- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов Санкт – Петербурга
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Право социального обеспечения
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов Санкт – Петербурга"?34 страницы
35 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
2300 ₽
4600 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ 5
1.1.Определение понятия «инвалидность» 5
1.2.Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социального обеспечения инвалидов 8
2.ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 12
2.1.Виды и характеристика мер социальной защиты инвалидов 12
2.2.Перспективы развития системы социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Фрагмент для ознакомления 2
В последние годы российское общество все чаще говорит о необходимости взаимодействия с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и предоставления равных возможностей с другими гражданами в области образования, трудоустройства, участия в культурной и других сферах общественной жизни. Прежде всего, необходимо указать на существующие различия в правовом статусе лиц, отнесенных к рассматриваемой категории наемных работников.
Актуальность темы исследования. Сегодня более одиннадцати миллионов человек в Российской Федерации официально признаны инвалидами. Несмотря на растущее число людей с ограниченными возможностями в России, недостаточно учреждений, которые работают по оказанию социальной, медико-санитарной и материальной помощи. Одной из важнейших проблем людей с ограниченными возможностями является недостаточная вовлеченность в общественное производство, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. Инвалиды в России также сталкиваются с такой проблемой, как одиночество, поскольку общение ограничено рамками родительских семей и близких родственников. Инвалидность - это не только индивидуальная проблема, но и проблема государства и общества в целом. Граждане этой категории отчаянно нуждаются не только в социальной защите, но и в понимании проблем со стороны окружающих их людей, которое выражается не в элементарном сочувствии, а в человеческом сочувствии и равном обращении как с согражданами.
Социальное обеспечение является частью социальной политики государства, выражающейся в форме финансовой помощи с различными видами выплат, включая пособия, виды пенсий, различные пособия и другие выплаты. Люди с ограниченными возможностями являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопрос об их пенсионном обеспечении также представляется актуальным с научной и практической точек зрения. Государство гарантирует инвалидам возможность получать социальное обеспечение на основе принципов социальной справедливости, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и общественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и членства в общественных объединениях.
Многие люди с ограниченными возможностями приносят большую пользу своей стране, если их инициативы и активный образ жизни поддерживаются правительством и обществом, и государство обязано оказывать эту поддержку. Таким образом, актуальность вопроса социальной защиты лиц с ограниченными возможностями остается неизменной.
Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории наиболее сложных проблем в социальной работе. Законодательное регулирование социальной политики в этой сфере представлено федеральными законами и иными актами. Примером может служить Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ), который содержит положения о правах граждан как получателей социальных услуг, условиях их предоставления и ограничениях прав граждан при получении социальных услуг.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы правового регулирования социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга.
Целью исследования является анализ правового регулирования социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть определение понятия «инвалидность»;
2.рассмотреть государственную политику и нормативно-правовое обоснование социального обеспечения инвалидов;
3.исследовать виды и дать характеристику мер социальной защиты инвалидов;
4.проанализировать перспективы развития системы социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство в сфере права социального обеспечения; постановления Пленумов высших судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по трудового праву, такие как: Колобова С.В., Мягкова Е.В, Путило Н.В., Серегина Л.В., Чаннов С. Е., и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
1.1.Определение понятия «инвалидность»
Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Инвалидность - это состояние человека, который испытывает трудности или ограничения в человеческой деятельности из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Инвалидность - это несостоятельность конкретного человека, возникающее в результате дефекта или нарушения и напрямую зависящее от возраста, пола, социальных и культурных факторов, определяющих роль, которая считается подходящей для него. Инвалидность - это сложное явление, которое вызывает проблемы не только на уровне человеческого организма, но и на уровне общества. Инвалидностью считается взаимосвязь между характеристиками конкретного индивида и характеристиками среды, в которой этот индивид проживает и осуществляет свою жизнедеятельность .
Термин "инвалиды" (от латинского, что буквально означает помимо "бессильный", "непригодный") сейчас активно заменяется на "люди с ограниченными возможностями". Однако этот устойчивый термин продолжает звучать в прессе, в нормативных правовых актах, в законодательных актах правительств разных уровней и в официальных материалах ООН.
Инвалид - это человек, который имеет ограниченные возможности жить, общаться (включая работу) и адаптироваться к обществу из-за психического, физического или психопатического заболевания или состояния.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - это люди, имеющие отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, поскольку они значительно отклоняются от нормального психического и физического развития, вызванного серьезными врожденными или приобретенными дефектами. Группа людей с ограниченными возможностями может иметь состояния здоровья, препятствующие освоению ими всех или определенных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ), инвалидом признается лицо с нарушением здоровья со стойким нарушением физических функций, вызванным заболеванием, последствиями травм и дефекты, приводящие к ограничениям, признаются важной деятельностью инвалидов и вызывают необходимость в их социальной защите.
Для того чтобы гражданин был признан инвалидом, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов, необходимо, чтобы такие ограничения здоровья согласно Постановлению Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 №588) влекли ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Таким образом, не каждый гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, будет признан инвалидом.
Соотнося степень нарушения функций организма, степень нарушения способности передвигаться без помощи других лиц или специальных приспособлений, способность ориентироваться в пространстве, времени и месте, а также способность общаться, учиться и работать, инвалиды классифицируются как инвалиды I,II или III группы соответственно.
Так, первая группа инвалидности присваивается как тем, кто потерял 100% трудоспособности, так и тем, кто способен выполнять определенные трудовые действия в специально созданных условиях труда (слепые и глухие).
Вторая группа инвалидности присваивается лицам, которые постоянно или длительно не могут работать, а также лицам, у которых на момент освидетельствования нарушения физических функций не столь серьезны (недостаточно серьезны для определения первой группы инвалидности), но заболевание которых может прогрессировать под влиянием трудовой деятельности и, таким образом, противопоказано им заниматься определенными видами трудовой деятельности в течение длительного периода времени. Вторая группа инвалидности - это первая группа обесценения, которая включает в себя следующее.
Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим инвалидность, связанную с работой, если:
-когда человека необходимо перевести на другое рабочее место в другую рабочую категорию или наиболее низкую должность.
-когда существует необходимость значительного изменения условий труда в текущей профессии человека, что приводит к снижению производительности;
-когда возможности трудоустройства значительно затруднены из-за существенного нарушения физических функций менее квалифицированных лиц и лиц, которые ранее не работали.
В том случае, если трудовой договор не будет содержать все необходимые условия о сокращенной продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха, условия труда на рабочем месте инвалида II группы, общество может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ .
1.2.Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социального обеспечения инвалидов
Социальная работа с инвалидами должна осуществляться и учитываться на основе нормативной базы документов мирового сообщества (учредительных актов, деклараций, контрактов, международных договоров, рекомендаций и т.д.). Для того чтобы оказывать квалифицированную помощь лицам с ограниченными возможностями, социальные работники должны знать правовые и ведомственные документы, определяющие статус лиц с ограниченными возможностями, право на получение различных льгот и выплат и т.д. Общие права лиц с ограниченными возможностями сформулированы в Декларации ООН о правах лиц с ограниченными возможностями.
В России также приняты основные законодательные акты, касающиеся лиц с ограниченными возможностями.
Действующее законодательство в значительной степени не защищает права детей-инвалидов на достойное и безопасное существование. Закон предусматривает такой объем социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая "работу", о которой идет речь в преступлении попрошайничества, поскольку человек, лишенный всего необходимого с детства, не может жить на пенсию по инвалидности.
Но даже если финансовые проблемы будут решены, среда обитания инвалидов будет полностью перестроена, и без соответствующего оборудования вы не сможете воспользоваться предлагаемыми льготами: протезами, слуховыми аппаратами, специальными очками, тетрадями для написания текстов, книгами для чтения, колясками, автомобилями для путешествий и т.д. Производство неисправного оборудования требует специальной промышленности. В стране есть такие предприятия. В основном они удовлетворяют разнообразные потребности людей с ограниченными возможностями. Но по сравнению с западными образцами неисправного оборудования наши отечественные проигрывают во многом: они тяжелее, менее долговечны, крупнее и проще в эксплуатации.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ, заложил основы современной правовой и социальной защиты инвалидов, определяемой как государственная политика в этой области - обеспечение равных возможностей инвалидов с другими гражданами при осуществлении гражданских прав, экономические, политические и иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Получила законодательное оформление новая концепция социальной защиты инвалидов, которая основана на принципах и нормах международного права, принятых в отношении инвалидов. Система мер по социальной защите инвалидов, установленная федеральным законом, создает необходимые предпосылки для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Настоящий Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ рассматривает формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями как одно из направлений их реабилитации. В частности, в нем содержатся положения об обязательствах органа и организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивать инвалидам условия для бесплатного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.
В регионах России местные экспертные организации обеспечивают доступ лиц с ограниченными возможностями к зданиям и сооружениям для беспрепятственного доступа к спектру необходимых услуг. Несмотря на очевидные приоритеты и актуальность вопроса социальной поддержки людей с ограниченными возможностями, текущая ситуация в этой сфере в России является важной.
Аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы, тротуары и дорожные перекрестки также должны быть оборудованы специальными устройствами, облегчающими жизнь людям с ограниченными возможностями. Во многих странах мира должны быть парковки и комнаты для инвалидов, а также специальные туалеты.
Однако следует отметить, что, наряду с положительными аспектами реформирования системы профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, учреждение не было обеспечено необходимыми финансовыми средствами, не сформирована система трудоустройства и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями с детства после окончания коррекционных образовательных учреждений.
Таким образом, анализ нормативных правовых актов и литературы позволил нам сделать следующие выводы: инвалидом считается лицо с расстройством здоровья со стойким нарушением физических функций, вызванным последствиями болезни, травмы или дефекта, что приводит к ограниченной материальной активности и вызывает потребность в его социальной защите .
Право на социальное обеспечение устанавливается для вышеуказанных граждан с учетом таких критериев, как возраст, пол, состояние здоровья, условия труда и временные рамки. Основной целью социальной поддержки является обеспечение достойной жизни и выравнивание социального статуса граждан. Для получения мер социальной поддержки для людей с ограниченными возможностями основным требованием является наличие групп инвалидности. Размер выплаты зависит от конкретной группы.
Социальная защита инвалидов - это комплекс мер, которые государство предпринимает для выполнения своих обязательств перед гражданами с ограниченными возможностями. Данная мера прописана в ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ и является обязательной для всех субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, установленные законом и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения:
-предоставление жилой площади инвалидам;
-ежемесячные денежные выплаты инвалидам;
-набор социальных услуг;
-выплата компенсаций инвалидам;
-социальные пособия инвалидам;
-социальные услуги инвалидам на дому;
-реабилитационные услуги;
-обеспечение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями реабилитационным оборудованием и протезно-ортопедическими изделиями;
-воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях компенсирующей и оздоровительной направленности;
-меры социальной поддержки инвалидов в сфере образования;
-меры социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства;
-предоставление бесплатных земельных участков семьям, имеющим детей-инвалидов.
2.ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1.Виды и характеристика мер социальной защиты инвалидов
Рассмотрим меры социальной защиты и поддержки инвалидов в сфере медицинского обслуживания.
В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, инвалиды имеют право на различные виды медицинской помощи, независимо от их возраста. Такая помощь включает в себя:
1.бесплатное получение лекарств по рецепту врача.
Рассмотрим порядок обеспечения лекарственными средствами инвалидов.
Инвалиды, проходящие амбулаторное лечение, имеют право на получение лекарств по рецепту бесплатно или с 50-процентной скидкой (в зависимости от категории инвалидности).
Для этого необходимо обратиться к врачу за рецептом и получить лекарство в соответствующей аптеке.
В рамках восстановительного лечения и реконструктивной хирургии при проведении реабилитационных мероприятий за счет средств федерального бюджета инвалиды могут получить лекарственное обеспечение для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности (ст. 10 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ) .
Категории инвалидов, которые имеют право на получение лекарственных средств бесплатно или с 50% скидкой при амбулаторном лечении.
Лекарственные средства из указанного перечня лекарственных средств отпускаются бесплатно по рецепту врача (в общем случае - на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04(л)), в частности, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам до 18 лет, инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидам Великой Отечественной войны.
В целом порядок обеспечения инвалидов лекарственными препаратами в рамках социального обслуживания выглядит следующим образом Граждане обращаются за получением рецепта на необходимые лекарственные средства по месту жительства или в медицинское учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь. Как правило, рецепты на лекарственные средства, выписанные инвалидам и детям-инвалидам I группы на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л), действительны в течение 90 дней (в общем случае - 30 дней) с даты выписки.
Для лечения хронических заболеваний максимальный срок лечения составляет 180 дней. Лекарственные средства выписываются только в количестве, необходимом на период лечения (или дольше, если требуется длительная поддерживающая терапия). При выписывании лекарств предоставляется информация о том, в каких аптеках их можно получить (в соответствии с определенным перечнем). За исключением дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях, выписывать лекарства бесплатно или с 50% скидкой пациентам, находящимся на стационарном лечении, нельзя. В настоящее время при получении лекарств в рамках социального обслуживания возможно также использование электронных сертификатов в установленном порядке.
2.возможность проведения реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Уполномоченные представители, представленные в соответствии с установленными процедурами, приведут к созданию новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Нет необходимости выдавать новые направления на медико-социальную экспертизу. При этом никакие изменения в иную информацию, указанную в ранее опубликованных индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вноситься не будут.
При наличии у инвалида медицинских противопоказаний к предоставлению технических средств реабилитации и получении запроса от лицензирующего органа отделение может компенсировать такое же ограничение жизнедеятельности, вызванное стойкой инвалидностью, избрав иное направленное реабилитационно-техническое мероприятие .
Подписи уполномоченных должностных лиц и усиленные квалифицированные электронные подписи профильных органов (главных органов, федеральных органов), принимавших участие в медико-социальной экспертизе.
