проверенные приемы, правила, средства и способы, по большей части предопределяющие качество, совершенство, а также эффективность принимаемых юридических актов.
В процессе целенаправленного и систематического применения инструментов правовой техники и правовых технологий получается необходимый правовой опыт как гарантия при возникновении эффективных нормативных регуляторов, актов применения норм права.
В правовой литературе внимание в значительной мере сосредоточено на изучении проблем техники законодательства, но и здесь можно обнаружить значительные расхождения в отношении понимания этого юридического явления, его практического выражения. Преобладающей считается позиция, что законодательная техника – это система приемов, средств правил, применяемых для нормативно-структурного, логического, познавательного юридического материала, который, в конечном итоге, выступает в качестве основы для принятия качественных и совершенных законов. По всей видимости, в аналогичном ракурсе необходимо рассматривать и особенности правотворческой техники – явления более обширного, интегрального, включающего в себя и технику законодательства. Проблемой здесь являются выработка и объективная оценка системы единых, обоснованных наукой приемов, средств, правил подготовки, оформления и принятия законов и подзаконных актов .
2.2.Основные тенденции развития юридической техники в РФ
Уровень технико-правового совершенства законодательства в том либо другом государстве в существенной степени устанавливается конкретными тенденциями истории и проблемами его функционирования, которые определены объективными закономерностями общественного развития, действительными потребностями и условиями жизни общества. По этой причине, не выяснив подобных проблем и тенденций, нельзя прийти к обоснованным выводам о путях и возможностях обеспечения высокого технико-правового уровня законодательства.
Годы существования независимого государства России – срок сравнительно небольшой, однако и его достаточно для того, чтобы зафиксировать более либо менее стабильные тенденции отечественного законодательства. Они определены, главным образом, изменчивым характером условий его принятия и функционирования, а также условий радикальной трансформации политической, экономической и идеологической областей жизни российского общества, которая, к сожалению, характеризуется кризисными явлениями разрушительного характера .
Исследование реальных процессов, которые в настоящее время происходят в области государственно-правового регулирования отношений в обществе в РФ, дает основание определить среди изучаемых тенденций следующие:
1. Качественная радикальная новеллизация права. Речь ведется об ускорении образования новых отраслей, а также институтов права и законодательства. Следует назвать, к примеру, такую правовую отрасль, как предпринимательское право. Вместе с тем упразднены определенные подразделения ранее действовавшей советской правовой системы Российского государства (к примеру, колхозное право).
2. Интенсификация нормотворческой деятельности, т.е. возрастание ее показателей количественного характера.
3. Интенсивность характерна и для законотворчества в субъектах РФ.
4. Плюрализация правовых источников. Она происходит из-за умножения разновидностей субъектов нормотворчества, в первую очередь, в сфере экономики (к примеру, учредительные акты нормативно-правового характера хозяйственных объединений). Повышается число ратифицированных РФ международно-правовых актов, включаемых в правовую систему.
5. Снижение уровня правовой формализованности, уровня определенности его положений. Об этом говорит, в частности, расширение сферы частноправового регулирования, применения принципа дозволения нормативного регулирования, использование в законодательстве сравнительно определенных норм, в особенности, положений с «ситуативными», оценочными понятиями.
На фоне данных тенденций довольно четко можно отследить и недочеты, дефекты отечественного законодательства на современном этапе развития, которые в определенной мере именно первыми и «спровоцированы». К подобным дефектам следует отнести следующие.
В первую очередь, следует констатировать бессистемность законодательного развития, большое количество преобразований и дополнений к действующему законодательству, притом, по большей части, к тем, которые приняты уже после провозглашения суверенитета России.
Большинство актов законодательства в РФ в настоящее время обладают недостаточной изученностью в научной сфере, безадресны и декларативны, в них отсутствуют механизмы практической реализации.
Данные недочеты, с одной стороны, выступают, в известной степени, следствием несоблюдения требований правовой техники, а с другой – сами, тем или иным образом, препятствуют практической реализации данных требований в законодательной и другой нормотворческой практике Российской Федерации.
