Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что темпы роста объема реализации продукции,
повышение качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыли и рентабельности.
Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и
продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах.
Объем продаж товаров организации формирует
2
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, направленных на увеличение
объемов продаж.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа объемов
реализации продукции;
- раскрыть методику анализа объемов продаж, а также факторы и резервы увеличения
реализации продукции;
- произвести анализ объемов продаж на примере конкретной организации
- разработать мероприятия, направленные на повышение объемов реализации продукции.
1. Теоретические основы анализа объема продаж продукции и факторов, ее определяющих
1.1. Анализ объема продаж продукции
Контроль – неотъемлемая часть процесса управления. Контроль производится путем сравнения
двух показателей: плановых и фактических. Фактические показатели получаются путем изучения
текущих показателей деятельности предприятия, например, одного из наиболее важных
показателей – объема продаж.
Оценка реализации позволяет выявить основные тенденции рынка, влияющие на деятельность
предприятия, оценить перспективы каждого продукта в продуктовом портфеле, измерить
изменения в объемах продаж и определить причины изменения этого показателя.
Кроме того, на основе информации, полученной в процессе анализа продаж, разрабатывается и
корректируется сбытовая политика, предпринимаются решения относительно продвижения
продукции, устанавливается цена.
Таким образом, задачами исследования объема сбыта являются:
1. Оценка текущей деятельности предприятия, а также деятельности отдельных
подразделений;
2. Получение информации для принятия стратегических и тактических управленческих
решений в области продуктовой, сбытовой политики и маркетинговых коммуникаций;
3. Сегментация потребителей;
4. Определение сильных и слабых сторон организации;
5. Выявление угроз и возможностей внешней среды предприятия;
6. Определение перспективных направлений деятельности предприятия;
7. Управление продуктовым портфелем организации;
8. Управление объемом продаж.
3
Рассмотрим несколько способов анализа объема продаж.
АВС-анализ
АВС-исследование – инструмент, позволяющий оценить вклад каждой продуктовой единицы
продуктового портфеля в суммарную прибыль.
1. Целью АВС-анализа является получение информации об объемах реализации каждого
продукта для дальнейшего принятия решений в области продуктовой политики компании.
2. АВС-метод следует применять только тем компаниям, которые имеют в своем
ассортименте более одной товарной единицы.
3. В качестве показателей для оценки используется объем сбыта каждого отдельного
продукта за определенный период.
Основой АВС-метода является закон Парето, который гласит: «20% товаров приносит 80%
прибыли». Таким образом, определив эти 20%, мы сможем управлять 80% денежного потока
организации.
Проводится АВС-анализ в 4 шага:
1. Выпишите все продукты вашего ассортимента вместе с объемом продаж каждого из них за
определенный период. Для АВС-анализа можно брать достаточно продолжительные промежутки
времени.
2. Проранжируйте продукты по убыванию объема продаж.
3. Определите доли продаж каждого продукта в общем объеме продаж.
4. Рассчитайте доли каждого продукта в продуктовом портфеле накопленным итогом. То есть
суммируем долю продаж каждого следующего продукта с предыдущим.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на объемы реализации продукции
Объем продаж - это важнейший показатель эффективности предприятия, и любые изменения
объема продаж складываются под влиянием факторов. Факторы, оказывающие влияние на объем
продаж, можно объединить в четыре группы:
1. Факторы, связанные с товарными ресурсами.
2. Факторы, связанные с трудовыми ресурсами.
3. Факторы, связанные с обеспечением предприятия основными фондами и эффективностью их
эксплуатации.
4. Факторы, связанные с режимом работы предприятия, то есть с организацией его деятельности.
Товарный запас - это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их
из производства до момента реализации. Соответствие спроса и предложения достигается за счет
4
товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением
товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных
показателях.
Факторы, связанные с товарными ресурсами влияют на объем товарооборота через изменение
величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на
конец отчетного периода.
Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим
развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными
знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы --
важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого
труда, которой в данный период располагает государство.
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов производства, поэтому как величина,
так и эффективность использования трудовых ресурсов в значительной мере определяется
объемом реализации товара. Показателем эффективного использования трудовых ресурсов
является на производстве- производительность труда, в торговле и сфере услуг - выработка на
одного работника, которая рассчитывается отношением объема продаж к среднесписочной
численности работников.
Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения
обеспеченности ими розничного торгового предприятия, укомплектованности штатов продавцов,
кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени.
Если по отдельным категориям работников фактическая численность значительно ниже плановой,
то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению
эффективности их труда. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность
специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе в
данном предприятии, возраст и т.п.). Проверяют правильность распределения продавцов по
категориям в соответствии со штатами и необходимостью.
2.
3. Анализ объема продаж продукции и факторов, ее определяющих на примере компании
ООО «ДНС РИТЕЙЛ»
3.1. Характеристика ООО «ДНС РИТЕЙЛ»
ООО «ДНС РИТЕЙЛ» зарегистрирована в 2010 году.
Юридический адрес компании: Приморский край, город Владивосток, пр. 100- летия Октября, д.
155.
Основным видом деятельности ООО «ДНС РИТЕЙЛ» является 47.42 - Торговля розничная
телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными
телефонами, в специализированных магазинах.
Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются
маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей.
5
Кроме того, компания развивает формат супермаркетов. По состоянию на 30 июня 2016 г. штат
Компании составлял 34 134 человек.
Стратегические задачи деятельности компании представлены на рисунке 1 [составлено автором].
3.2. Анализ объемов продаж продукции в ООО «ДНС РИТЕЙЛ»
Реализация товаров является основным показателем эффективности осуществляемой
деятельности ООО «ДНС РИТЕЙЛ». От данного показателя зависят многие значения бухгалтерии,
например: выручка организации, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость.
Анализ реализации товаров ООО «ДНС РИТЕЙЛ» мы проведем при помощи метода финансового
анализа.
Рассмотрим финансовые результаты ООО «ДНС РИТЕЙЛ» за 2017 -2017 года. Данные взяты из
отчета о прибылях компании, представленного в приложении 1.
Показатель общей рентабельности на 2016 год составлял 3.49%, а на 2017 год 9.97%
Общая рентабельность в 2016 году увеличилась на 6.48%. Рост данного показателя указывает на
улучшение деятельности предприятия.
Рентабельность продаж в 2016 году составляла 7.44%, а в 2017 году 6.88%.Показатель
рентабельности продаж в 2017 году уменьшился на -0.56%, это нужно определить как
отрицательный фактор для предприятия.
В 2016 году рентабельность производства составляла 33.86%, а в 2017 году 31.79%
Стоит отметить, что в 2017 году данный показатель уменьшился на -2.07%. Снижение данного
показателя рентабельности производства говорит о негативной тенденции снижения
прибыльности в производственной деятельности предприятия.
Рентабельность основной деятельности снизилась с 25.29% в 2016 году, до 24.12% в 2017 году.
Снижение составило -1.17%. Снижение рентабельности основной деятельности говорит о том, что
предприятие в отчетном году с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию
продукции имеет меньше прибыли.
Рентабельность собственного капитала увеличилась с 22.17% в 2016 году, до 78.68% в 2017 году.
Увеличение составило 56.51%.
В 2016 году рентабельность оборотных активов составляла 11.87%, а в 2017 году показатель
изменился и составил 40.67%.В 2017 году произошел рост рентабельности оборотных активов на
28.8%.Рентабельность всех активов увеличилась с 4.04% в 2016 году, до 15.95% в 2017 году.
Увеличение составило 11.91%.
3.3. Анализ факторов, определяющих объемы продаж продукции в ООО «ДНС РИТЕЙЛ»
6
В рамках данного параграфа определим основные факторы, которые оказывают влияние на
уровень продаж в ООО «ДНС РИТЕЙЛ». Как мы уже озвучили в теоретической части курсовой
работы все факторы, оказывающие влияние на объем продаж компании делятся на два основных
направления. Рассмотрим по данной классификации факторы для компании ООО «ДНС РИТЕЙЛ».
Внешние факторы, оказывающие влияние на объем продаж продукции компании ООО «ДНС
РИТЕЙЛ»:
- экономическая ситуация: прошедший кризис способствовал повышению стоимости
международной валюты: доллара и евро, что сказалось на снижение стоимости национальной
валюты: рубля. В связи с этим доходы населения значительно снизились (практическим в два
раза: на уровень повышения стоимости доллара и евро). Таким образом, данный внешний
фактора оказал негативное влияние на объем продаж ООО «ДНС РИТЕЙЛ» - произошло снижение
объема продаж.
- политический фактор: импортозамещение- данный фактор оказал влияние на объемы продаж по
структуре товаров, представленных в ООО «ДНС РИТЕЙЛ». Так от влияния данного фактора на
рынке техники и электронике РФ, в том числе и в компании ООО «ДНС РИТЕЙЛ» стало меньше
товаров иностранного производства, но больше товаров российского производства. Таким
образом, данный фактор оказал влияние на повышение объемов продаж на товары техники и
электроники российского производства.
4. Совершенствование деятельности ООО «ДНС РИТЕЙЛ» с целью повышения объемов
продаж
4.1. Мероприятия направленные на повышение уровня продаж
Целью разрабатываемых мероприятий ООО «ДНС РИТЕЙЛ» является увеличение объема продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. В целях повышения качества обслуживания клиентов необходимо на постоянной основе
периодически проводить повышение квалификации сотрудников ООО «ДНС РИТЕЙЛ» ;
2. Для увеличения объема услуг необходимо расширение штата сотрудников;
3. Организация кадрового агентства на базе ООО «ДНС РИТЕЙЛ»;
4. Разработать инвестиционную стратегию с целью привлечения инвестиционных вложений
в развитие бизнеса.
Повышение квалификации сотрудников ООО «ДНС РИТЕЙЛ» можно организовывать как на базе
самой организации с привлечением преподавателя на основании договора –подряда, либо
отправлять на обучение в сторонние организации. Повышение квалификации сотрудников будет
является аспектом, поддерживающим качество предоставляемых услуг. Сотрудника по подбору
персонала необходимо проходит повышение квалификации на тему менеджмента, сотрудникам,
которые предоставляют услуги по обслуживанию автотранспорта необходимо проходить
повышение квалификации по техническим дисциплинам.
7
4.2. Экономическая оценка мероприятий
Каждые мероприятия и новшества, вносимые в деятельность организации направлены на
извлечение большей финансовой выгоды. То же самое касается разработанных нами
мероприятий по увеличению объема продаж услуг и повышению качества предоставляемых
услуг.
Рассмотрим экономическую составляющую наших мероприятий.
1. Повышение квалификации сотрудников ООО «ДНС РИТЕЙЛ»
Данное мероприятие рассматривает два варианта реализации:
• Курсы повышения квалификации на базе организации с привлеченным преподавателем
• Курсы повышения квалификации в сторонней организации.
На сегодняшний день средняя рыночная стоимость курсов повышения квалификации на тему
менеджмента составляет 35 000 руб. на одного человека. Рыночная стоимость курсов повышения
квалификации технических дисциплин на тему автотранспорта составляет 50000 руб.
Рассмотрим ситуацию организации курсов повышения квалификации на базе ООО «ДНС РИТЕЙЛ».
Аренда помещения для проведения курсов повышения квалификации – 7000 руб.
Наем приглашенного преподавателя для чтения лекции:
- менеджмент- 500 руб. час
- техника продаж - 800 руб. час
В среднем курсы повышения квалификации длятся одну неделю по шесть часов в день.
Итоговая стоимость оплаты преподавателя составит:
- менеджмент - 21000 руб.
- техника продаж - 33600 руб. час
Полная стоимость организации курсов повышения квалификации на базе организации составит:
- менеджмент - 28000 руб.
- техника продаж - 40600 руб. час
Заключение
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что цель работы достигнута и все
поставленные задачи выполнены.
8
Цель анализа реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей
увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних
резервов роста объема производства.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и
цепных темпов роста и прироста. Кроме того, анализ реализации продукции тесно связан с
анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана
по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой
штрафных санкций.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент
(номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании
ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны,
спрос на данные виды продукции, а с другой -- наиболее эффективное использование трудовых,
сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его
распоряжении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативная и правовая база:
1 Гражданский кодекс РФ (часть первая) принят ГД ФС РФ 21.10.1994: офиц. текст по
состоянию на 30.11.1994г. № 51-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru.
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) принят ГД ФС РФ 22.1.1995: офиц. текст по
состоянию на 26.01.1996г. № 14-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru.
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №
1662-р. - Режим доступа http:// www.cbr.ru
4 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011г. № 2227-р. - Режим доступа
http:// правительство.рф
5 Стратегия развития Ростовкой области до 2020 года и на период до 2030 года:
постановление Правительства Ростовской области от 20 августа 2017 г. № 551-пп. - Режим доступа
http:// oreneconomy.ru
Основная литература:
1. Алексеева, А.И., Васильев, Ю.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. –
М.: Кнорус, 2017. – 718с. – ISBN 978-5-406-00730-31
2. Басовская, Е.Н., Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности): учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – с. 366. – ISBN 978-5-16-003521-5
9
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп.
– М.: Инфра-М, 2017. – 425с. – ISBN 5-16-001955-3
4. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / А. Д.
Шеремет. – изд. доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 с. - (Высшее образование : серия
основана в 1996 г.). – Прил.: с. 411-414. – ISBN 978-5-16-003125-5.
5. Островенко, Т.К. Комплексный экономический анализ: электронное учеб. пособие (3072
кбайт) / Т.К. Островенко, Г.Д. Гребнев. - Свидетельство о регистр. программ. средства № 21 от
8.08.2017 г.
6. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности): учеб. пособие / Басовский Л.Е., Басовский А.Л., Лунева А.М. – М.: Инфра-М, 2016. –
с. 222. – ISBN 978-5-16-001285-8
7. Любушин, Н.П. Бабичева, Н.Э. Экономический анализ: Контрольно-тестирующий комплекс
/ под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 448 с. – ISBN 5-238-00815-5
8. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности /Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 6-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 368 с. – ISBN: 5-8018-0340-8
9. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 6-
е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика 2017. – 473с. – ISBN 5-279-01681-0
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2012.
– 560с. – ISBN 5-279-02354-Х
11. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий
курс: Учебное пособие – 2-е изд. / Л.С. Сосненко, А.Ф. Чененко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. –
М.: Кнорус, 2016. -256с. . – ISBN 978-5-390-00059-5
Периодические издания:
1. Экономист;
2. Вопросы статистики;
3. Вопросы экономики;
4. Налоговый вестник;
5. Региональная экономика;
6. Российский экономический журнал;
7. Финансовый менеджмент;
8. Финансовый менеджер;
9. Экономический журнал высшей школы экономики;
10. Экономическое развитие России;
10
11. Бухгалтерский учет;
12. Экономический анализ: теория и практика
13. Финансовая газета;
14. Финансовая Россия;
15. Экономика и жизнь и др.
16. Финансы;
17. Маркетинг в России и за рубежом.
Интернет-ресурсы:
1. Аналитика РосБизнесКонсалтингhttp://www.rbc.ru
2. Электронный каталог экономических и финансовых публикаций www.finansy.ru/
3. Бюро экономического анализа http://www.beafnd.org/ru
4. Федеральная служба государственной статистикиhttp://www.gks.ru
5. Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru
6. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru
7. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
8. Научная библиотека Оренбургского государственного университета http://artlib.osu.ru
9. Вестник On-line Оренбургского государственного университета http://www.osu.ru
Список использованных источников
1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
направления 38.03.01 Экономика профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Утвержден
30.11.2017 года Министерством образования РФ, приказ № 1327 от 12.11.2017г.
2 СТО 02069024.110-2008 «Стандарт организации. Издания для образовательного процесса.
Общие требования и правила оформления».
3 СТО 02069024.101-2010 «Стандарт организации. Студенческие работы. Правила построения,
изложения, оформления и обозначения».