Информация о восприятии гражданином инвалидности, информация о проводимой им реабилитации или реабилитационной программе, а также информация о рекомендованных в ней реабилитационных мероприятиях направляется из Федерального регистра инвалидов в личный кабинет гражданина на едином портале.
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, содержит идентификатор (дату и время), в котором делается запись о лице с инвалидностью. Указанная справка может быть выдана гражданину (законному представителю или уполномоченному представителю) либо выдана гражданину (законному представителю или лицу или уполномоченному представителю) заказным письмом. Порядок и формы оформления справок, подтверждающих факты, свидетельствующие об инвалидности, утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Граждане, не признанные инвалидами, могут использовать информационную систему медицинских осмотров для формирования выписок, содержащих результаты медицинских осмотров и социальных экспертиз, из электронных карт медицинских осмотров, для предоставления директору (центральному аппарату, федеральному органу) или усиленной квалифицированной электронной подписи. Подписано усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица и направлено заказным письмом гражданину (его законному представителю или доверенному лицу) в письменной форме и подписано физическим лицом.
3.предоставление технических средств на основании существующих реестров льгот местных органов социальной защиты. В зависимости от местных условий такие средства могут предоставляться бесплатно или на льготных условиях.
Региональным законодательством могут быть установлены дополнительные гарантии обеспечения техническими средствами реабилитации детей-инвалидов, проживающих в отдельных регионах.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся технологические решения и устройства, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов, в частности протезы (в том числе протезно-ортопедические изделия), кресла-коляски (инвалидные коляски), ортопедическая обувь, слуховые аппараты.
В настоящее время также возможно приобретение (и оплата) технических средств реабилитации за счет бюджетных средств (по определенному перечню) с использованием электронного сертификата.
При этом, если стоимость технических средств реабилитации превышает предельную стоимость (лимит оплаты), определенную в установленном порядке, разница доплачивается за счет собственных средств без компенсации.
4.пациенты с инвалидностью в конечностях обеспечиваются протезно-ортопедическим оборудованием, предоставление которого осуществляется на регулярной основе и в определенном порядке.
На федеральном уровне инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, и в соответствии с установленным перечнем индивидуальных программ реабилитации или реабилитационных программ для инвалидов, разработанным бюро МСЭ. Закон устанавливает, что инвалид имеет право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации.
Российское законодательство не предусматривает предоставление инвалидам автотранспортных средств.
Региональное законодательство может предусматривать дополнительные гарантии по обеспечению инвалидов, проживающих в отдельных регионах, техническими средствами реабилитации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся технические решения и устройства, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов, в частности протезирование (включая протезно-ортопедическое оборудование), кресла-коляски (инвалидные кресла), ортопедическая обувь, собаки-поводыри и слуховые аппараты.
В настоящее время также существует возможность приобретения (и оплаты) инвалидами технических средств реабилитации по электронным сертификатам (в соответствии с установленным перечнем) за счет бюджетных средств. При этом, если стоимость технического средства реабилитации превышает предельную стоимость (лимит оплаты), определенную в установленном порядке, инвалид доплачивает разницу за свой счет без компенсации .
Электронный сертификат - это запись в электронной форме, зарегистрированная в специальной государственной информационной системе, содержащая сведения о праве гражданина РФ самостоятельно приобретать за счет бюджетных средств отдельные виды товаров, работ, услуг и используемая для подтверждения оплаты установленной суммы (п.3 ч. 1 ст. 2 Закона № 491-ФЗ).
5.Нетрудоспособные лица могут рассчитывать на получение бесплатной медицинская помощь в поликлиниках государственной формы. Муниципальные медицинские учреждения также оказывать услуги нетрудоспособным лицам без взимания платы.
6.Государство обеспечивает уход на дому за людьми с ограниченной подвижностью. Как правило, это пожилые люди, которые живут одни и являются недееспособными.
Инвалидам, нуждающимся в особом уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому или в стационарных учреждениях.
В частности, предоставляются специальные телефоны, бытовая техника, тифлосредства, сурдоперевод и другие средства, необходимые для социальной адаптации.
Ремонт технических средств реабилитации инвалидов осуществляется бесплатно или за плату (ч.3, 4, 6, 7 ст.28 Закона № 181-ФЗ).
7.Если лицо не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, его могут поместить в специальные медицинские учреждения.
8.Оздоровление инвалидов в специальных санаториях.
Получить эту льготу можно, подав все необходимые документы в местное управление социального обеспечения и встав в очередь на получение путевок. Выбор санатория остается за органами социальной защиты, но он должен соответствовать направлению заболевания инвалида.
Рассмотрим мер социальной поддержки и защиты инвалидов в сфере жилищного обеспечения.