Ликвидация технико-правовых дефектов в отечественном законодательстве на современном этапе развития, а также их предупреждение возможны при конкретных предпосылках и при помощи специальных средств. Среди них следует выделить теоретические и практические средства. К первым следует отнести научные нормы, рекомендации, выводы по технико-правовым вопросам, а ко вторым – правовые акты специального характера и организационные мероприятия.
Предпосылками теоретического характера и «инструментами» правового усовершенствования законодательства РФ на современном этапе развития выступают научные наработки советского периода времени.
К средствам и предпосылкам обеспечения высокого технико-правового уровня отечественного законодательства следует отнести, специализированные акты правового характера и соответствующие организационные мероприятия. Их главными разновидностями выступают:
1) закрепление в законодательстве норм и требований правовой техники;
2) выработка плановых и прогнозных мероприятий комплексного характера по вопросам, связанным с развитием законодательства;
3) меры, связанные с систематизацией российского законодательства;
4) формирование специальных структур, органов, подразделений, а также практическая реализация специализированных программ, связанных с обеспечением высокого технико-правового уровня законодательства.
Все изложенное дает возможность сделать определенные выводы.
В Российской Федерации уровень законотворческой и иной правотворческой деятельности, исследуемое с позиции ее технико-правового уровня, остается неоднозначным: наравне с некоторыми довольно отработанными в данном аспекте законами значительно немало и таких, которые обладают значительными технико-правовыми погрешностями. Несмотря на постоянные заявление руководителей РФ, а также депутатов о желании создать законы, которые прямо соответствуют требованиям правовой техники, мероприятия, к которым они прибегали с данной целью, оказываются неэффективными.
Данное состояние внедрение правовой техники в законотворчество РФ вызвано, следует полагать, в первую очередь, неизбежными особенностями переходного этапа развития, в котором все еще находится наше государство. Данный период определяется кризисом в экономике, нестабильностью в обществе, следовательно, конфликтами и напряженностью в политической сфере. С течением времени, можно будет надеяться, что по мере ослабления либо сокращения негативного воздействия данных исторических обстоятельств на нормотворчество, будут формироваться и более благоприятные условия для практического обеспечения его высокого технико-правового уровня.
Заключение
Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намечаемые или преследуемые властными органами гражданского общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм.
Юридическая техника в узком смысле ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения, а также различными техническими приемами, средствами и правилами.
Можно выделить основные аспекты юридической техники: совокупность средств (юридическая терминология, юридические конструкции) и приемов (приемы изложения юридических норм, система отсылок и т.д.) технического порядка; правила наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов.
Действующее законодательство РФ не совсем полно регулирует разные стороны нормотворчества, до настоящего времени отсутствует определение понятия и разновидностей актов нормативно-правового характера, компетенции нормотворческих органов, не урегулирована процедура подготовки и оформления проектов актов. Это осложняет отношения между участниками процедуры формирования актов права, негативно сказывается на качестве актов, быстроте их принятия, вследствие чего нарушаются системные связи между ними, происходит формирование большого количества правовых коллизий и противоречий.
Правила подготовки юридических актов необходимо исследовать не только как сугубо формальные. Да, они обладают строго процессуальным характером, который дает возможность систематизировать и упорядочить данные способы существования актов. Не менее важным является содержание норм, их ориентированность на познание, когда правила способствуют высокой эффективности и качеству актов права. С ними отражаются глубинные, внутренние социальные отношения и связи. По этой причине весьма оправдано говорить о правовых формулах – точных и строгих.
В процессе нормотворчества важное значение уделяется правовой технике. Нормотворческий процесс заканчивается составлением и последующим принятием текста акта. Текст должен подготавливаться по нормам правовой техники, то есть иметь правовые средства, обладать набором реквизитов, которые дают возможность верно и точно выразить волю правового субъекта, сущность правового решения, построить текст и точно его структурировать, применять общезначимые правовые термины и понятия.
