Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1. Патронаж здоровых детей раннего возраста 5
1.2. Наблюдение за новорожденными из групп риска 10
1.3. Роль фельдшера в организации работы в кабинете здорового ребенка 12
1.4. Роль фельдшера в пропаганде грудного вскармливания 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье детей – здоровье нации. Здоровье детей является одной из высших ценностей общества. А здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве. Сейчас очень сложно найти полностью здорового человека, не говоря уже о ребенке. Профилактика является важной частью охраны здоровья детей. Она заключается в воспитании здорового ребенка, профилактики у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медицинских, психолого–педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем устранения или уменьшения влияния контролируемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Особое значение имеет оценка показателей и условий формирования здоровья детей первого года жизни, так как она отражает: исход перинатального периода; во многом определяет качество жизни ребенка в следующих возрастных группах. Показатели общей заболеваемости и продолжительности грудного вскармливания объективно свидетельствуют и прогнозируют эволюцию адаптационных реакций, характеризующих качество «жизненного коридора» гомеостатических показателей ребенка. Соответственно, рост острой заболеваемости является показателем снижения качества приспособительных способностей детей первого года жизни.
Важная роль в формировании здоровья детей первого года жизни принадлежит фельдшеру. Он участвует в комплексе медико–правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей первого года жизни путем устранения неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. В связи с изложенным данная тема очень актуальна в настоящее время.
Цель: изучить организацию работы фельдшера ФАП при оказании услуг детям первого года жизни.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности патронажа здоровых детей раннего возраста;
2.Изучить основные аспекты наблюдения за новорожденными из групп риска;
3.Проанализировать роль фельдшера в организации работы в кабинете здорового ребенка;
4.Рассмотерть роль фельдшера в пропаганде грудного вскармливания;
5.Провести анкетирование родителей детей до года.
Объект: дети первого года жизни.
Предмет: роль фельдшера в оказании медицинской помощи детям первого года жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Патронаж здоровых детей раннего возраста
Среди всех мероприятий, выполняемых фельдшером, особое место занимает патронаж новорожденного, осуществляемый на дому.
Цели:
- своевременное выявление заболеваний и предотвращение их развития;
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья новорожденного;
- определение плана диагностических и лечебных мероприятий;
- санитарное просвещение для мотивации длительного грудного вскармливания;
- разработка рекомендаций по уходу за ребенком.
Фельдшер делает три визита. Кроме того, по показаниям может осуществляться четвертый патронаж. При выявлении каких–либо отклонений в состоянии здоровья ребенка все последующие визиты проводятся в качестве активных вызовов на дому. Тактика патронажного наблюдения за детьми первого месяца жизни предполагает составление плана патронажа. Посещения на дому доношенных детей с отклонениями в состоянии здоровья и недоношенных детей осуществляются по индивидуальному графику, установленному фельдшером и согласованному с заведующим педиатрическим отделением.
Первичный патронаж за детьми первого года жизни осуществляется на 3–4 сутки жизни. Фельдшер заполняет необходимую информацию о новорожденном. Второй визит к ребенку осуществляется между 5–м и 10–м днем жизни и включает заполнение карты развития. Третий патронаж осуществляют на 17–18–й день жизни ребенка. Сюда же входит заполнение формы 112. Дополнительный патронаж можно проводить на 24–28–й день жизни ребенка по показаниям. При отсутствии врачебного назначения для дополнительного патронажа проводится контрольный телефонный обзвон.
Задачи патронажей
1.Регистрация ИДС для медицинских вмешательств;
2.Сбор анамнеза;
3.Изучение условий проживания, соблюдение гигиенических требований;
4.Инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком;
5.Осмотр ребенка, инструкции по уходу за пупочным кольцом и остатками пуповины;
6.Оценка заживления пупочной ранки.
Роль фельдшера в проведении патронажей очень важна. Он выписывает направления к специалистам по назначению врача, проводит патронаж, приглашает на приём, на прививки, следит за соблюдением режимных моментов, состоянием кожных покровов и аппетитом. Также фельдшер вносит сведения о новорожденном в историю развития ребенка, заполняет анкету, информирует родителей о порядке наблюдения и порядке выбора лечебного учреждения. Все последующие визиты сводятся к оценке объема лактации матери и техники кормления, а также общему осмотру ребенка. Фельдшер контролирует динамику прибавки массы тела по предоставленным данным, оценивает заживление пупочной ранки, дает рекомендации по уходу.
Диспансерное наблюдение фельдшером ФАП: 1 выезд на дом 1 раз в месяц, с обязательными контрольными визитами после профилактических прививок. Частота осмотров специалистами: педиатром в первый месяц жизни не менее 3 раз, затем не реже 1 раза в месяц.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И. Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. – 2011. – № 6. – С. 337
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – С. 344.
3. Амбулаторно–поликлиническая педиатрия / под ред. В.А. Доскина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Изд–во «Медицинское информационное агентство», 2015. – С. 504
4. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник / В.В. Голубев. – М.: Academia, 2019. – 240 c.
5. Макарова М.В. Здоровье детей, находившихся на естественном и искусственном видах вскармливания // Пермский медицинский журнал. – 2012. – Т. 29, № 3. – С. 106–111.
6. Общий уход за ребенком: учебное пособие / А.С. Панченко [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2018. – 113 с
7. Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. – М.: Союз педиатров России, 2015. – 116 с.
8. Педиатрия. Часть 1: болезни органов дыхания: учебное пособие. / В.А. Щербак [и др.]; ЧГМА. – Чита: РИЦ ЧГМА, 2013. – 119 с.
9. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой–Барановой. – М.: Изд–во «ПедиатрЪ», 2015. – 744 с.
10. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации/ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. – М.: б. и., 2019. – 112 с.
11. Рюмина И.И.Грудное вскармливание и будущее здоровье / И.И. Рюмина, В.В. Одинцова, М.В. Нароган // Медицинский оппонент. – 2019. - № 3. – С. 84–88.
12. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей. – М.: Медпрактика–М, 2004. – С.11–55.
13. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Пикуза О.И., Шошина Н.К. Питание детей раннего возраста. – Казань, 2013. – С. 16–18.
14. Цыбульская И.С. Медико–социальные аспекты формирования здоровья детей. – Тверь: Тверская Городская Типография, 2013. – С 290.