Защита инвалидов - одна из главных задач государства, соблюдающего принципы гуманизма. В связи с этим правовая система Российской Федерации предусматривает все меры поддержки, чтобы обеспечить инвалидам материальную обеспеченность и защиту. Среди таких мер поддержки - льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также льготы, связанные с обеспечением инвалидов жильем. Однако, к сожалению, права инвалидов часто нарушаются, в результате чего они вынуждены обращаться в суд. Напротив, бывают случаи, когда инвалиды злоупотребляют своим положением и пытаются нечестным путем получить определенные льготы и меры поддержки, которые не предусмотрены законом.
Еще одной мерой государственной поддержки является право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилым помещением, а также право на обмен на другое равноценное жилье в соответствии с индивидуальным планом реабилитации инвалида (например, переезд с более высокого на более низкий этаж здания, приближение к месту жительства родственников или друзей). Таким образом, даже если инвалиду по договору социального найма предоставлено жилое помещение, абсолютно пригодное для проживания, он имеет право требовать предоставления другого жилья, если оно не соответствует его плану реабилитации .
Рассмотрим особенности обеспечения жильем семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов, вставших на учет с 1 января 2005 года.
Инвалиды, вставшие на учет с 1 января 2005 года (в том числе инвалиды вследствие боевых действий), и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет.
В свою очередь, жилье могут получить следующие лица:
-инвалидам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции .
-инвалиды, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.
Рассмотрим особенности предоставления жилья инвалидам Великой Отечественной Войны.
Инвалиды Великой Отечественной Войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет и имущественного положения (пп.4 п.1 ст.14 Закона № 5-ФЗ; Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714).
Инвалидам Великой Отечественной Войны может быть предоставлено жилье по договору социального найма или на праве собственности. Размер определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации. Аналогичные права имеют семьи инвалидов войны, погибших (умерших) в Великой Отечественной Войне (пп.2 п.3, п.п.3.1, 11 ст.23.2 Закона № 5-ФЗ)
В соответствии с Законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года доходы (в том числе доходы в натуральной форме), получаемые инвалидами или детьми-инвалидами, не облагаются НДФЛ (п.78 ст.217 НК РФ).
Для людей с ограниченными возможностями существуют и другие льготы, связанные с жильем.
К ним относятся:
1.Право на первоочередное получение земельных участков под ИЖС в аренду без проведения торгов имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов. Возможность предоставления указанной категории граждан земельных участков под ИЖС в собственность бесплатно может быть предусмотрена законом субъекта РФ (пп.7 ст.39.5 ЗК РФ) .
В городе Санкт-Петербурге в зависимости от целевого использования земельного участка инвалидам 1, 2 и 3 группы предоставляются участки:
-для строительства индивидуального жилого дома при условии, что семья инвалида состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, т.е. в отделе по жилищным вопросам администрации района, где инвалид зарегистрирован. В этом случае инвалиду необходимо лично подать документы: заявление по утвержденной форме, копию паспорта и справку об инвалидности в отдел земельных и имущественных отношений администрации района.
-для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства заявление с копией паспорта и справкой можно подать на имя главы администрации.
2.Скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг для всех категорий, включая инвалидов. В большинстве случаев инвалиды имеют право на 50 % от общей суммы коммунальных платежей. Однако размеры компенсаций различны и зависят от группы инвалидности и местного законодательства. Инвалиды всех трех групп, а также дети-инвалиды могут рассчитывать на льготы при оплате жилья и общих услуг.
Рассмотрим меры социальной поддержки и защиты инвалидов в сфере денежного обеспечения.
Проанализируем особенности оформления ежемесячной денежной выплаты инвалиду.
С 1 января 2024 года учет сведений об инвалидах осуществляется в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". Как правило, ежемесячные денежные выплаты инвалидам и детям-инвалидам устанавливаются органами СФО в беззаявительном порядке.
Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячные денежные выплаты, которые устанавливаются и выплачиваются территориальными органами СФР. Как правило, ежемесячные денежные выплаты начинаются с даты установления гражданину статуса инвалида или ребенка-инвалида без подачи заявления. Уполномоченный ТО СФР уведомляет гражданина в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты без подачи заявления. Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление также может быть направлено через личный кабинет на едином портале Государственных услуг, на адрес электронной почты (при наличии) или посредством СМС-сообщения.
В судебной практике подчеркивается комплексность оснований для установления страховой пенсии по инвалидности.
Суд, не согласившись с доводами, принял во внимание, что в Российской Федерации отсутствуют международные конвенции (соглашения) о взаимном признании граждан инвалидами и о принятии соответствующих медицинских документов, выданных на территории одного государства без надлежащей легализации. Кроме того, внутреннее законодательство иностранных государств, в том числе бывших республик СССР, может предусматривать иные порядок и условия признания инвалидом (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.03.2020 № АПЛ20-24).
