Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретический анализ копинг-стратегий совладания со стрессом
1.1. Стресс и механизмы совладания
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, которое представляет собой совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на различные неблагоприятные факторы.
Стрессор – это неблагоприятный фактор, способный вызвать состояние напряжения, то есть стресс, в организме человека. Примерами стрессоров, воздействующих на организм, могут быть холод, голод, жажда, психические и физические травмы [14].
В связи с ростом так называемых болезней стресса проблема адаптации человека к критическим факторам окружающей среды всегда привлекала внимание исследователей. В 1936 году появилась концепция стресса, предложенная Гансом Селье, которая нашла отклик у многих представителей медицины, психологии, социологии и этнографии.
В течение почти четырех десятилетий Селье изучал в лаборатории физиологические механизмы адаптации к стрессу и убедился в том, что принципы защиты на уровне клеточного уровня в основном применимы и к человеку, и даже к целым сообществам людей. Биохимические адаптационные реакции клеток и органов оказались удивительно схожими, независимо от характера воздействия. Это позволило рассматривать "физиологический стресс" как ответ на любые требования, предъявляемые организму [5].
Несмотря на сложности, с которыми сталкивается организм, он способен справиться с ними двумя основными типами реакций: активной, или борьбой, и пассивной, или побегом от трудности, или готовностью ее пережить. Если организму введен яд, бегство не возможно, однако реакция все равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо установление мирного сосуществования с ним. Равновесие достигается либо путем вывода яда из организма, либо организм учится игнорировать его.
Природа предусмотрела бесчисленное количество способов, с помощью которых механизмы атаки или терпения передаются нашим клеткам на химическом уровне.
Исходя из результатов своих исследований, Селье сформулировал понятие стресса:
"Стресс – это неспецифический ответ организма на любые требования, предъявляемые ему" [21].
Чтобы понять это определение, нужно сначала объяснить, что мы понимаем под неспецифическим. Каждое требование, предъявляемое организму, в некотором смысле уникально или специфично. Например, на морозе мы замерзаем, чтобы выделять больше тепла, и кровеносные сосуды кожи сужаются, чтобы уменьшить потерю тепла. При сильном солнечном свете мы начинаем потеть, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и уровень сахара в крови слишком повысился, то мы выделяем часть избыточного сахара и сжигаем оставшуюся, чтобы вернуть уровень сахара к норме. Физическое напряжение, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мышцам и сердечно-сосудистой системе. Мышцам необходим дополнительный источник энергии для такой интенсивной работы, поэтому частота сердечных сокращений увеличивается, кровяное давление повышается, сосуды расширяются, улучшается кровоснабжение мышц.
Каждый лекарственный препарат и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные, например, увеличивают выделение мочи, адреналин учащает пульс, повышает кровяное давление и одновременно увеличивает уровень сахара в крови, а инсулин снижает уровень сахара. Однако, независимо от того, какие изменения вызываются этими веществами в организме, все они имеют нечто общее – они предъявляют требование к адаптации. Это требование неспецифично, оно заключается в необходимости приспособиться к возникшей трудности, какой бы она ни была.
Другими словами, помимо специфического эффекта, все агенты, воздействующие на нас, вызывают также и неспецифическую потребность выполнять адаптационные функции и таким образом восстанавливать нормальное состояние. Эти функции не зависят от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействиями как таковыми, являются сущностью стресса.
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Важна только интенсивность потребности в адаптации или изменении. Например, мать, которой сообщили о гибели единственного сына в бою, испытывает огромное душевное потрясение. Если спустя много лет оказывается, что информация была ложной, и сын неожиданно появляется целым и невредимым, мать испытывает огромную радость. Специфические результаты этих двух событий – горе и радость – полностью противоположны друг другу, но их стрессорное воздействие – неспецифическое требование [9].
Механизмы совладания со стрессогм - это стратегии, которые помогают людям справляться со стрессом и неприятными эмоциями. Осознаете вы это или нет, вы регулярно используете механизмы совладания. Такое поведение может помочь вам позитивно справиться со стрессом, а иногда может быть вредным.
Не все механизмы совладания полезны. Фактически, некоторые могут быть даже вредными. Адаптивные механизмы совладания - это позитивные навыки совладания, в то время как неадаптивные механизмы совладания - это негативные навыки совладания.
1.Адаптивные механизмы совладания позволяют вам изменить стрессовую ситуацию или скорректировать свою эмоциональную реакцию на стресс - глубокое дыхание, медитация, упражнение, ведение журнала, разговор с другом, позитивные мысли, принятие ванны, чтение книги, ароматерапия.
Неадаптивные механизмы совладания - это негативные способы борьбы со стрессом. Неадаптивное совладание обычно встречается у людей, перенесших детскую травму или жестокое обращение. Хотя такое поведение может временно отвлечь вас от стресса, в конечном итоге оно может привести к физическому и эмоциональному ущербу - употребление чрезмерного количества алкоголя, употребление наркотиков, вспышки гнева, отрицание / игнорирование проблемы, членовредительство, переедание, негативные мысли, самоизоляция [1].
Таким образом, механизмы совладания со стрессом - это модели поведения, направленные на то, чтобы избежать стресса или неприятных эмоций. Это поведение может быть положительным (адаптивным) или отрицательным (неадаптивным). Совладание, ориентированное на проблему, направлено на устранение или изменение источника вашего стресса, в то время как совладание, ориентированное на эмоции, помогает вам изменить то, как вы реагируете на факторы стресса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Абабков, В.А. Перре М. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2020. - 165 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 2023 - №1. – С. 2- 9
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Пер СЭ, 2021. - 528 с.
4. Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. - СПб.: Прайм-еврознак, 2023. - 352 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2020. - 336 с.
6. Гришин, А.М. Возможности диагностики способов совладающего поведения // Развитие человека в современном мире – 2021. - №5 – С. 17-22
7. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. – 2022 - №3. – С. 20-25
8. Журавлев, А.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. - М.: Институт психологии РАН, 2021. - 512 с.
9. Карвасарский, Б.Д. Стресс и его преодоление по А. Лазарусу. - СПб.: Питер, 2022. - 250 с.
10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2020. - 943 с.
11. Корытова, Г.С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. - Улан-Удэ: БГУ, 2022. - 292 с.
12. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Журнал практического психолога. – 2023 - №8 – С. 128-136
13. Либина, А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Эксмо, 2020. - 400 с.
14. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. – М.: Глобол,2022. - 210 с.
15. Нортова-Бочавер, С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психологический журнал – 2022 - №3. – С. 20-30
16. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 127 с.
17.Панченко, Л.Л. Стресс: хрестоматия. - Владивосток: Мор, Гос. ун-т, 2020. - 35 с.
18. Реан, А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-еврознак, 2021. - 479 с.
19. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2022. - 66 с.
20. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 2020. - 255 с.
21. Татьянченко, Н.П. Развитие понятия "копинг" в отечественной и зарубежной психологии. – М.: Наука, 2021. - 228 с.
22. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему // Вестник ВГМУ. – 2021 - №3. – С. 112-121