Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
В современных условиях многие дети оказываются сиротами или просто оказываются не нужными живым родителям в силу различных факторов. Также бывают ситуации, когда родители по ряду причин не имеют возможности воспитывать своих детей самостоятельно. Это приводит к тому, что дети оказываются в детских домах, и их воспитание и социализация происходит несколько иначе, нежели у «домашних» сверстников.
Это обуславливает необходимость оказания социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в детских домах, формирования специальных программ их комплексной поддержки.
Цель курсовой работы – провести анализ принципов организации социальной работы в детских домах-интернатах.
Объект курсовой работы – социальная работа в детских домах-интернатах.
Предмет курсовой работы – принципы организации социальной работы в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды детских домов-интернатов.
2. Рассмотреть основные направления социальной работы с детьми, находящимися в детских домах-интернатах.
3. Выявить проблемы организации социальной работы с детьми, находящимися в детских домах-интернатах.
4. Привести общую характеристику СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1».
5. Проанализировать технологии социальной работы с детьми в условиях СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1».
6. Предложить пути совершенствования деятельности СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1».
База исследования: СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1», Санкт-Петербург.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, контент-анализ, интервью, SWOT-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения принципов организации социальной работы в детских домах-интернатах. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом технологий социальной работы с детьми в условиях СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1» и разработкой путей их совершенствования, что можно использовать в практике работе данного учреждения социального обслуживания.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты социальной работы в детских домах-интернатах», характеризуется понятие и виды детских домов-интернатов, рассматриваются основные направления социальной работы с детьми, находящимися в детских домах-интернатах, выявляются проблемы организации социальной работы с детьми, находящимися в детских домах-интернатах.
Во второй главе, «Социальная работа в детских домах-интернатах на примере СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1»», приводится общая характеристика СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1», анализируются технологии социальной работы с детьми в условиях СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1», а также предлагаются пути совершенствования деятельности СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1. Понятие и виды детских домов-интернатов
Под детским домом-интернатом в научной литературе понимается специальное социальное учреждение, в котором содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, дети, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, от которых отказались родители, а также взрослые люди, которые нуждаются в специальном уходе и социальном обслуживании.
В данных учреждениях всем воспитанникам обеспечивается социально-бытовой уход, социализация, воспитание, обучение, а также разного рода реабилитация, которая направлена либо на восстановление утраченных функций, либо на решение социальных или психологических проблем, которые возникли вследствие отказа родственников осуществлять уход за воспитанниками.
В случае социальной работы с детьми, которые зачастую остаются в подобных учреждениях до наступления совершеннолетия, основной задачей руководства и сотрудников детских домов-интернатов является нахождение для ребенка новой семьи, однако критерии подбора такой семьи являются очень жесткими, что зачастую не дает в полной мере реализовать эту нужную детям практику.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в действ. ред. от 29 мая 2023 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/?ysclid=lumozhil94834037761 (дата обращения: 02.04.2024).
2. Андреева, В.С., Смирнова, А.О. Социальная и юридическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. История отечественного и европейского подхода / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
3. Владимиров, Н.С., Корнеев, Е.М. Современная опека и попечительство. Проблемы и тенденции развития / Н.С. Владимиров, Е.М. Корнеев. – Воронеж: Альянс, 2020. – 522 с.
4. Волобуева, Н.А. Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт) / Н.А. Волобуева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-dom-kak-gosudarstvennaya-forma-zhizneustroystva-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-istoricheskiy-opyt?ysclid=lumni1nh3q448686150 (дата обращения: 03.04.2024).
5. Дмитриев, П.И., Тимофеев, Г.С. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Исследователи и их подходы / П.И. Дмитриев, Г.С. Тимофеев. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 389 с.
6. Менситова, В.Э. Характеристика детского дома как образовательно-воспитательного учреждения / В.Э. Менситова // Материалы международной научной конференции «Психологические науки: теория и практика». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1743/?ysclid=lumolifd2v62651411 (дата обращения: 02.04.2024).
7. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К.В. Носова. // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 115-118. – Электронный ресурс – URL: https://moluch.ru/archive/269/61906/ (дата обращения: 02.04.2024).
8. Подкопаева, В.А., Макарова, Л.Н., Макарова, Латышев, О.Ю., Павлович, С., Ибрагим, Г.А.С., Мубарак, Ш.М.Х.Х. Детский дом как социальный институт инклюзии / В.А. Подкопаева, Л.Н. Макарова, О.Ю. Латышев, С. Павлович, Г.А.С. Ибрагим, Ш.М.Х. Х. Мубарак // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях». – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020. – С. 223–226.
9. Пономарева, Л.В., Васильева, О.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Государственные формы защиты / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Смирнова, А.О., Федорова, Г.В., Алексеева, Т.В. Практикум по правовой защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.О. Смирнова, Г.В. Федорова, Т.В. Алексеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
11. СПбГБСУСО «Дом-интернат для детей инвалидов и инвалидов детства с нарушениями умственного развития № 1». Официальный сайт. – 2024. – URL: https://ddi-1.ru/ (дата обращения: 03.04.2024).
12. Тихонова, Е.Е. Теория и практика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Справочник для социального работника / Е.Е. Тихонова. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 1289 с.
13. Фомина, О.Н., Георгиева, А.В. Юридическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в странах ЕС и ЕврАзЭС / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева. – Вологда: Вектор, 2020 – 528 с.
14. Шахманова, А.Ш. Социальное развитие детей в детском доме / А.Ш. Шахманова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-detey-v-detskom-dome?ysclid=lumojjuy10540703684 (дата обращения: 02.04.2024).