Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существование государства невозможно без органов государственной власти, созданных для решения различных задач и выполнения различных функций. В связи с этим органы государственной власти делятся на виды, наделенные определенной компетенцией и кругом ведения.
Например, сегодня в условиях усложнения общественных отношений появляются все новые и новые источники угроз безопасности страны. В связи с этим необходимо анализировать и классифицировать появляющиеся источники угроз и искать меры противодействия им.
Особую роль в этом процессе играют Федеральные органы государственной власти особой компетенции: Прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия РФ.
Данную тему исследовали следующие авторы: Алексеев С. С. , Спиридонов Л. И. . Цель - выявить понятия и виды государственных органов. Задачи:
- определить понятие и особенности государственного механизма;
- определить понятие органа государства и его признаков;
- выявить принципы организации и деятельности органов государственной власти;
- определить полномочия (содержание и классификация органов государственной власти).
Объект – государственные органы. Предмет - понятия и виды государственных органов.
1 глава Понятие и особенности государственного механизма
1.1Понятие органа государства и его признаки
Государственный орган образованная в соответствии с законодательством государства составная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и производной от нее структурой, осуществляющая в присущих ей организационно-правовых формах государственно-властные полномочия.
Государственный аппарат это система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.
Кроме государственного аппарата при таком подходе включаются государственные учреждения по выполнению функций государства в сфере образования, здравоохранения, науки, в экономической области и др.
В состав структуры механизма государства входят виды государственных органов - государственные органы, которые соподчинены друг с другом:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы.
Данные органы наделены правами совершать действия от имени государства .
Признаки органов государственной власти:
1) создаются и действуют от имени государства;
2) действуют на основе законов;
3) выполняют предоставленные ему функции в зависимости от своей компетенции;
4) наделен властными полномочиями, его решения принимаются от имени государства.
Рассмотрим признаки подробнее:
• Орган государственной власти – это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры
• Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание
• Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления
• Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы
• Орган государственной власти отличается своей структурой, соподчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал
Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.
На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).
Таким образом, под органом публичной власти (государственным органом) понимается часть государственного аппарата, наделенная государственной властью и осуществляющая свою компетенцию под властью государства в установленном им порядке.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в России разделена на ветви: исполнительную; законодательный; судебный.
Органы исполнительной власти назначаются органами, задачей которых является соблюдение положений Основного закона страны и других законов страны, иных нормативных актов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
2. Алексеев С. С. Государство и право: начальный курс. M., 1994. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. M., 2009.
3. Алмакаева Р.Н., Золотухина Е.Б. Разработка формализованного описания бизнес-процесса по формированию сводного топливно-энергетического баланса для органа государственной власти // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 5-1 (83). С. 11-17.
4. Андреева А.В. Эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при управлении государственным имуществом // Студенческий. 2019. № 27-2 (71). С. 43-46.
5. Ахмадуллина И.А., Щигорцова Е.С. Причины коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления по мнению населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 10 (136).
6. Блинова О.Г. Судебная власть в системе разделения властей // Вестник научных конференций. 2020. № 5-4 (57). С. 11-13.
7. Введенская В.В. Система органов государственной исполнительной власти, структура системы и структура органа государственной исполнительной власти: теоретико-методологический аспект // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 7-1. С. 26-36.
8. властей // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 101-103.
9. Гаджиев А.З. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 65-67.
10. Галицин В.А. Правовая природа оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих // Студенческий. 2019. № 37-5 (81). С. 14-17.
11. Грициенко Д.А. Место законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах российской федерации в системе органов государственной власти // Студенческий. 2019. № 24-3 (68). С. 56-58.
12. Зиборов О.В., Аветисян К.Р. Правовое регулирование сопровождения массовых мероприятий органами государственной власти // Международный журнал гражданского и торгового права. 2023. № 2. С. 10-14.
13. Калиев А.З. Органы исполнительной власти в системе разделения властей // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2020. Т. 20. № 3. С. 84-87.
14. Касаткина Е.М. Единство и разделение властей в Российской Федерации // В сборнике: Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 70.
15. Каторов А.В., Маринова С.Ш. Конституционное закрепление судебной власти в системе разделения властей в российской федерации // В сборнике: Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2020. С. 92-96.
16. Королева П.Р. Роль исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в системе органов государственного управления // В сборнике: Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием. Ответственный редактор Н. П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. 2019. С. 182-188.
17. Кудренко Е.А. Судебная власть в системе разделения властей // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 4. № 11-2. С. 156-161.
18. Лысов Е.М. Организация информирования органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов по вопросам охраны правопорядка // Интернаука. 2022. № 22-6 (245). С. 53-55.
19. Маргинова М.В. Совершенствование безопасности IT-систем в органах государственной власти // В сборнике: Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022. С. 267-270.
20. Марков В.О. Правовые и организационные аспекты признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления // Моя профессиональная карьера. 2023. Т. 1. № 48. С. 170-177.
21. Мелихов А.И. Реализация конституционных принципов разделения властей и единства системы государственной власти (на примере оперативно-разыскной деятельности) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. № 3 (58). С. 159-167.
22. Надин А.Н. Президент Российской Федерации и исполнительная власть: новации конституционного разделения властей в свете конституционной реформы 2020 г. // Образование и право. 2021. № 1. С. 11-18.
23. Осипова И.Н. Развитие антикоррупционного сотрудничества органов государственной власти Российской Федерации с государственными органами иностранных государств // Правовая культура. 2022. № 2 (49). С. 118-120.
24. Пономарев В.Н. К вопросу о соотношении понятий «государственный орган» и «орган государственной власти» // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 2 (65). С. 148-153.
25. Рузанов И.В. Независимость судебной власти в условиях современного понимания разделения властей // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. № 1 (18). С. 89-97.
26. Слинько Е.А., Антонов А.В. Трансформация политической власти в России: конституционная реформа и парламентские выборы в свете теории разделения властей // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 3 (54). С. 133-138.
27. Слухай А.В. Формы и критерии разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 10 (37). С. 819-822.
28. Спиридонов Л. И. Теория государства и права : курс лекций. СПб., 1995. С. 150.
29. Старикова О.С., Родина В.А. Формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в луганской народной республике // В сборнике: Государственное и муниципальное управление: вчера, сегодня, завтра. Материалы научно-практической конференции (с международным участием). В 3-х частях. Луганск, 2024. С. 104-118.
30. Стрелец М.В. История органов государственной власти и управления на территории Беларуси: некоторые размышления о труде минских учёных // Научный вестник Крыма. 2022. № 4 (39).
31. Урюпина Н.А. Соотношение терминов «федеральный государственный орган» и «орган государственной власти» // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2. С. 140-147.
32. Федоренко М.А. К вопросу о легитимации результатов правоприменительной деятельности органов государственной власти // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 29. С. 418-422.
33. Федоренко Н.В. Функции судебной власти в системе разделения властей // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 11 (114). С. 52-54.
34. Филистеев В.В., Филистеева В.В. Судебная власть в системе разделения властей // Актуальные исследования. 2021. № 21 (48). С. 39-42.
35. Холодова Е.И., Линкова А.Е. Судебная власть в системе разделения властей // В сборнике: Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. 2019. С. 127-134.
36. Хуснутдинов Ф.Г. Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 20-24.
37. Хуснутдинов Ф.Г. Государственный орган и орган государственной власти: соотношение понятий // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 10. С. 20-24.