Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, в век информационных и цифровых технологий, для любого предприятия важной задачей становится поддержание эффективной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды при минимальных потерях и издержках, а также повышение определённости внешней среды. Это означает что, чем большим количеством достоверной информации располагает организация, тем её внешняя среда более определённая. Если организация располагает более меньшим количеством информации, а достоверность такой информации под вопросом, тем более неопределённая среда у организации. Так как в условиях века инновационных цифровых технологий постоянно меняются представления о продуктах, услугах, а также способах их производства и предоставления клиентам, руководителям предприятий необходимо принимать меры по изучению актуальных тенденций, поиску «голубых океанов», разработке новых стратегий.
Уровень влияния внешней среды различен для каждой конкретной организации, поэтому также актуально создавать условия повышения независимости компании от внешних факторов.
На одну организацию могут влиять государственные постановления, ускоренный технологический прогресс, в то время как другая организация находится в более простом окружении, озабоченная лишь действиями поставщиков. Актуальность исследования обусловлена тем, что для обеспечения бесперебойной и независимой от внешних факторов эффективной работы предприятия необходимо на постоянной основе проведение анализа внешней среды и зависимости от нее. С целью получения ответов на подобные вопросы как нельзя лучше подходит метод SWOT-анализа.
Цель данного исследования заключается в изучении стратегического анализа внешней и внутренней среды организации через метод SWOT-анализа. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть особенности оценки факторов внешней и внутренней среды организации;
- Представить методику проведения SWOT-анализа при изучении внутренней и внешней среды организации;
-Исследовать кейсы SWOT-анализа при решении различных управленческих задач;
-Представить организационно-экономическую характеристику выбранной организации;
- Провести анализ экономического потенциала развития организации (внутренняя среда);
- Провести SWOT-анализ внешней среды;
-Разработать мероприятия по усовершенствованию управления внутренней и внешней средой АО "Росагролизинг".
Объектом исследования выступает АО "Росагролизинг", а предметом исследования является анализ внешней и внутренней среды данной компании.
Теоретическая база исследования основывается на изучении работ ученых и практиков в области стратегического анализа, стратегического менеджмента, анализа внешней и внутренней среды компании.
Информационная база исследования состоит из ресурсов интернета и материалов практической деятельности АО "Росагролизинг".
Структура работы включает введение, основную часть с тремя главами, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты SWOT-анализа организации
1.1 Особенности оценки факторов внешней и внутренней среды организации
В настоящее время оценка факторов внутренней и внешней среды организации компании является очень актуальной задачей для российской экономики. Конкурентные преимущества дают компаниям больше возможностей для развития и роста, а также необходимы в условиях ограниченных или даже недостаточных ресурсов внутри компании [23].
Современные изменения, наблюдаемые во внешнем мире, характеризующиеся нарастанием темпов динамики, приводят к тому, что внешняя среда современной организации меняется очень быстро. Единственно правильное в этой ситуации – это организация и проведение постоянного мониторинга изменений внешней среды, регулярный сбор соответствующей информации, ее обработка с целью формирования обоснованной оценки происходящих изменений и событий. При этом в процессе исследования внешней среды в отношении субъектов бизнеса важно знать и учитывать ее свойства или характеристики (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Характеристики внешней среды организации [17].
Характеристики внешней среды организации в свое время были систематизированы представителями менеджмента, среди них: сложность, т.е. представленность большой совокупности факторов, воздействующих на функционирование и развитие организации: чем больше факторов, тем сложнее среда, тем выше уровень ее сложности (низкий, средний или высокий); чем изменчивее ивариативнее насыщающие внешнюю среду факторы, тем среда снова сложнее; организации, использующие разнообразные технологии, ориентирующиеся на обслуживание широкой группы потребителей, однозначно характеризуются более сложной внешней средой; взаимосвязанность формирующих внешнюю среду факторов: изменение одного фактора (факторов) внешней среды может привести к логичному изменению другого (других) факторов, соответственно, меняются позиции и поведение компании на рынке; сама организация может формировать внешнюю среду посредством изменения своего поведения; динамичность или подвижность – постоянное изменение во времени сочетания и самих факторов внешней среды: основная характеристика данного свойства – скорость, с которой происходят в ней изменения или обновляются формирующие внешнюю среду элементы; в настоящее время скорость изменений во внешней среде современных организаций достаточно высока, но и то есть организации с особо подвижной внешней средой, когда особенно сложно отслеживать происходящие в ней изменения; неопределенность или непредсказуемость, что связано с необъективностью представлений о построении внешней среды организации, нехваткой информации о ней, что вызывает в свою очередь отсутствие возможности оценить и спрогнозировать определенное развитие факторов внешней среды в перспективе; чем выше уровень неопределенности внешней среды, тем гораздо сложнее принимать экономически обоснованные управленческие решения [1].
Помимо вышерассмотренных свойств внешней среды организации, рядом ученых дополнительно выделяются следующие ее свойства:
-объемность, т.е. число формирующих внешнюю среду элементов (факторов); так, при выделении в составе внешней среды 1–3 элементов говорят о малой объемности внешней среды, 4–6 элементов – средней объемности и 7–10 элементов – большой объемности;
-коммуникабельность, что характеризует уровень отношений между организацией (субъектом бизнеса) и ее внешней средой; выделяют 3 ее уровня: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие;
-турбулентность, под ней понимается хаотичность изменений факторов внешней среды, точнее, отсутствие возможности у менеджмента организации рассмотреть и предвидеть все имеющие место взаимосвязи факторов сегодня и в будущем тенденции развития этих факторов;
-неуправляемость, что проявляется в ограничении (или отсутствии) возможностей субъекта бизнеса оказывать воздействие (влиять) на внешнюю среду, в результате чего большинство организаций вынуждено адаптироваться к изменениям внешней среды, разрабатывать и внедрять комплекс мероприятий по нивелированию негативного воздействия факторов внешней среды на деятельность организации [7].
В литературе присутствуют разные позиции ученых в отношении характеристики свойств внешней среды организации. Так, при изучении такого свойства внешней среды, как неопределенность, приводятся следующие точки зрения [10]:
-ее понимание как функции количества информации, которой располагает субъект бизнеса в отношении определенного фактора внешней среды;
- ее понимание как функции уверенности в информации в отношении факторов внешней среды;
- понимание неопределенности как производного от сложности и подвижности, при этом в зависимости от специфики их соотношения формируются разные уровни неопределенности (табл. 1.1);
Таблица 1.1 - Уровни неопределенности внешней среды организации в зависимости от соотношения ее сложности и подвижности [21]
- понимание, что неопределенность – субъективный параметр, что отражает степень понимания управленцами и прочими работниками организации того, что происходит в ее внешней среде; с одной стороны, неопределенность возникает при недостатке информации, с другой стороны – при осознании топ-менеджментом того, что присутствует потребность в информации определенного уровня (табл. 1.2).
Обозначенные характеристики внешней среды организации, ее типы и виды, выделяемые в зависимости от особенностей сочетания и проявления формирующих ее факторов (элементов), в обязательном порядке следует учитывать при проведении оценки внешнего окружения хозяйствующего субъекта.
Таблица 1.2 - Уровни неопределенности внешней среды организации в зависимости от ее обеспеченности информацией [4]
Наиболее значимыми факторами внешней среды являются: политические, экономические, социальные факторы. При этом факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие одновременно. Не все изменения внешней среды несут для организации неблагоприятное воздействие. Некоторые факторы могут положительно сказываться на деятельности организации (например, ситуация с новым вирусом из Китая позволяет аптекам повышать цены на защитные маски. Но в то же время, компании, которые зависят от поставок из Китая, могут попасть в затруднительное положение, если будет запрещён вывоз грузов из страны). Для того, чтобы компания как можно меньше зависела от факторов внешней среды, руководителю компании необходимо на постоянной основе проводить анализ внешней и внутренней среды и её влияния [14].
Таким образом, на деятельность любой организации влияют внешние и внутренние факторы. Если внешние факторы характеризуют макроокружение компании, то внутренние факторы – это миссия, цели, задачи, технологии, организационная структура управления и другие элементы, позволяющие ей формировать конкурентные преимущества на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.Е. Свойства современной среды бизнеса // Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития. - Чебоксары, 2023. - С. 43-48.
2. Баландина А.В. Применение методики SWOT-анализа при разработке стратегии развития фирмы // Начало - XVI. Сборник научных трудов молодых исследователей ГСГУ. Коломна - 2022. - С. 32-38.
3. Безрученко, В.А. Использование SWOT-анализа в системе управления предприятием // Управление качеством. – 2022. – № 8. – С. 26–33.
4. Белов К.А., Рассанова О.Е. Аналитическая деятельность в системе управления организацией // Проблемы управления современной экономикой - 2020. - С. 55–61.
5. Бурцева К.Ю. Методический инструментарий стратегического анализа // Аудит и финансовый анализ – 2020 - №3 - С.126-130
6. Винокурова А.Н. SWOT-анализ как инструмент стратегического анализа деятельности предприятия // Парадигма. - 2022. - № 2-1. - С. 7-10.
7. Ефимова О.В., Манджиева А.В. SWOT-анализ компании «T2 РТК Холдинг» // Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов – 2021 - С. 398-404
8. Зайнутова З.М. Преимущества, особенности и недостатки SWOT-анализа как разновидности экономического анализа // Вопросы устойчивого развития общества. - 2022. - № 3-1. - С. 90-96.
9. Кайшева А.Л. Роль SWOT-анализа в разработке и реализации стратегии организации // Инновации. - 2022. - № 49. - С. 582-588.
10. Катькало В.С. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». - М.: Наука, 2023. – 214 с.
11. Кочеткова А.Г., Кайль Я.Я. Инновационные методы анализа влияния внешней среды на деятельность организации // Управление политикой АПК в условиях инновационно-инвестиционного и циклического развития: теория, практика, проблемы. - 2022. - С. 190-195.
12. Кулакова В.А. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития предприятия // Интеграционные процессы в современной науке. - 2023. - С. 28-32.
13. Кыштымова, Е.А. Использование методов SWOT- и PEST-анализа для оценки результатов деятельности современной организации // Вестник ОрелГИЭТ. – 2023. – № 3. – С. 33–37.
14. Мосина В.И. Исследование факторов внутренней и внешней среды организации с использованием SWOT-анализа // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2023. - № 3 (23). - С. 105-111.
15. Музалев, С. В. Интеграция инструментов стратегического анализа в систему управления эффективностью бизнеса // RussianJournalofManagement. – 2023. – Т. 9. – № 1. – С. 211-215.
16. Полубедова А.А., Рейханова И.В. Анализ конкурентных стратегий развития организаций на основе SWOT – анализа // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. - 2022. - С. 310-313.
17. Рассанова О.Е., Андреева Е.А. Подходы к исследованию внешней среды организации // Теория и практика современного управления - ЧКИ РУК, 2021. - С. 328–333.
18. Романчук А.Е., Магзумова Н.В. Влияние факторов внешней и внутренней среды на разработку и выбор стратегии организации // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - 2023. С. 253-257.
19. Сигитова, Г.К. SWOT- анализ без ошибок: как правильно оценить среду организации? // Методы менеджмента качества. – 2021. – № 09. – С. 24–32.
20. Тарановская М.В. Особенности применения swot-анализа на предприятии // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С. 160-163.
21. Титова Е.С., Ермолаева Е.О. Инструменты PEST и SWOT-анализ. Преимущества и недостатки // Холодильная техника и биотехнологии. - 2023. С. 83-84.
22. Филипенко, А.Е. Цели, задачи и особенности современного стратегического анализа деятельности предприятий АПК // Материалы ХIII международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 92-93.
23. Якушова А.В., Рассанова О.Е. Методические аспекты оценки внешней среды организации - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2020.–213 с.