В правовом мире давно сформировались правила и приемы составления правовых текстов, в особенности, текстов проектов законов. Правда, их очевидная общность и устойчивость не исключает особенностей приемов техники законодательства в различных государствах, которые необходимо внимательно учитывать во время проведения сравнительно-правового анализа текстов актов. Не случайно словари, глоссарии, справочники и в прошлое время и на данном этапе развития служат верному соотнесению между собой правовых понятий и терминов.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023)(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Российская газета, N 303, 31.12.2012
Научная и учебная литература:
4. Артамонов А.Н. Несовершенство юридической техники как проблема правовой политики государства // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. - Т. 9. - № 3. - С. 9-15
5. Ахъядов Э.С.М., Альханов Н.М. Теоретико-правовые проблемы юридической техники в российском законотворческом процессе // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - № 5. - С. 25-27.
6. Болдырев С.Н., Митракова Е.Н. Юридическая техника в разрешении терминологических проблем законодательства // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 11 (191). - С. 96-98.
7. Бялт В.С., Чимаров С.Ю. Юридическая техника: понятие и содержание // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2021. - № 76-4. - С. 28-31.
8. Долгов С.Ф., Буканбаева Э.Ф. Актуальные аспекты понятия юридической техники // Журнал «Аллея науки». - 2021. - Т. 1. - № 4 (55). - С. 415-418.
9. Ерохина А.Ю. Подходы к исследованию юридической техники // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 14-4 (206). - С. 55-58.
10. Квициния Н.А. Проблемы юридической техники // Правовой порядок и современный мир. Сборник научных статей. Под редакцией Ю.И. Исаковой, Г.С. Працко, Е.Ю. Сапожниковой, А.Н. Максименко [и др.]. Ростов-на-Дону. - 2022. - С. 99-105
11. Кич И.С. Понятие юридической техники и ее соотношение со смежными категориями права // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2019. - № 2 (44).- С. 89-92.
12. Колязов Л.Д. Средства и приемы юридической техники: теория и практика // Журнал «Аллея науки». - 2020. -Т. 2. - № 6 (45). - С. 753-756.
13. Коннов Р.А. Юридическая техника как гарантия высокого качества законов // Журнал «Юридическая наука». - 2020. - № 7. - С. 10-12.
14. Нанба С. Б. Юридическая стилистика и язык закона // Журнал российского права. – 2020. – С. 168-169
15. Потапенко П.С., Душкин С.А., Кухарев Ю.С. Актуальные проблемы становления и развития юридической техники в праве // Право как искусство добра и справедливости. Сборник научных статей. - 2022. - С. 349-353.
16. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.
17. Сангулия А.Д. Проблемы определения средств, приемов и правил юридической техники // Журнал «Юридическое образование и наука». - 2021. - № 7. - С. 24-27
18. Сангулия А.Д. Роль юридической техники в обеспечении целей правовой политики // Журнал «Законодательство». - 2022. - № 11. - С. 74-78
19. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 168 с.
20. Скорнякова Ю.С., Долгов С.Ф. Юридическая техника: понятие, методы, приемы и средства // Журнал «E-Scio». - 2022. - № 1 (64). - С. 213-217.
21. Тапорина В.В., Долгов С.Ф. Юридическая техника: понятие, подходы к исследованию и постановка проблемы // Журнал «E-Scio». - 2022. - № 1 (64). - С. 218-222.
22. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 454 с.
23. Хабибулина Н. И., Аннадурдыева Г. А. Особенности языка закона // Журнал «Образование и право». – 2023. – С. 107-108
24. Хусаинова А.М., Долгов С.Ф. Понятие и значение юридической техники // Журнал «E-Scio». - 2021. - № 10 (61). - С. 602-606.
25. Юрченко А.М. Юридическая техника и ее проблемы в современном законодательстве Российской Федерации // Журнал «Эволюция российского права». - 2020. - С. 55-56.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней