- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовой статус правохранительных органов
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Правоохранительные органы
31 страница
23 источника
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1615 ₽
3230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. Правоохранительная система Российской Федерации 5
1.1. Понятие правоохранительных органов 5
1.2. Система правоохранительных органов 9
2. Правовой статус прокуратуры и ФСБ в системе правоохранительных органов 13
2.1. Прокуратура РФ в системе правоохранительных органов 13
2.2. ФСБ в системе правоохранительных органов 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития Российского государства решение проблем по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина определяется как первостепенная задача общества и государства.
В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Правовое регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина начинается с возведения такой защиты в ранг конституционной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), что означает ее включение в основы конституционного строя России. Установленная в ст. 18 Конституции РФ конституционная обязанность защищать права и свободы человека и гражданина осуществляется через деятельность органов власти всех ветвей и уровней.
Особая значимость обеспечения прав и свобод человека и гражданина диктует необходимость анализа деятельности правоохранительных органов, непосредственно специализирующихся на осуществлении указанных задач. Роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Однако в пределах своих полномочий они все обязаны оказывать содействие органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям, должностным лицам этих органов в защите прав и свобод каждого.
Цель работы – рассмотрение правового статуса правоохранительных органов.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- представить общую характеристику правоохранительной системы Российской Федерации;
- отразить правовой статус прокуратуры и ФСБ в системе правоохранительных органов.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием правоохранительных органов.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, иные источники права, а также научная и аналитическая литература по теме исследования.
Методологической основа исследования основывается на общенаучных методах, таких как исторический, логический, функциональный анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнительно-сопоставительный метод, дедукция, индукция, а также на частно-научных методах: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическая основа работы, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических, учебных изданий и периодической печати, законодательные и нормативные акты РФ.
Структурными элементами работы являются введение, две главы, включающих в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Правоохранительная система Российской Федерации
1.1. Понятие правоохранительных органов
Вопросы обеспечения основных прав и свобод граждан в структуре деятельности любого государственного органа занимают значительное место, так как это их важная конституционная обязанность . Однако считаем, что решение вышеуказанных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства органов, а подчинено решению главных задач, поставленных перед государственным органом, и выступает в качестве одного из основных условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.
В Российской Федерации правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина имеет свои особенности, так как наделение государственных органов соответствующей компетенцией еще не означает, что данные права должны претворяться в жизни. Полагаем, что для этого необходимо предусмотренное Конституцией РФ и федеральными законами функционирование всех правозащитных и правоохранительных систем, в первую очередь государственных, а также активность самих граждан и их объединений.
Таким образом, система обеспечения правового статуса человека и гражданина, включающая в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленная на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов является механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина.
В конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина основными институциональными механизмами являются все ветви государственной власти: законодательная (представительная), исполнительная органы власти, органы местного самоуправления, судебная, административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека . Таким образом, права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 18 Конституции РФ определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Современное российское общество нуждается в построении максимально эффективного механизма реализации социально значимых функций государства, которые должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в стране. Одними из главных органов государственной власти, наделенными полномочиями в указанной сфере являются органы правоохранительной системы, вся работа которых, априори направлена на создание максимально защищенных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Термины «правоохранительные органы», «правоохранительная система» являются достаточно молодыми для юридической науки России. Дефиниции появились лишь во второй половине ХХ века, в начале 90-х годов. Даже в Конституции Российской Федерации 1993 г. нет упоминания о правоохранительных органах.
В современной теоретико-правовой науке отсутствует единый подход в решении комплекса вопросов, касающихся определения сути дефиниции «правоохранительные органы». Нет четкой позиции законодателя по вопросам определения понятийного аппарата правоохранительной системы как в целом, так и относительно ее структурных составляющих.
Приведем различные походы к рассматриваемому понятию. По мнению А.Г. Братко правоохранительная система - это комплекс государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств. В.В. Лазарев как совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений, которая включает следующие составляющие: цели и объекты правоохраны, субъекты правоохраны, правоохранительная деятельность .
О.И. Чердаков определяет как «сложный институт правовой организации общества, включающий в себя нормативную и правоохранительную подсистемы, многообразие правовых явлений, основанных на правовой поддержке государства» .
Одним из признаков деятельности правоохранительных органов является охрана прав. Она обусловлена, восстановлением нарушенного права гражданина, наказанием правонарушителя, так же эти два деяния могут происходить одновременно, а именно наказание правонарушителя и восстановления права которое было нарушено. Конечно же, приведенными задачами, нельзя охарактеризовать глубину смысла охраны права, так как важнейшим фактором для граждан является справедливость, как говорится: «добро, побеждало зло», а не только чтобы нарушенные права были быстро восстановлены.
М.И. Байтин пишет: «В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, следовательно, во всех случаях - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом» .
Исходя из анализа научной литературы, можно констатировать, что термин правоохранительные органы является обобщающим, поскольку им объединяется обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов власти, выполняющих правоохранительную функцию наряду с другими функциями .
Основной закон нашего государства тоже не говорит о данных понятиях. К правоохранительным органам без пояснений отнесены в соответствии с законом налоговая полиция и таможенные органы.
В подзаконных актах главы государства так же не возможно найти раскрытия анализируемых терминов. Например, в Положении от 18 апреля 1995 г. «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью» сказано только о взаимодействии , органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью .
В государственных документах, которые не носят обязательный властный характер дефиниции «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» употребляются достаточно часто. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о «взаимодействии правоохранительных органов».
Примечателен тот факт, что в Уголовном кодексе Российской Федерации не содержится расшифровки самого понятия и его содержания. Вместе с тем статья 317 УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность граждан за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Таким образом, можно уверенно констатировать, что легального определения правоохранительных органов нет ни в нормативной базе, ни в доктринальной основе юридической науки.
1.2. Система правоохранительных органов
Многообразие существующих точек зрения огромно. Для правоприменения большей значимостью обладает не столько закрепление дефиниции «правоохранительные органы», сколько четкое определение их системы .
Сначала к числу правоохранительных органов относили только суд и прокуратуру. В дальнейшем количество правоохранительных органов стало увеличиваться: органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, нотариата, органы народного контроля, ведомственные инспекции, некоторые комиссии местных органов власти, а также общественные организации с правоохранительными функциями (добровольные народные дружины, комиссии по делам несовершеннолетних) . В настоящее время специалисты разграничивают правоохранительные органы и органы государства, которые, наряду с правоохранительной функцией, осуществляют и другие функции государства. В систему правоохранительных органов современной России помимо государственных органов включаются и негосударственные организации.
Многие исследователи в качестве правоохранительных органов считают: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности, органы юстиции, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы обеспечения безопасности, органы таможни . Есть научный подход об органах правопорядка и охраны, который включает в их систему все ветви власти .
Так же как и другие организации, существующие в обществе, государственные правоохранительные органы делятся на несколько видов, каждый из которых выполняет одну или несколько функций. В целом можно обозначить десять функций, что выполняют органы правопорядка:
1) Охрана государственного и общественного строя.
2) Укрепление законности и правопорядка.
3) Защита прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение безопасности.
4) Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.
5) Борьба с преступностью. Предупреждение правонарушений.
6) Контроль и исполнение судебных решений.
7) Розыск преступников и людей, пропавших без вести (оперативный розыск).
8) Консультирование и юридическая помощь.
9) Прокурорский надзор.
10) Конституционный контроль.
По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:
• Суды - конституционные и общей юрисдикции.
• Прокуратура.
• МЧС.
• Следственный комитет.
• ФСБ.
• Министерство внутренних дел РФ.
• Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
• Налоговые инспекции.
• Федеральная таможенная служба.
• Нотариат.
• Адвокатура.
• Министерство юстиции (к нему относится служба исполнения наказаний и служба судебных приставов).
Полицейскую деятельность осуществляют органы, образующие систему, которая складывается их трех подсистем: общей полиции (органы внутренних дел); специализированной полиции (таможенные органы, судебные приставы, санэпидемнадзор); специальных служб (ФСБ, ФСО, внешняя разведка).
Позицию о возможном включении правоохранительных органов, в систему которых входят полицейские органы, Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, нотариат, адвокатура, в качестве самостоятельного блока органов власти в общем механизме государства (правоохранительной системы государства) считаем небезупречной. Необходимо при этом учитывать, что реализация подобных предложений о месте правоохранительных органов в системе госорганов власти должно повлечь внесение изменений и дополнений в Конституцию РФ, федеральные законы, что считаем на сегодняшний день малооправданным . Следует помнить, что чрезмерно независимое положение так называемой системы органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, может привести к тому, что такие органы могут получить сложно контролируемые полномочия.
Подводя итог, можно сформулировать следующее определение правоохранительных органов – это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка, специальных функций по охране и защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
2. Правовой статус прокуратуры и ФСБ в системе правоохранительных органов
2.1. Прокуратура РФ в системе правоохранительных органов
Правовой статус Прокуратуры РФ имеет неоднозначный характер, однако, перед тем как раскрывать его, стоит разобраться с тем, что в него принято включать. Одни говорят, что правовой статус какого-либо государственного органа связан, в первую очередь, с его необходимостью, которая обусловлена теми функциями, которые он выполняет. А уже исходя из этих функций определяется его место и роль в системе государственного управления, его полномочия и принципы деятельности .
Другие уверены в том, что правовой статус представляет собой только совокупность прав и обязанностей, а также юридическую ответственность соответствующего органа государственной власти .
Еще одна точка зрения, которая имеет место быть, по поводу правового статуса органа государственной власти представляет собой признание его элементами правовых норм, регулирующих деятельность соответствующего органа государственной власти, его функций, его места и роли в системе органов государственной власти, а также его внутренней организации и структуры .
Также в правовой статус определенного органа государственной власти включают следующие элементы:
1) действие от имени РФ или от имени субъекта РФ;
2) определенная компетенция;
3) правоспособность, которой он обладает с момента учреждения;
4) внутренняя структура, основанная на подчинении нижестоящих подразделений вышестоящим;
5) а также принадлежность к государственному аппарату управления в качестве ее части .
Из всех вышеперечисленных точек зрения, существующих в юридической науке, мы склоняемся больше к той, которая определяет правовой статус Прокуратуры РФ как совокупность таких элементов, как ее функции, ее место и роль в системе органов государственной власти, принципы ее деятельности и организации. По нашему мнению, перечисленные элементы являются необходимыми и в то же время достаточными для полноценного раскрытия правового статуса Прокуратуры РФ.
На взгляд В.М. Савицкого роль прокуратуры проявляется в осуществление координации деятельности правоохранительных органов, процессе возбуждения и расследования уголовного дела, поддержания обвинения в суде и вынесение протеста по вынесенным судебным решениям. Савицкий В.М. отмечал, что прокуратура должна осуществлять надзор за актами правосудия, а не судом. Также, по мнению ряда ученых, предлагается исключить практику общего надзора со стороны прокуратуры за деятельностью министерств, ведомств, политический партий, объединений и граждан.
Скуратов Ю.И. характеризуя важность и роль деятельности прокуратуры отмечает, что необходимо перемести акцент ее деятельности за законностью деятельности органов испольной власти. Важность прокуратуры подтверждается и тем фактом, что ее функция в стране не могут быть перенесены на другие органы государственной власти.
Как известно, цели – это то, на что направлена вся деятельность органа, то есть, это результат, которого ожидает законодатель от воздействия правового института на общественные отношения. «...Цель, - писал Р. Иеринг, - есть творческая сила всего права, ...нет правового положения, которое не было бы обязано своим происхождением какой-либо цели» .
Цели прокуратуры ясно сформулированы в п. 2 ст. 1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государств прокуратура Российской Федерации осуществляет…». Отсюда мы видим, что в своей деятельности прокуратура преследует несколько целей:
- обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита охраняемых законом интересов общества и государств.
Определение функций Прокуратуры РФ, а также их точный перечень не дан в российском законодательстве. При этом ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 указывается, что функции, не предусмотренные федеральными законами, не могут быть возложены на прокуратуру.
В литературе приводится множество определений функций Прокуратуры РФ. Так, под ними понимаются конкретный вид деятельности органов прокуратуры, предусмотренный федеральными законами и направленный на достижение тех целей, на которые направлена деятельность органов прокуратуры, с помощью специальных методов и средств, предусмотренных именно в случае какой-либо конкретной цели .
«Можно выделить две основные группы функций Прокуратуры РФ:
1. Надзорная функция.
2. Ненадзорные функции» .
«Общий надзор является основной функцией Прокуратуры РФ, так как именно для этого она изначально и учреждалась. Также, стоит отметить, что в легальном определении прокуратуры прямо закреплена именно эта функция. Сущность прокурорского надзора можно определить по решениям судебных органов, основным из которых является Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П, где определено, что он является одной из форм контрольной функции государства» .
прокуратура РФ не относится ни к одной ветви власти и осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Однако стоит отметить, что даже здесь присутствует система «сдержек и противовесов», которая выражается в том, что Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Однако Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ указанная система ставится под вопрос, ведь согласно нему Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются Президентом РФ после консультации с Советом Федерации. Это положение говорит об усилении президентской власти над прокуратурой РФ, так как консультация ничем не обязывает Президента РФ. Также стоит отметить, что освобождение от должности производится Президентом РФ без какой-либо консультации.
«Также стоит отметить, что прокуроры субъектов РФ, которые сейчас назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ, по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 назначаются Президентом после консультации с Советом Федерации, что также представляет собой усиление президентской власти» .
С другой стороны, была исправлена ошибка, которая касалась несоответствия этого положения с положением об исключительном ведении РФ над прокуратурой и федеральной государственной службой, предусмотренной ст. 71 Конституции РФ. Так, согласно п. 1 ст. 40 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Однако некоторые исследователи настаивают на том, что прокуратура РФ относится к правоохранительным органам. Согласно ст. 72 Конституции РФ кадры правоохранительных органов относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, а значит не является нарушением процедура согласования на должность прокурора субъекта РФ советующими органами государственной власти субъекта РФ. Но в этом случае идет коллизия между нормами, относящими государственную службу в прокуратуре к исключительному ведению РФ, и нормами, относящими ее к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На данный момент нет законодательного закрепления такого вида государственной службы как правоохранительная служба. Однако она существовала до принятия Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ , в результате чего была заменена на государственную службу иных видов.
Основной причиной этого являлся факт того, что разработка проекта ФЗ «О правоохранительной службе РФ» заняла около 10 лет, но так и не была закончена, не были определены критерии и признаки, по которым можно было бы говорить о правоохранительном характере государственной службы, также неопределенным остается вопрос об отнесении органа государственной власти к правоохранительному органу . Поэтому нет никакого законодательного закрепления отнесения прокуратуры РФ к правоохранительному органу.
Таким образом, прокуратура РФ, не являясь частью ни одной из ветвей власти, представляет собой независимый, самостоятельный орган государственной власти, который наделен исключительными полномочиями в сфере осуществления надзора за соблюдением законов на всех территории РФ всеми органами государственной власти. Однако, стоит отметить, что прокуратура РФ, являясь самостоятельным органом государственной власти, взаимодействует с законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти.
2.2. ФСБ в системе правоохранительных органов
Федеральная служба безопасности является единой централизованной системой органов безопасности, которая осуществляет решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О безопас¬ности», под безопасностью понимается состоя¬ние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности рассматриваемый нами закон относит: лич¬ность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Последний из названных объектов - государство - является основ¬ным инструментом создания условий для нормального существования и развития первых двух - личности и общества, в том числе и обеспече¬ния их безопасности. Исходя из этого, для того чтобы обеспечить безопасность личности и общества, необходимо, прежде всего, обеспечить безопас¬ность государства. Деятельность по обеспечению безопасности, в частности государства, приобретает первоочередное значение, что предполагает концентрирование на ней особых усилий, развитие ее специализации. Для обеспечения безопасности Российской Федерации как госу¬дарства созданы специальные государственные органы, среди которых выполняет наибольший объем функций и играет ключевую роль рассматриваемая нами Феде¬ральная служба безопасности.
Федеральная служба безопасности подчиняется Президенту Российской Федерации. Стоит отметить, что рассматриваемый нами орган занимает важное место в системе органов исполнительной власти, так как осуществляет управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Управление Федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Кроме того, деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Фе¬дерации и на основе их принципов. Согласно Федеральному закону, на сотрудников Федеральной службы безопасности возложены такие обязанности как: информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов об угрозах безопасности страны; осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении.
Специфика деятельности органов ФСБ объясняется необходимостью применения ими специальных методов и средств для исполнения их обязанностей, что по ходу неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое на основании Конституции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо для защиты основ нравственности, конституционного строя и обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Рассматривая, принципы деятельности ФСБ России следует сказать, что это вытекающие из основ конституционного строя Российской Федерации главные руководящие идеи и правила, которыми руководствуются органы Федеральной службы безопасности при решении поставленных перед ними задач. Принципы носят объективный характер. Это означает, что они действуют независимо от субъективных воззрений и желаний отдельных лиц, а отклонение от их соблюдения может нанести серьезный ущерб интересам построения правового государства. Принципы деятельности обусловливаются рядом как внутренних, так внешних факторов. По мнению Э.С. Надарина и А.П. Зливко, основными из них являются: проводимые в стране демократические преобразования, степень активности специальных служб и организаций иностранных государств, стремящихся нанести ущерб безопасности Российской Федерации, готовность органов безопасности противостоять подрывной деятельности и другие. Разделяя эту точку зрения, заметим, что при осуществлении своей деятельности Федеральная служба безопасности опирается на следующие принципы:
1) Законности – данный принцип подразумевает, что деятельность ФСБ основывается строго на законодательстве РФ;
2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина – состоит в том, что одна из задач деятельности органов ФСБ состоит в обеспечении реализации прав и свобод гражданина, его защита от преступных посягательств со стороны иностранных организаций, противоправных групп и отдельных лиц. Необходимо отметить важную черту этого принципа – при исполнении должностных обязанностей сотрудники ФСБ не нарушают права человека, не посягают на свободу его личности.
3) Принцип гуманизма – подразумевает совокупность взглядов, определяющих человека как главного субъекта общества, выражающих уважение к нему, что возлагает определенные ограничения на органы Федеральной службы безопасности, с целью избежать нарушения конституционных прав и свобод гражданина.
4) Принцип единства системы органов ФСБ подразумевает систему вертикальной подчиненности. Органы Федеральной службы безопасности имеют собственную строгую иерархию, во главе которой стоит Директор ФСБ. Никакие иные органы федеральной исполнительной власти, а также органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, без особого распоряжения, не вправе вмешиваться или препятствовать деятельности органов ФСБ.
5) Принцип конспирации деятельности заключается в организации, тактике, формах, методах, сил и средств отдельных направлений работы органов безопасности, охраняемых законом «О государственной тайне». Также действует принцип сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Поскольку методы и средства деятельности ФСБ защищены законом «О государственной тайне» , они, соответственно, не подлежат огласке. С другой стороны, действия ФСБ регулируются законодательством РФ, поэтому определенная часть данных о деятельности ФСБ открыта для свободного доступа, что позволяет осуществлять, в том числе, ее научные исследования. Следует отметить, что данные принципы являются основополагающими в деятельности органов безопасности конституционного правового государства.
Однако, наряду с указанными принципами, сделан акцент еще на таких принципах как уважение суверенитета, территориальной целостности государства, нерушимости его границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств. Эти особенности отражают осуществление Федеральной службой безопасности России пограничной деятельности и соответствующих функций в качестве самостоятельного направления.
В статье 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» определены также основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, которые составляют компетенцию данных органов.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности насчитывает ряд основных направлений:
1) Контрразведывательная деятельность - деятельность, которая осуществляется их подразделениями, то есть органами разведки и направленная на устранение либо ликвидацию угроз, исходящих от деятельности специальных служб иностранных государств, наносящую прямой вред и угрозу безопасности Российской Федерации.
Основаниями для проведения такого рода профилактических мероприятий является наличие данных о признаках разведывательных действий иностранных государств, вынужденная необходимость получения сведений о событиях, создающих угрозу безопасности России, необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, обеспечение собственной безопасности, запросы специальных служб иностранных государств, международных организаций, в соответствии с международными договорами.
Во время проведения контрразведывательных операций проводятся гласные и негласные мероприятия, специальный характер которых определяется основаниями этой деятельности. Порядок осуществления работы во время этих мероприятий, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности. Осуществление деятельности, которая ограничивает право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или же если основанием выступает постановление судьи, действие которого дает разрешение на проведение определенных видов оперативной деятельности.
2) Борьба с терроризмом - одна из основных проблем современного мира, которая является главной угрозой современному обществу и нуждается в пресечении, устранении и ликвидации субъектов данного вида преступности, чем и занимаются сотрудники ФСБ. При борьбе с этим видом преступности проводятся гласные, негласные и оперативно – боевые мероприятия. Их особый характер определяется условиями борьбы с терроризмом. Борьба с преступностью является главной задачей, стоящей перед органами безопасности. Она включает в себя предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, ликвидацию коррупции, борьбу с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, а также пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований и схожих по целям преступных групп, ставящих своей главной целью насильственное изменение конституционного строя страны.
3) Разведывательная деятельность - к ней относятся такие действия органов безопасности как добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, планах иностранных государств.
4) Пограничная деятельность ФСБ осуществляется собственными пограничниками и направлена на пресечение противоправного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации, а также контроля, за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска.
Как справедливо отметил Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев: «…выработка и последовательная реализация Государственной пограничной политики направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны, упрочнение российской государственности». В этой связи к основным задачам ФСБ относятся: руководство пограничными органами, охрана государственной границы и соседствующих государств СНГ на основе двусторонних договоров, организация пропуска лиц, разных видов груза, товаров, животных.
5) Обеспечение информационной безопасности – заключается в организации состояния защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, реагировании и пресечении информационных атак на важные информационные составляющие, прежде всего обеспечивающие состояние защищенности Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется при формировании и реализации государственной и научно - технической политики. Заметим, что приоритетные цели государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности России, определяет Президент. Он же утверждает документы официального характера, в которых описаны основные положения по ее укреплению.
Немаловажную роль играют военно-медицинские, образовательные, экспертные и военно-строительные учреждения, предприятия специального назначения. Отметим, что в органах ФСБ запрещается создавать подразделения, которые каким либо образом затрагивают политические цели, поскольку это может стать следствием появления неблагоприятной обстановки в государстве. Под действие запрета законом попадает создание любых подразделений, которые не определены в современной нормативной базе.
Важную роль играют авиационные подразделения органов безопасности. Они осуществляют поддержку групп спецназа, благодаря чему повышается скорость выполнения операций, сокращается время, потерянное на санитарную помощь бойцам, а также переброску вооружения и личного состава. Обратим внимание на то, что одним из главных направлений в деятельности авиации ФСБ является работа со спецназом «Альфа» и «Вымпел». Она заключается в ускоренной доставке военных и их снаряжения в зону конфликта.
Особое место в системе органов Федеральной службы безопасности занимают экспертные учреждения, которые помогают своевременно раскрывать преступления. К их деятельности относится объемный ряд экспертиз. Их насчитывается в среднем 25 и результаты каждой из них могут помочь если же не в скором раскрытии преступления, то хотя бы выйти на след правонарушителей. Работа данных учреждений определяется «Положением об экспертных подразделениях в органах Федеральной службы безопасности».
Работа инженерных подразделений ФСБ особенно актуальна на участках, где затруднено движение, либо имеет место сложный рельеф местности. К примеру, инженерные гарнизоны на Кавказе проводят работы по оборудованию обогревательных пунктов, ремонту автомобильных дорог на всем участке, обустройству мостов и переправ через горные реки.
Таким образом, Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов безопасности, которая осуществляет решения в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. При этом под безопасностью законодательно понимается состояние защищенности государства, общества и личности.
Согласно Указу Президента РФ от 15.05. 2018 № 215 « О структуре федеральных органов исполнительной власти», ФСБ относится к системе федеральных органов исполнительной власти. Ее основное предназначение заключается в создании условий, обеспечивающих состояние защищенности государства, граждан проживающих в нем и объектов, представляющих особую значимость.
Основное отличие Федеральной службы безопасности от других министерств и ведомств заключается в масштабах и важности задач, поставленных перед ее сотрудниками.
К основным направлениям деятельности ФСБ, согласно ее правовому статусу, относятся: борьба с терроризмом, пресечение экстремистской деятельности, контроль за оборотом крупных объемов наркотических средств, устранение особо опасных преступных группировок либо отдельных лиц, представляющих угрозу для общества.
Заключение
На сегодняшний момент функционирующие в Российской Федерации правоохранительные органы взаимосвязаны между собой. Их статус и деятельность направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности и правопорядка, общественной и национальной безопасности, на сохранение мира, противодействие экстремиским и террористическим атакам, а также пресечения конфликтов любого типа (социальных, религиозных, политических). Основная главная цель их деятельности - создание благоприятных условий для жизнедеятельности личности, общества и государства.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. Поэтому государственные органы фактически не несут ответственности за нарушение конституционных прав человека и гражданина, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны быть главным ориентиром их деятельности.
Анализ правозащитной функции прокуратуры показывает, что значение этой функции значительно возросло. Этому способствовало то обстоятельство, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в законодательстве и в практике деятельности прокуратуры выделен в самостоятельное направление прокурорского надзора.
В настоящее время существует ряд проблем, с которыми сталкиваются органы правоохранительной системы при реализации своих функций, направленных на обеспечение зашиты прав и свобод человека и гражданина, что сказывается на снижении качества исполнения правоохранительными органами служебных обязанностей, снижению законности и дисциплины в их деятельности и системы в целом.
Анализ выявленных проблем в защите прав человека в деятельности правоохранительных органов позволяет сформулировать следующие рекомендации, направленные на совершенствование данного процесса:
1) Следует увеличить меры, направленные на повышение профессиональной компетентности субъектов правоохранительных органов и уважительного отношения к правам и свободам рядовых граждан. Многие граждане не верят в эффективность и объективность правосудия. Одним из важнейших направлений совершенствования системы правоохранительных является дальнейшее повышение доверия населения к этой системе.
2) Считаем необходимым усилить деятельность прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в рамках ее правозащитной функции.
3) Деятельность правоохранительных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод человека, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной, а иногда искусственно создается видимость прозрачности их деятельности. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) «О государственной тайне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 29 (часть I). – Ст. 4388.
5. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
6. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 9. – Ст. 1389.
8. Бялт В. С. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 238 с.
9. Вилкова Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 298 с.
10. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов / А. В. Гриненко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 296 с.
11. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / А.Ю. Гулягин. – М.: Норма, 2018. – 452 с.
12. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры / Е.Р. Ергашев // Российский юридический журнал. – 2021. – №1. – С. 116-120.
13. Надарин Э. С. Принципы деятельности Федеральной службы безопасности / Э.С. Надарин, А.П. Зливко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://readera.ru/principy-dejatelnosti-federalnoj-sluzhby-bezopasnosti-142163206.
14. Насипов Д. Д. Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности / Д. Д. Насипов // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 359-361.
15. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsb.ru.
16. Панасенко Е. В. Современные проблемы организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы / Е. В. Панасенко // Молодой ученый. – 2023. – № 20(467). – С. 576-581.
17. Правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 367 с.
18. Пракин М. А. Теоретические основы организации и управления в органах прокуратуры РФ / М. А. Пракин // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2023. – № 5. – С. 26-31.
19. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 547 с.
20. Работа инженерного подразделения Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.pravitelstvori.ru/pda/detail.php?ID=1034.
21. Специальный отряд авиации ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tchest.org/special_forces/378-aviaciya-fsb.html.
22. Царенкова Н. Ю. Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальны интересов Российской Федерации / Н.Ю. Царенкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pogranichnye-organy-fsb-rossii-v-sisteme-obespecheniya-natsionalnyh-interesov-rossiyskoy-federatsii-v-pogranichnoy-sfere.
23. Шилов Д. О. Проблемы принципов деятельности Прокуратуры Российской Федерации / Д.О. Шилов, В.В. Меркулова, П.С. Иконников // Open innovation. 2020. – 130 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней