Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важное социальное значение в формировании здоровья людей играют физическая культура и массовый спорт. Способствуя физическому развитию и расширяя физические возможности, физическая культура оказывает влияние на все сферы жизни человека: осуществляет социальную адаптацию, развивая духовно-нравственные ценности, усиливает мотивацию развития, благоприятно влияет на нервную систему, а также формирует привычку ведения здорового образа жизни, обеспечивая сохранение состояния здоровья на долгие годы жизни.
Актуальность темы курсовой работы усиливается и тем фактом, что массовый спорт, и физическая культура самым прямым образом воздействуют на подсистемы науки, здравоохранения, культуры и образования, влияя на социальные и политические процессы современного мира. К тому же занятия физической культурой и спортом способствуют воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет прямой социально-экономический смысл. В связи с этим государственной и массовой пропаганде здорового образа жизни отводится важнейшее место в обществе.
В качестве объекта исследования выступает объекты спортивной сферы Хабаровского края.
Предметом исследования является сфера спорта с точки зрения эффективности управления ею.
Целью данной работы является исследование эффективности управления сферой спорта Хабаровского края и разработки мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и нормативно-правовые основы управления развитием спорта в Российской Федерации,
- провести оценку эффективности управления и развития спорта в Хабаровском крае,
- вынести предложения по совершенствованию управления и развития спорта в Хабаровском крае.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие управление и государственную политику в сфере спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, теоретические источники – книги, учебные пособия, посвященные вопросам управления в сфере спорта, государственному и муниципальному управлению, статьи из периодических изданий по данной тематике.
В качестве инструментария применялись общенаучные методы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, группировок.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические и нормативно-правовые основы управления развитием
спорта в Российской Федерации
1.1 Физическая культура и спорт как объект управления
Важное социальное значение в формировании здоровья людей играют физическая культура и массовый спорт. Способствуя физическому развитию и расширяя физические возможности, физическая культура оказывает влияние на все сферы жизни человека: осуществляет социальную адаптацию, развивая духовно-нравственные ценности, усиливает мотивацию развития, благоприятно влияет на нервную систему, а также формирует привычку ведения здорового образа жизни, обеспечивая сохранение состояния здоровья на долгие годы жизни.
Массовый спорт способствует объединению населения, помогает молодёжи на всех этапах борьбы с пагубными привычками, профилактирует от многих болезней, а также увеличивает среднюю продолжительность жизни и её качество. И массовый спорт, и физическая культура самым прямым образом воздействуют на подсистемы науки, здравоохранения, культуры и образования, влияя на социальные и политические процессы современного мира. К тому же занятия физической культурой и спортом способствуют воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет прямой социально-экономический смысл. В связи с этим государственной и массовой пропаганде здорового образа жизни отводится важнейшее место в обществе [12].
Развитие физической культуры и спорта является частью социальной политики государства. Спорт – это одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на работе, дома, в общении, способствует решению социально–экономических, образовательных и рекреационных задач [23]. Физическое воспитание – это деятельность, направленная на восстановление, укрепление и развитие здоровья, формирование особого отношения к своему телу как источнику силы и долголетия. Это также совокупность знаний и ценностей, направленных на реализацию принципов здорового образа жизни, повышение интеллектуальной активности [21].
Потребность в спорте является основной мотивирующей, направляющей и регулирующей силой поведения личности. Одним из факторов здорового образа жизни является физкультура или, одним словом, движение. Даже наукой доказано, что долголетие невозможно без активного двигательного режима [15].
Спорт – это особый вид деятельности, направленный на развитие интеллектуальных и физических способностей людей посредством командной игры или одиночных соревнований. Конечная цель – не только развить свои физические навыки, но и победить своих соперников. Спортивные занятия предполагают целенаправленные тренировки по определенным программам, диетическое питание, полное воздержание от алкоголя, табака и неправильного образа жизни. Приобщение к большому спорту начинается именно с физкультуры, мы отдаем наших детей в юном возрасте в любые секции, чтобы они развивались физически, потому что физкультура укрепляет здоровье и формирует в ребенке очень важные качества. такие как выносливость, дисциплинированность, сила воли. Тренеры и родители замечают потенциал, помогают направить его в нужное русло, ребенок начинает работать на результат, поступает в специализированные школы, ездит на соревнования, получает награды и постепенно приходит в большой спорт, виды спорта, где занимаются не просто на словах, а образом жизни, профессией, вторая семья. Разница между физическим воспитанием и спортом заключается в следующем: Итак, основное различие между этими понятиями заключается в степени вовлеченности предмета, целях и правилах [17].
Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе своих сил и возможностей. Ведь когда приходят соревнования, нужно быть не хуже, а лучше остальных. Они занимаются физкультурой столько, сколько могут и умеючи умеют. Это открыто для всех, независимо от возраста, физических навыков, социального статуса [18].
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. Фактически, можно сказать, что в России зарождается новое социальное явление, выражающееся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Актуальность этого социального явления обусловлена тем, что здоровье нации является основополагающим фактором экономического развития государства. Кроме того, интерес граждан к физической культуре позволяет частично решить такие острые социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания. Решение этой проблемы оказалось невозможным с помощью запретов, поэтому необходимо сформировать систему мотиваций, побуждающих молодежь вести активный образ жизни и заниматься профессиональным спортом [21].
