Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждой образовательной ступени, образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования.
Процесс учения сегодня, понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося. Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов. Тем не менее – эта проблема была и остаётся, одной из наиболее сложных. Школьники должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к познавательной и творческой деятельности.
В тоже время, часто можно заметить у школьников, особенно старших, снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Этим можно объяснить пристальное внимание педагогов к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности субъекта. К таким средствам относят диалоговые формы обучения, в том числе на уроках истории.
Безусловно одним из наиболее важных аспектов психического развития школьников является речевая деятельность, в том числе, связная, хорошо сформированная диалогическая речь. Успешное развитие речевой деятельности ученика зависит от многих факторов. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с детьми и взрослыми.
Дети нуждаются в общении со своими сверстниками и взрослыми. Для них очень важно понимать то, о чём говорит их собеседник. Они должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, и должны умело отвечать на вопросы воспитателя. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием у него связной диалогической речи.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования диалоговых форм обучения на уроках истории как средства повышения эффективности процесса обучения
Объект исследования: процесс обучения истории в основной школе
Предмет исследования: диалоговые формы обучения на уроках истории как средство повышения эффективности процесса обучения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия повышение эффективности процесса обучения в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Рассмотреть средства и способы повышения эффективности процесса обучения на уроках истории.
3. Определить способы повышения эффективности процесса обучения на уроках истории посредством диалоговых форм обучения.
4. Описать организационно-педагогические условия использования диалоговых форм обучения на уроках истории.
5. Предложить методические рекомендации по использованию диалоговых форм обучения на уроках истории.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы по теме исследования – применялся при изучении процесса обучения в условиях реализации ФГОС ООО).
2. Эмпирические методы (Изучение программно-планирующих и нормативных документов при разработке плана-конспекта урока по истории).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Анализ понятия повышение эффективности процесса обучения в условиях реализации ФГОС
Современная образовательная среда функционирует в условиях требований ФГОС. В современной школе актуальны не только знания, умения и навыки по различным учебным предметам, как это было в традиционной образовательной модели. В системно - деятельностном подходе, который регламентирует сегодня ФГОС на каждой образовательной ступени, требования сейчас предъявляются к трём видам образовательных результатов:
1. Предметному.
2. Метапредметному.
3. Личностному.
Здесь можно отметить, что знания, умения и навыки по любому предмету входят в группу предметных результатов. Что касается метапредметного и личностного результатов – это относится к тем индивидуальным личностным результатам, которые должен демонстрировать каждый обучающийся на любой из образовательных ступеней. В связи с этим, можно говорить о том, что в школе сегодня актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний.
Актуально в целом развитие личности, а также развитие ее познавательных и созидательных способностей. Школьники должны сегодня правильно оценивать любую полученную информацию и находить эффективные способы её использования [4].
Если рассматривать организационно – педагогические условия в целом, целесообразно говорить об инновационной деятельности педагогов в образовательной организации. Для инновационной деятельности педагогов в образовательной организации необходимо создание и реализация системы следующих педагогических условий:
1. Личностно ориентированное управление педагогическим процессом.
2. Участие педагогов в управлении образовательным процессом
Профессиональный рост педагога, его стремление к самореализации, самосовершенствованию сегодня поддерживаются посредством государственных программ, грантов, профессиональных конкурсов, различных форм повышения квалификации и др.
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя, остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке. Или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [23].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников. Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности школьника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования.
Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения учебного материала, характерен также, для педагогической практики. Педагоги понимают, что здесь необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников [19].
Мотивационная сфера педагога, ценности профессиональной деятельности выступают мощным фактором, определяющим его профессиональное развитие, в связи с чем, в коллективах периодически проводят соответствующее диагностирование и анкетирование педагогов.
Для эффективности мероприятий по мотивации личностного и профессионального развития педагогических работников в организации разрабатываются планы индивидуального профессионального развития педагогов. Для формирования стабильной внутренней мотивации учителей стимулирование, которое использует руководство школы, должно быть оперативным, гибким, дифференцированным и комплексным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексашкина, Л. Н., Учебные проекты по истории в основной школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – № 10. - С. 23-29.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. – 2004. - № 1. – С. 82-89.
3. Алексашкина, Л Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - № 9. - С. 10-20.
4. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации
познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
5. Бабаева, Т.И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
6. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение
эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2000. – 505 с.
7. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
8. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных
технологий на уроках и во внеурочной работекак средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
9. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. [Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 5. – С. 16-23.
10. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2007. - 216 с.
11. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. – № 6. - 272 с.
12. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М.: Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
13. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков – М.: Справочник, 2012. – 240 с.
14. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева // Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
15. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ. - СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (дата обращения 02.04.24).
16. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от
активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная
педагогика. – 2000. – № 7– С.18.
17. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2001. – 85 с.
18. Макаренко, А.С. Лекции для родителей [Электронный ресурс]/URL:
https://azbyka.ru/deti/kniga-dlya-roditelej-makarenko (дата обращения 02.04.24).
19. Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. – М.: «Завуч», 2000. – 63 с.
20. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
21. Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения 02.04.24).
22. Шакина, Г.В. Оценка сформированности у школьников умений работы с текстом как источником информации [Текст] / Г.В. Шакина. – М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. – 10 с.
23. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. – 32 с.