Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что сегодняшние выпускники школ довольно часто не могут продолжить обучение из-за низкой успеваемости и отсутствия мотивации к обучению. Это становится насущной социальной проблемой, которая должна быть решена на уровне государства, руками Министерства образования.
Для таких учащихся этого уровня обучения должны быть разработаны специальные программы, которые в условиях школы окажут реальную и эффективную помощь в самоопределении и повышении мотивации будущих выпускников.
Цель исследования – разработать индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11-х классов с низким уровнем успеваемости и оценить его эффективность для повышения учебной мотивации.
Объект исследования – школьники 11-х классов с низким уровнем успеваемости.
Предмет исследования – индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11-х классов с низким уровнем успеваемости.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие индивидуального образовательного маршрута.
2. Проанализировать психологические причины низкой успеваемости школьников.
3. Обосновать выбор методик для проведения исследования, сформировать группу школьников с низким уровнем успеваемости.
4. Провести тестирование школьников с низким уровнем успеваемости для выявления особенностей мотивации.
5. Создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут для школьников с низкой успеваемостью на уроках литературы.
6. Провести контрольную диагностику школьников с низким уровнем успеваемости для выявления особенностей мотивации после внедрения индивидуального образовательного маршрута.
7. Оценить эффективность разработанного индивидуального образовательного маршрута для учащихся 11-х классов с низким уровнем успеваемости.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Выборгского района Санкт-Петербурга.
В ходе планирования эмпирического исследования был сформулирована такая гипотеза: предполагается, что индивидуальный образовательный маршрут на уроках литературы эффективен для повышения уровня успеваемости и мотивации школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ НА УРОКЕ
1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.
В документах, посвященных модернизации российского образования, отмечается необходимость перехода ориентиров образования к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с созданием индивидуальных образовательных маршрутов .
Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, который помогает – как обучаться с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, ее готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты :
1. Концептуальный, который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов, на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
2. Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
3. Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Педагогическое осмысление рассматриваемого понятия позволяет определить его как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.
Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются :
– дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений;
– методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
– возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
– образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
– мониторинговая система оценивания результатов обучения.
При выстраивании индивидуального образовательного маршрута, для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов :
– особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
– профессионализмом педагогического коллектива;
– возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
– возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
– постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки);
– самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
– выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
– конкретизация цели (выбор курсов, факультативов
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверьянова Г.М., Руссова А.В. Принципы современного образования. – Липецк: Аврора, 2018. – 448 с.
2. Архангельская А.С., Передбогова А.В. Обеспечение эффективного стимулирования школьников // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования в сфере образовательных технологий». – Томск: Томский государственный университет, 2018. – С. 33–42
3. Ведерников Н.И., Богданов К.А. Научные подходы к исследованию феномена мотивации // Сборник трудов Мурманского педагогического института. – Мурманск: Издательство МПИ, 2017. – С. 56–64
4. Горелова К.В. Основные виды мотивации обучения // Педагогика сегодня. – 2017. – № 3. – С. 100–115
5. Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана // Всетесты.ру. – [Электронный ресурс] https://vsetesti.ru/36/ (Дата обращения: 26.07.2018)
6. Жервинская О.И., Капитонова И.А. Возрастные особенности развития мотивов деятельности человека // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии в современной России». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2014. – С. 85–97
7. Коростылева А.В., Водяницкий М.А. Представление об индивидуальном образовательном маршруте как педагогическом феномене и динамика их развития в России // Материалы научно-практической конференции «Проблемы социальной психологии и педагогики в России». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2016. – С. 50–60
8. Кропоткин Р.И., Верещагина Т.Т. Индивидуальный образовательный маршрут школьника: виды и принципы построения // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российской педагогики». – М.: Московский государственный педагогический институт, 2014. – С. 99–108
9. Лисенкова Р.А., Сидорова И.М., Каплан М.А. Современные проблемы исследования эффективных методов обучения в школе // Актуальные проблемы организации психологических и педагогических исследований в Российской Федерации. Сборник статей. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. – С. 56–68
10. Методика «Мотивация обучения в ВУЗе Т.И. Орловой // Учебник онлайн. – [Электронный ресурс] https://uchebnik.online/motivatsiya-uch/metodika-motivatsiya-obucheniya-vuze-24187.html (Дата обращения: 27.07.2018)
11. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса // Психология счастливой жизни. – [Электронный ресурс] https://psycabi.net/testy/271-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-dostizheniya-uspekha (Дата обращения: 26.07.2018)
12. Методика Орлова Ю.М. Тест-опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха // Психология счастливой жизни. – [Электронный ресурс] https://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha (Дата обращения: 25.07.2018)
13. Петрова Е.А., Никонов С.М., Трофимова Г.М. Анализ учебной мотивации и ее структуры у школьников // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2015. – С. 49–56
14. Резникова Ю.А. Основные виды индивидуальных образовательных маршрутов. Специфика управления эффективностью обучения в школе // Актуальные проблемы педагогики. Сборник статей. – Самара: Самарский государственный университет, 2017. – С. 14–22
15. Ситникова Е.А., Абельянц М.А. Влияние мотивации и стимулирования на эффективность обучения школьников в современном обществе (по результатам эмпирического исследования) // Социологические исследования. – 2017. – № 3. – С. 90–103