Следует отметить, что в интересах повышения эффективности деятельности органов государственной власти в стране вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились и находятся в поле зрения Президента Российской Федерации Владимира Путина. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации он неоднократно отмечал, что развитие страны определяется не только экономическими успехами, но и не в последнюю очередь духовным и физическим здоровьем нации. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к повышению роли физической культуры и спорта в деятельности государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения [23].
В настоящее время необходимо сохранять и восстанавливать лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжать поиск новых высокоэффективных физкультурно-спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. 9 Важнейшей задачей государственной политики в области физической культуры и спорта является формирование оптимальной отраслевой модели управления, при которой компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности будут четко распределены и скоординированы, как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований. субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [21].
Фундаментальной задачей государственной политики России в области физической культуры и спорта является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национальной идентичности и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Достижению этой цели в значительной степени способствует создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности на протяжении всей жизни каждого гражданина [17].
Спорт объединяет, формирует чувство патриотизма у всех граждан, примером может служить Олимпиада 2014 года, когда сотни и тысячи людей болели за российских спортсменов, поддерживали их, переживали и радовались каждой завоеванной ими новой медали, Олимпиада – не единственный пример, каждый год поклонники определенных видов спорта следуют за своими командами по всему миру мир и оказывать им моральную и духовную поддержку [20].
Спорт также приносит свои плоды в экономике государства. В последнее время спорт стал важным сектором экономики многих стран, в том числе и России. Это требует значительных финансовых ресурсов и большого количества работников. Новые модели спортивного менеджмента и финансирования постоянно совершенствуются и развиваются. В то же время растущие тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция за бюджетные средства – с другой, указывают на то, что спорт должен научиться самостоятельно извлекать выгоду из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Управление физической культурой и спортом на государственном уровне направлено на разработку отраслевой модели оптимального характера, в рамках которой существует четкое разделение и согласованность полномочий, компетенций, функций и ответственности всех субъектов, взаимодействующих на всех уровнях государственного и муниципального управления в сфере физической культуры и спорта. Государственная политика в этой сфере направлена на создание условий, позволяющих гражданам заниматься спортом и физической культурой, вести здоровый образ жизни, а также иметь свободный доступ к объектам спортивной инфраструктуры и повышать конкурентоспособность национальных видов спорта.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Гарант».
2 Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ// СПС «Гарант».
4 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СПС «Гарант».
5 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) О физической культуре и спорте в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СПС «Гарант».
6 Приказ Министерства спорта РФ от 24 мая 2021 г. № 330 Об утверждении методических рекомендаций по формированию региональных программ развития видов спорта, синхронизированных с целями и задачами программ развития видов спорта общероссийских спортивных федераций // СПС «Гарант».
7 Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года // СПС «Гарант».
8 Постановление Правительства Хабаровского края от 10.11.2023 № 511-пр «О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. № 169-пр» //http://publication.pravo.gov.ru/document/2700202311140009?ysclid=lugpld6u36628448214
9 Алехин Б.И. Государственные финансы: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 184 с.
10 Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 344 с.
11 Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 441 с.
12 Голубева О.А. Организация и управление физической культурой и спортом: Электронное издание / О. А. Голубева, Р. А. Козлов. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017.
13 Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России: учебник и практикум. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.
14 Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 500 с.
15 Местное самоуправление: учебник / Под ред. Н.С. Бондаря. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 386 с.
16 Молчанова Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов российской федерации: монография. – М.: Макс-Пресс, 2011. – 340 с.
17 Организация муниципального управления в социальной сфере: монография / С.А. Бородкина, И.И. Брянцев, А.А. Гребенникова [и др.]. – Саратов: Вузовское образование, 2021. – 187 с.
18 Перфильева, И. В. Анализ и перспективы развития рынка индустрии спорта в Российской Федерации / И. В. Перфильева // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения: сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 19–20 октября 2022 года / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г.. Том Часть 2. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2022. – С. 338-342.
19 Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум / Под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 351 с.
20 Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 480 с.
21 Солохин Д.Д. Муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта / Д.Д. Солохин, А.В. Кононенко // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 3-3. – С. 332-336.
22 Харченко К.В. Логико-содержательный анализ как инструмент оценки муниципальных программ // Муниципальная власть. – 2019. – №5. – С. 50-54.
23 Хайруллин Р.К. Инновационное развитие и управление региональными кластерами физической культуры и спорта / Р. К. Хайруллин // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 6-2(48). – С. 93-100.
24 Эффективность работы Министерства спорта Хабаровского края / П. А. Ткаченко, А. В. Попова, Е. В. Лифарь, Т. В. Власенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 10(212). – С. 443-449.
25 Единая межведомственная информационно-статистическая система. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом // Электронный ресурс / https://www.fedstat.ru/indicator/61635 (дата обращения 01.04.2024).
26 Росстат. Население, самостоятельно занимающееся физической культурой и спортом. // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://rosstat.gov.ru/opendata/7708234640-sport-2021 (дата обращения 01.04.2024).
27 Официальный сайт Хабаровский край // Электронный ресурс / https://www.khabkrai.ru/?ysclid=lugqbyf8rg173440532 (дата обращения 29.03.2024).
28 Законодательная дума Хабаровского края // Электронный ресурс / http://duma.khv.ru/Site.aspx?doc=270143071&ysclid=lugpk7ifou260966400 (дата обращения 29.03.2021).
29 Министерство спорта Хабаровского края // Электронный ресурс / https://minsport.khabkrai.ru (дата обращения 29.03.2021).
30 Министерстве спорта России // Электронный ресурс / minsport.gov.ru (дата обращения 29.03.2024).