Фрагмент для ознакомления
2
1.3 Преимущества и недостатки билингвизма
Несмотря на то, что дети-билингвы имеют трудности, у билингвизма есть много преимуществ. Детей-билингвов, по наблюдениям Е.Л. Кудрявцевой и Т.В. Волковой, отличает иное соотношение центров головного мозга, которые отвечают за речь. У детей, которые изучают язык как иностранный, эта информация откладывается в ином отделе мозга, а у детей-билингвов, которые усваивают язык естественным путем, он сохраняется в том же отделе, что и родной – центры Вернике и Брока. У детей, говорящих на двух языках выработано гораздо больше синапсов в этих регионах головного мозга, чем у детей, говорящих на одном языке.
Эти дети намного раньше осваивают металингвистические навыки. Они с раннего возраста лучше понимают устройство языка. У детей-билингвов раньше начинается словотворчество и они творчески используют свой языковой багаж.
Билингвизм также создает когнитивные преимущества.
Положительно сказывается на развитии логического и аналитического мышлений, всех видов памяти, познавательных умений. Дети, которые владеют двумя языками, имеют более высокий творческий потенциал и могут лучше концентрироваться на информации по сравнению со своими сверстниками, которые владеют одним языком.
Е.В. Куфтяк, Л.М. Ханухова и Е.В. Пойманова выявили преимущества билингвизма в следующих особенностях когнитивного развития: решении задач; использовании аналитических стратегий при решении невербальных задач .
E. Bialystok также отмечает, что у детей-билингвов когнитивные способности развиты лучше, чем у их сверстников монолингвов. Дети-билингвы превосходят монолингвов в выполнении заданий со смешанной вербальной и визуальной информацией .
Также E. Bialystok выявила, что дети-билингвы превосходят ровесников-монолингвов при решении математических задач в способности фокусировать внимание. В работе E. Bialystok исследуются особенности детей-билингвов в развитии процессов контроля и обработки комплексных стимулов. Результаты исследования показывают, что дети-билингвы лучше выполняли задания, требующие тщательной обработки информации.
E.N. Daubert и G.B. Ramani отмечают, что у детей-билингвов дошкольного возраста рабочая память и математические навыки развиты лучше, чем у детей-монолингвов. Дети-билингвы лучше справлялись с задачами на сложение и распознавание чисел по сравнению с одноязычными сверстниками .
A. Hartanto, HJ. Yang и SJ. Yang также изучили взаимосвязь между билингвизмом и математическими навыками дошкольников. Авторы выявили, что билингвизм положительно влияет на развитие математических рассуждений, навыков счета и решение математических задач .
Дети-билингвы имеют не только особенности психического развития, но речевого. А.Ю. Кабушко подчеркивает, что дети, развивающиеся в условиях билингвизма, являются неоднородной группой.
У некоторых из них речь проходит стихийное развитие, им не требуется специальной помощи по развитию речи, а для другой группы нужно специальное и целенаправленное внимание к развитию речевых процессов.
Но в обоих случаях для развития речи нужна сформированность определенных предпосылок – социальных, биологических и когнитивных.
А.Ю. Кабушко отмечает, что недоразвитие или несформированность этих предпосылок может стать причиной нарушения речи.
Речевое нарушение у дошкольников-билингвов, может быть связано с тем, что дети плохо знают русский язык. С другой точки зрения, речь дошкольников-билингвов может быть обусловлена наличием у них клинической формы речевого расстройства, таких как алалия, дизартрия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Агаркова О.А., Халдай К. С. Проблемы формирования детского билингвизма в семье//ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ 2020. Сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 64-67
2) Алимова В.В. Активное двуязычие: сущность и функционирование: пособие для учителя. – Уфа: Изд-во «Китап» им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 205 с
3) Белякова Л.И., Харенкова А.В. Детский билингвизм как актуальная проблема логопедии // Современные проблемы речевого онтогенеза: психолого-педагогические аспекты: Международный сборник научных трудов. – М.: МГПУ, 2011. – С. 7-13.
4) Бенилова C.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей/ Бенилова C.Ю.– Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.– 185 c.
5) Богус М.Б., Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых / М.Б. Богус // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ. – Вып.7, 2008. – С. 40-44
6) Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие [Текст] / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. Языковые контакты. – 1972. - № 5. – С. 25-60.
7) Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма) / Е. М. Верещагин. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 162 с.
8) Вишневская В.М. Педагогические аспекты изучения проблемы билингвизма у детей: монография. – М.: Изд-во «Lap Lambert Academic Publishing», 2013. – 256 c.
9) Емельянова Я.Б., Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности / Я.Б. Емельянова // Вестник ЧГПУ. – 2010.-№2. – С. 91-102.
10) Карпушкина Е. А. Стратегии семейного воспитания детей с билингвизмом//КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2023. С. 125-128
11) Касимова Э.Г. Методика обследования психоречевого развития детей-билингвов 6-8 лет. – Уфа: И.зд-во БИРО MHO РБ, 2002. – 50 с
12) Кондратюк Е.Р. Влияние двуязычия на развитие детей в период дошкольного возраста//Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 3. – 2023. С. 76-80
13) Кувшинова И.А., Бровина С.С. Особенности речи детей-билингвов// ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска. Магнитогорск, 2022. С. 170-174
14) Кудрявцева, Е. Л. Комплексный подход к обучению языку (как неродному и другому родному) детей билингвов (в возрасте 1 года – 6 лет) в образовательных организациях с этнокультурным компонентом стран Евросоюза / Е. Л. Кудрявцева, Т. В. Волкова. – М., 2014. – 232 с.
15) Куфтяк, Е. В. Билингвизм у детей : влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения / Е. В. Куфтяк, Л. М. Ханухова, Е. В. Пойманова. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 2 (29). – С. 30-39.
16) Пирнат, П. Особенности речи детей-билингвов и влияние билингвизма на их когнитивные способности / П. Пирнат // Язык и культура: взгляд молодых : Материалы IV Международной научной студенческой конференции «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках XXII Кирилло-Мефодиевских чтений, Москва, 26 мая 2021 года / Главный редактор М.Н. Русецкая. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 391-396.
17) Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском. – СПб.: Златоуст, 2013. – 274 с
18) Протасова Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников : учеб. пособие / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. — Москва : ВЛАДОС, 2010. — 353 с.
19) Солдатова Г.В., Тетерина М.В. Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта. Мир психологии. - 2009. -№ 3. - С. 34-46.
20) Соломатина Г.Н., Жукова С.В. Факторы влияния билингвизма на становление языковой личности. – М: Педагогические науки, 2016. – 142 с.
21) Хамитова А.Т., Корнийченко Т.Ю. Особенности психического и речевого развития детей-билингвов дошкольного возраста//СЕМЬЯ И ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник материалов конференции. Том VII. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. Кызыл, 2022. С. 555-561
22) Хашимов, Р. И. Двуязычие и интерференция: сущность, типология и функционирование : монография / Р. И. Хашимов. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 318 с.
23) Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. СПб. : «Златоуст». – 2012. – 488с.
24) Щеглова, И. В. Национально-русское двуязычие в коммуникативном поведении естественных билингвов: характеристики, типы, тенденции : специальность 10.02.19 561 «Теория языка» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Щеглова Инна Владимировна ; Астраханский государственный технический университет. – Астрахань, 2019. – 313 с.
25) Bialystok, E. Children’s Multilingual Development and Education / E. Bialystok, MD. Sullivan. – DOI : 10.5406/amerjpsyc.133.1.0107. – Text : unmediated // American Journal of Psychology. – 2020. – Vol. 133 (1). – P. 107-111.
26) Daubert, E. N. Math and Memory in Bilingual Preschoolers : The Relations between Bilingualism, Working Memory, and Numerical Knowledge / E. N. Daubert, G. B. Ramani. – DOI : 10.1080/15248372.2019.1565536. – Text : unmediated // Journal of Cognition and Development. – 2019. – Vol. 20 (3). – P. 314-333
27) Hartanto, A. Bilingualism positively predict mathematical competence : Evidence from two large-scale studies / A. Hartanto, HJ. Yang, SJ. Yang. – DOI :10.1016/j.lindif.2017.12.007. – Text : unmediated // Learning and individual differences. –2018. – Vol. 61. – P. 216-227.
28) Pearson B.Z., Fernandez S.C., Lewedeg V. & Oller D.K. The relation of input factors to lexical learning by bilingual infants // Applied Psycholinguistics. – 1997. – V. 18. – P. 41-58.