Из приведенных выше положений законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что для получения страховых пенсий, в том числе страховых пенсий по инвалидности, на территории Российской Федерации необходимо подтвердить наличие оснований для установления страховой пенсии, указанных в законодательстве.
Размер страховой пенсии по инвалидности определяется по установленной формуле и зависит от группы инвалидности, факта трудоустройства инвалида, нормативной продолжительности страхового стажа, размера уплаченных страховых взносов и наличия иждивенцев.
Застрахованный гражданин, которому установлена I, II или III группа инвалидности, имеет право на страховую пенсию по инвалидности независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой или иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность во время, до или после работы.
При полном отсутствии страхового стажа инвалид имеет право на социальную пенсию по инвалидности (ст. 9 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).
При расчете страховой пенсии по инвалидности на ИПК влияет коэффициент, равный отношению продолжительности стандартного страхового стажа инвалида (в месяцах) к 180 месяцам на дату назначения пенсии. В данном случае стандартный страховой стаж инвалида до достижения им 19 лет составляет 12 месяцев, увеличиваясь на четыре месяца за каждый полный год, начиная с 19 лет, но не превышая 180 месяцев.
2.2.Перспективы развития системы социального обеспечения инвалидов Санкт-Петербурга
По данным СФР по состоянию на январь 2024 года в Санкт-Петербурге проживало свыше 520 000 человек с инвалидностью. В Санкт-Петербурге создана эффективная система поддержки людей с инвалидностью. Социальные услуги инвалидам оказывают множеством государственных и муниципальных учреждения социального обслуживания. Особое внимание уделяется созданию условий для трудовой занятости.
Меры социальной поддержки инвалидов и дополнительные меры социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге:
В регионе 21 000 человек с инвалидностью заняты трудовой деятельностью. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 13 000 детей. Около 50 000 человек получают пенсии по инвалидности из СФР за счет средств федерального бюджета.
По данным СФР РФ всего маломобильных граждан в Санкт-Петербурге 1065 тыс. чел., что составляет 38 % от общей численности населения (см. рис.1).
Рис.1. Маломобильные группы населения граждан в Санкт-Петербурге (в %)
4 458 граждан обеспечены техническими средствами реабилитации, 18 659 человек получают муниципальную доплату к пенсии, около 1 870 000 инвалидов получают пенсию из средств СФР.
Около 96 000 инвалидов получают компенсацию в размере 50 % их доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Эта мера поддержки предоставляется независимо от дохода и финансируется из федерального бюджета. 9 500 граждан получают региональную меру поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов или имеющих наследственные заболевания. Эту меру активно получают 9 519 граждан.
В 2023 году при поддержке Губернатора Санкт-Петербурге Беглова А.Д. примерно в 2,5 раза была увеличена финансовая поддержка детских учреждений отдыха и оздоровления, что позволило в семь раз увеличить количество комплексных смен. Всего было проведено 127 смен.
В рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, создано новое направление поддержка инвалидов боевых действий и участников СВО, получивших ранение.
С 2024 года будет введена единовременная денежная выплата для улучшения жилищных условий граждан, участвовавших в СВО и получивших инвалидность в результате боевых действий.
Особое внимание уделяется развитию условий для трудовой занятости.
В регионе 21 000 инвалидов вовлечены в трудовую занятость, с 2021 года Санкт-Петербург является пилотным регионом по апробации механизмов социального заказа на оказание услуг по содействию занятости инвалидов. Средства бюджета Санкт-Петербурге направленные на формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам 2023 году (см. рис.2.).
Рис.2. Распределение средств областного бюджета Санкт-Петербурге
Рассмотрим комплекс мер (программы), направленные на социальную помощь и поддержку инвалидов, реализуемые в Санкт-Петербурге.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2021-2025 годы распоряжением Правительства Санкт Петербурга от 14.04.2021 № 11-рп утвержден план мероприятий («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт Петербурге на 2021-2025 годы (далее – «Дорожная карта»).
В Санкт-Петербурге созданы условия беспрепятственного доступа в медицинские учреждения инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Установлены элементы доступности:
-пандусы, оснащенные нескользящим покрытием;
-стоянки для автотранспорта, оборудованные знаками «Стоянка для инвалидов»;
-оборудованные санузлы,
-учитывающие требования санитарно- гигиенических норм пребывания посетителей с разными видами ограничений по здоровью;
-кнопки вызова персонала; кресла-коляски;
-системы информирования, включающие дублирование информации укрупненным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля;
-официальные сайты всех учреждений адаптированы для людей с ограничениями здоровья по зрению.
Доступность пассажирского наземного транспорта по регулярным маршрутам:
-из областного бюджета Санкт-Петербурге выделены средства на приобретение 150 единиц подвижного состава;
-для работы на муниципальных маршрутах города Новосибирска закуплено 150 низкопольных автобусов большой вместимости, доступных для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Все транспортные средства оборудованы откидным пандусом для въезда в салон, специальными местами для инвалидных колясок, бегущей строкой, кнопкой вызова водителя.
Доступность дорожной инфраструктуры:
-на парковках установлены/заменены 53 дорожных знака, на 35 парковках обновлена разметка парковочных мест;
-на 250 объектах произведены работы по понижению уровня бордюрного камня в местах наземных пешеходных переходов и заменены предупредительные тактильные средства;
-модернизировано 19 светофорных объектов, оборудованных для слепых и слабовидящих граждан.
Сфера социального обслуживания и занятости.
Подпрограмма «Доступная среда»:
-заменены уличные тактильные вывески со шрифтом Брайля, тактильные таблички инспекторов сферы занятости, приобретены тактильно-звуковые мнемосхемы, установлены поручни, противоскользящие покрытия, приобретены пандус перекатный и напольный откидной поручень;
-дооборудованы социально значимых объектов областной собственности;
-обеспечено предоставление транспортной услуги «Социальное такси» для инвалида - жителей Санкт-Петербурге.
Создание условий доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов старше 18 лет.
В образовательных организациях созданы условия для обучения детей-инвалидов (реализация адаптированных программ обучения, организовано дистанционное обучение, сурдоперевода тифлосурдоперевода и др.) В образовательных организациях имеются оборудованные стоянки для автотранспортных средств инвалидов.
Педагоги прошли обучение по программам переподготовки и повышения квалификации по вопросам организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов (инвалидов), из них специалисты обучены обеспечению доступности объектов и услуг в сфере образования.
20000 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи оказано родителям (законным представителям) несовершеннолетних с ОВЗ и детей-инвалидов.
Создание условий доступности объектов и услуг в сфере культуры:
-63,3% объектов сферы культуры обеспечены условиями доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
-закуплено 672 единицы элементов доступности;
60 человек прошли обучение:
1.на курсах повышения квалификации «Социально-культурная работа для лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального и хореографического творчества»;
2.по программе дополнительного образования «Организация безбарьерной среды для людей с инвалидностью и других категорий маломобильных групп населения на объектах культуры».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование социальной поддержки инвалидов представляет собой сложное явление. Во-первых, оно носит межотраслевой характер, поскольку охватывает широкий спектр общественных отношений, регулируемых правом. Во-вторых, оно во многом носит междисциплинарный характер, поскольку часто содержание правовых норм определяют достижения в области социологии, медицины, педагогики, экономики и других наук.
Социальная поддержка и реабилитация людей с ограниченными возможностями - сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя взаимодействие общества, семьи, отдельных родителей и детей-инвалидов. Принимаются законы о социальной защите инвалидов, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, принимаются меры по обеспечению безбарьерного доступа в различные структуры и предоставлению информации. Инвалиды обеспечиваются дополнительным питанием и летним отдыхом. Однако усилий государства недостаточно, если не проводятся мероприятия по социальной защите инвалидов и членов их семей, направленные на активизацию их жизнедеятельности и интеграцию в общество.
Деятельность в сфере социального обслуживания должна основываться на соблюдении прав человека и гражданина, предоставлении государственных гарантий в сфере социального обслуживания, обеспечении равных возможностей получения социальных услуг и их доступности для инвалидов, непрерывности всех видов социального обслуживания, ориентации социальных услуг на индивидуальные потребности инвалидов, социальной Приоритетность мер по социальной адаптации, основанная на принципах ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов местного самоуправления.
Под реабилитацией понимается система мер, направленных на максимально быстрое и полное восстановление здоровья больных и инвалидов, возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов - это сложная система государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, семейных и других мер.
В Санкт-Петербурге стартовал пилотный проект по оказанию помощи людям с инвалидностью. С 2024 года трудовой адаптацией инвалидов будут заниматься и региональные центры социальной адаптации инвалидов. Одной из конечных целей является обеспечение независимости и занятости инвалидов.
Проблема комплексной профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, их активного участия в общественной жизни имеет первостепенное значение для всего мирового сообщества.
Неоднозначное влияние на реализацию Конвенции о правах инвалидов могут оказать изменения, внесенные в 2020 г. в Конституцию РФ.
С одной стороны, согласно подп. в.2 п. 1 ст. 114 Правительство РФ обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни. Эта конституционная норма, несомненно, должна способствовать реализации положений Конвенции.
С другой стороны, согласно ст.79 решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России.
Вместе с тем полноценный правовой механизм защиты инвалидов от дискриминации в настоящее время не создан. В законодательстве отсутствует институт разумного приспособления, что препятствует установлению четких пределов ответственности государства и частных лиц по созданию специальных условий для инвалидов, компенсирующих ограничения их жизнедеятельности. Также отсутствует перераспределение бремени доказывания по делам о дискриминации по признаку инвалидности, что значительно затрудняет защиту прав инвалидов в суде.
Низкий уровень социального обеспечения нивелирует изменения законодательства, направленные на создание в соответствии с Конвенцией доступной среды для инвалидов в широком смысле этого слова. Ведь для инвалида теряет смысл, насколько, например, для него адаптирован железнодорожный вокзал и вагон дальнего следования, если он не может купить билет на поезд.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативно-правовые акты:
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) (с изм. от 24.05.1973)// СПС Консультант плюс
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563
3. Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 23.11.2022) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 15. - Ст. 2506.
5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 15.11.2023)"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // Собрание законодательства РФ. – 2019. - № 15 (часть II). - Ст. 1746 (начало).
6. Приказ Минтруда России от 28.01.2022 № 27н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 № 67551) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.03.2022
Судебная практика:
7. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. № АПЛ15-39 // СПС "КонсультантПлюс". 2021.
Научная литература:
8. Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4.
9. Аббасова Е.В.. Трудоустройство инвалидов с психическими заболеваниями: вопросы теории и практики / Е.В. Аббасова, В.А. Васильев, К.А. Новокшонов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 4. С. 27 .
10. Бобровская, Е. А. Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации / Е. А. Бобровская // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – № 5(38). – С. 20.
11. Волкова М.А. Соотношение прав работодателя и лица с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в трудовых отношениях // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3.
12. Григорьева, В. А. Социальная защита инвалидов и льгота на ЖКХ / В. А. Григорьева // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 44-49.
13. Долинская В.В., Долинская Л.М. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 6.
14. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 9 - 13.
15. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): Монография. М.: У Никитских ворот, 2020. С. 143.
16. Иванова И.Э. Обзор современных высокотехнологичных изобретений для людей с ограниченными возможностями здоровья / И.Э. Иванова, Е.С. Рыкова, А.А. Фокина // Технологии. Дизайн. Наука. Образование в контексте инклюзии: сборник научных статей. Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. Ч. 2. С. 156 .
17. Истомина Е.А. Концепция социального риска: понятие и значение для права социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2022. № 4. С. 10.
18. Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
19. Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
20. Котова, А. С. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации, как обязанность государства / А. С. Котова, И. Е. Николаева // Студенческий вестник. – 2022. – № 10-2(202). – С. 24-26.
21. Мадалиева, Н. В. Медико-социальные аспекты детской инвалидности / Н. В. Мадалиева // Мировая наука. – 2019. – № 4(25). – С. 362-365.
22. Маковецкая, Т. О. Проблемы реализации права инвалидов на труд / Т. О. Маковецкая, Д. И. Эртелева // Закон и право. – 2021. – № 5. – С. 226-231.
23. Мачульская Е.Е. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества // Тенденции развития правового механизма реализации социально-экономических прав человека" (к 60-летию принятия Европейской социальной хартии (ЕСХ), пересмотренной в 1996 году): сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова. М., 2021.
24. Мини-курс. Как предоставить гарантии сотрудникам-инвалидам // Справочник кадровика. 2022. № 2. - С.4.
25. Мирончук В.А., Шолин Ю.А., Сычанина Е.А. Трудоустройство инвалидов: механизмы стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 249.
26. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
27. Путило Н.В. Социальные права в постиндустриальном обществе: монография. М., 2021.
28. Сафонов, Я. А. Социальная защита инвалидов / Я. А. Сафонов // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 211-217.
29. Семянникова Д.А. Проблемы реализации права инвалидов быть частью системы правосудия в качестве прямого участника (судьи) // Социальное и пенсионное право. 2021. № 3. С. 45 - 49.
30. Сергеева, Н. М. Финансовые меры поддержки инвалидов в Российской Федерации / Н. М. Сергеева // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – № 5(38). – С. 18.
31. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105.
32. Сосновщенко, А. В. О некоторых проблемах реализации права инвалидов на труд / А. В. Сосновщенко // Право и общество. – 2021. – № 1(2). – С. 58-61.
33. Торушко, Е. А. Развития пенсионной системы в России / Е. А. Торушко // Фокус знаний. – 2019. – №1(1). – С. 17.
34. Усмоналиева, Д. Б. Медико-социальные аспекты детской инвалидности / Д. Б. Усмоналиева, М. А. Шарипова, Д. Низомова // Экономика и социум. – 2022. – № 5-2(92). – С. 747-750.
35. Шакирова Э. Инвалиды и условия труда - травмы и инвалидность. Анализ споров в судах // Трудовое право. 2020. № 1. С. 47 .
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней