Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. С начала XX века психиатрия и психология все больше интересуются ролью семейных факторов в развитии личности детей, этиологией психических заболеваний, эмоциональных и личностных расстройств. Постепенно отношения между родителями и детьми, супругами, семьей и внесемейным окружением становятся отдельной темой психологических исследований. Исследования проводятся в рамках различных теоретических подходов, начиная от психоаналитической традиции, которая фокусируется на раннем опыте индивидов, и заканчивая системными подходами, рассматривающими актуальное состояние семьи как целостной системы.
В нашей стране в последние годы растет и набирает обороты интерес и внимание к закономерностям взаимоотношений детей с родителями, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи. Помимо, несомненно, возрастающего значения семьи в российском обществе, интерес к этой теме в отечественной психологии связан не только с недостатком и распылением теоретических исследований, но и с запросами практики и необходимостью создания эффективных и экономичных методик для практической работы с семьями в современном российском обществе. Ниже приведены некоторые наиболее важные аспекты этой темы.
Родительское отношение по своей сути амбивалентно и неоднозначно: с одной стороны, дети являются уникальными существами, обладающими самоценностью для своих родителей (личностное измерение родительского отношения), а с другой стороны, они являются объектами родительского воспитания и воспитательного воздействия (объектное измерение).
Личностное начало отражается в неосуждающем отношении к ребенку, эмпатии родителя, отсутствии конкретных ожиданий или требований к ребенку и гибкости позиции родителя.
Субъективный принцип выражается в наличии внешне оценочной родительской позиции по отношению к ребенку, наличии родительских установок, ценностей, требований и ожиданий по отношению к ребенку и характере родительских поведенческих стратегий, направленных на развитие определенных компетенций и черт характера. Эти два принципа образуют не разные типы или формы отношений, а скорее два момента, присущие в той или иной степени каждым конкретным отношениям, различия между которыми сводятся к их относительной силе или содержательному наполнению.
Актуальность проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (Д. Винникотт, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, М. Кляйн, В.В. Столин, А.И. Захаров, А.Е. Личко и др.).
Для маленьких детей семья - это мир, в котором они учатся жить, действовать, познавать, любить, ненавидеть, радоваться и сопереживать. Как часть семьи, дети имеют постоянные отношения со своими родителями, которые могут оказывать на них как положительное, так и отрицательное влияние. В результате дети вырастают либо дружелюбными, открытыми и общительными, либо неуверенными, грубыми, лицемерными и лживыми.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие).
Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Целью нашего исследования является: проанализировать влияния стилей семейного воспитания на развитие личности детей младшего школьного возраста
Объект исследования – отношения родителей и детей младшего школьного возраста в современной семье.
Предмет исследования – влияния стилей семейного воспитания на развитие личности детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности детско – родительских отношений в психологической литературе
2.Проанализировать стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности детей младшего школьного возраста
3. Провести эмпирическое исследование влияния стилей семейного воспитания на развитие личности детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретические: анализ психолого - педагогической литературы;
Эмпирические: опрос, диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: В данной работе были собраны, структурированы и обобщены научные данные по проблеме влияния стилей семейного воспитания на развитие личности младшего школьника.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами для разработки методическое пособия для младших школьников и их родителей в кризисный период жизни.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности детско-родительских отношений в психологии
Семейные отношения, в которые непосредственно вовлечены дети, — это отношения родителей и детей. Важность этих отношений находится в центре внимания специалистов различных школ и дисциплин, но научная психология и педагогика сильно отстают от практики. Ведущие отечественные теоретические подходы подчеркивают важную роль отношений со знакомыми взрослыми в развитии ребенка, но ни деятельностный, ни культурно-исторический подходы (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский,) не рассматривают эти отношения как самостоятельный объект изучения. С другой стороны, клинические психологи (например, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер) накопили большой опыт в области детско-родительских отношений.
В психолого-педагогической литературе содержание понятия "детско-родительские отношения" четко не определено. Во-первых, оно рассматривается как подструктура семейных отношений, включающая взаимосвязанные, но неравноправные отношения: детско-родительские (мать и отец) и детско-родительские. Во-вторых, эти отношения понимаются как родительско-детские отношения, взаимовлияние и позитивное взаимодействие, в которых ярко проявляются психосоциальные закономерности межличностных отношений (А.Я. Варга, Н.И. Буянов, О.А. Карабанова, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.Г. Наездников, Т.В. Якимова, А.С. Спиваковская, и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно изучается в рамках психоанализа (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Берн, Д. Винникотт и др.), бихевиоризма (Уотсон, Скиннер, Бандура и др.) и гуманизма (К. Роджерс, Т. Гордон, В. Сатья, Дж. Байярд, и др.).
Неразработанные концепции, недостаточная ясность и отсутствие артикуляции привели к несоответствиям в терминологии. Однако очевидно, что отношения между родителями и детьми являются одним из видов межличностных отношений. Однако эти отношения отличаются от всех других типов межличностных отношений и являются в этом смысле совершенно особыми: Е.О. Смирнова поясняет особый характер детско-родительских отношений, описывая их как, во-первых, имеющие сильную эмоциональную значимость как для ребенка, так и для родителей. Во-вторых, в детско-родительских отношениях присутствует амбивалентность. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родители должны, с одной стороны, заботиться о своих детях, а с другой - учить детей заботиться о себе [3].
Э. Эриксон в своей концепции эпигенетики также указывает на двойственность в детско-родительских отношениях, называя их "двойной интенцией", в которой чувственная забота о потребностях ребенка сочетается с чувством полного личного доверия к нему, причем только сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и собственной инициативой,
А.С. Спиваковская пишет о внутреннем конфликте в детско-родительских отношениях. Взрослый ребенок хочет расти и взрослеть, но в то же время старается дистанцироваться от родителей, которые всячески пытаются ему помешать. Наконец, фундаментальной особенностью детско-родительских отношений является то, что они постоянно меняются с возрастом ребенка, и неизбежно, что ребенок покинет своих родителей [2].