Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема совладеющего поведения является одной из самых значимых тем в зарубежной и отечественной психологической науке, а также на практике. Это в значительной мере обусловлено повышением стрессогенности в постоянно меняющемся мире, который окружает человека и оказывает на него весомое давление. Широкомасштабные изменения в социальной, экономической, политической, образовательной сфере, высокоинтенсивное развитие производственной и технической отраслей, учащение природных катаклизмов, ухудшение экологической обстановки, увеличение техногенных катастроф и многое другое в итоге приводит к повышению возникновения стресса в жизни современного человека [1].
На данный момент накоплено внушительное количество многомерных и разноплановых исследований в области стресса, однако, большинство авторов обращают взгляд на высокую сложность, парадоксальность и неполноценность концептуальной и методологической разработки феномена стресса. Отмечаются трудности в создании и разработке методологического и методического конструкта для диагностики и измерения психологического стресса.
Активно обсуждаются возможности и ограничения опросников и психологических тестов, основанных на субъективных оценках. Каждые из опросников имеют свои ограничения, а их возможности являются предметом дискуссий и критики [2].
Психодиагностика стресса – важная составляющая мониторинга его трудно вычисляемых причин и деструктивных последствий, кроме того, она является предметом первой необходимости для определения эффективности методов управления и совладения стрессами, их профилактики.
Целью исследования является изучение современного состояния совладеющего поведения юношей в ситуации межличностного общения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать актуальную информацию о способах преодоления стрессов, связанных с межличностным общением;
2. Проанализировать основные понятия, которые касаются стресса, совладеющего поведения юношей;
3. Изучить влияние выбора копинг - стратегии на успешность в преодолении стресса.
4. Провести эмпирическое исследование, позволяющее оценить особенности совладеющего поведения юношей.
Объект исследования – юноши в трудной ситуации межличностного общения.
Предмет исследования – особенности совладеющего поведения юношей в ситуации межличностного общения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций, данные статистической отчетности.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что трудные жизненные ситуации в межличностном общении наносит реальный ущерб самой личности подростка или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях нарушение межличностного общения в подростковом возрасте приводит к устойчивым стрессам и представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. Поэтому важно изучить механизмы и особенности совладеющего поведения у подростков, попавших в такую ситуацию [3].
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, эмпирические методы.
Методики исследования:
1. Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [15, c.83].
2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [16, c.67].
3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [17, c.91].
4. Сочинение «Я в профессии через 10 лет» [18, c.38].
5. Методика оценки выраженности психических состояний «Самочувствие, активность, настроение» [19, c.78]
6. Оценка уровня тревожности Спилберга [20, c.38]
Теоретическая значимость исследования. Проблема совладеющего поведения юношей в ситуации межличностного общения фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса подростков, для коррекции агрессивного и девиантного поведения, выработки коппинг-стратегий. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования подростков и их родителей. Результаты могут использоваться педагогами для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Трудные ситуации в юношеском возрасте
1.1. Основные подходы к определению понятия «жизненной ситуации»
Понятием «ситуация» (от лат. situs–позиция, положение, расположение) активно используют не только в различных направлениях психологического знания (интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, психолингвистика, социальная психология, психология обучения и клиническая психология), но и в философии, юриспруденции и др. науках, предметом изучения которых является человек и его поведение [4].
Однако, несмотря на широкий спектр употребления термина «ситуация» его трактовка весьма неоднозначна. Анализ психологической литературы показывает, что понятие «трудная жизненная ситуация» в ряде работ используется как объединяющая категория для таких терминов как: экстремальная ситуация, трудная ситуация, критические поворотные события, кризисная ситуация, критическая ситуация, травматические события, напряженная ситуация и др., что подчеркивает специфику содержания характеризуемых явлений; в других источниках применяется в более узком, специальном смысле [8].
Некоторые ученные отождествляют термин с понятиями «среда», «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность» [11].
Тем не менее, термины «среда» и «ситуация» не являются синонимами и крайне важно дифференцировать данные понятия с точки зрения психологической науки [5].
Среда является комплексом внешних по отношению к человеку условий, как правило, характеризуется относительной стабильностью, длительностью и устойчивостью воздействия во времени и постоянно внесубъектна. В то время как ситуация, в большинстве своем кратковременна, ситуация – субъектна (включает в себя и самого человека). Виды среды (географической, социальной, макро- и микросреды и др.) не совпадают с понятием ситуации [8].
То, что ситуация всегда субъектна, говорит о существовании неразрывной связи между человеком (субъектом ситуации) и условиями его жизни. А значит в ходе анализа ситуации стоит обращать внимание не только на составляющие окружающей среды, но и личностные переменные. Такой подход интерпретирует понятие «ситуации» как результат взаимодействия среды и личности, а также выделяет объективные и субъективные параметры ситуации в зависимости от преобладания роли внешних обстоятельств или личности, соответственно.
Объективные элементы представляют собой совокупность переменных ситуативной среды (экологические, географические, социальные и т.п.), они также являются структурными составляющими ситуации и включают в себя действующих лиц, временные и пространственные характеристики, совершаемой ими деятельности, а все перечисленное – составляет ситуативную структуру. Объективные составляющие: физическое и социальное окружение, а субъективные включают в себя: восприятие, оценки, интерпретации различных компонентов ситуации, в результате чего вся ситуация приобретает ту или иную значимость становится эмоционально положительной или отрицательной [6].
Столкновение с ситуациями, которые предъявляют человеку требования, превышающие его обычный адаптивный потенциал, его способности, моральные и материальные ресурсы; с ситуациями, представляющими угрозу жизнедеятельности, которые могут спровоцировать возникновение невосполнимых потерь – вызывает стрессовую реакцию так, как подобные ситуации являются стрессорами – факторами, которые вызывают стресс. Ответные реакции индивида на стрессогенные ситуации протекают на физиологическом, когнитивном, поведенческом и эмоциональном уровнях.
При возникновении стрессогенных условий в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
2. Бахур В.Т. Эмоции. Плюсы и минусы / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2014. - 294 c.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., 1998
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
6. Влах Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 9-4 (40). - С. 90-92.
7. Водопьянова Н. Е.Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3 - е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
9. Гуревич П.С. Психология личности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
10. Журавлева А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 512 с.
11. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни.. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
13. Крюкова Т.Л. Социальные представления и установки как факторы совладания с трудностями межкультурного диалога россиян и европейцев // Вестник РГНФ. – 2010. – № 1. – С. 157–166.
14. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В., Сапоровская М.В.,Петрова Е.А. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы. Монография / отв. ред.М.В. Сапоровская. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Verlag des Psycho therapeutischen Instituts Bergerhausen, Duisburg, 2009.
15. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб,2000
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1982. - 584 с.
17. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. 1983. Т.4. №2. С.28-33
18. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
19. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26–28 сент. 2013 г. В 2-х тт. / отв. ред.:Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
20. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
22. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.
23. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы» / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
24. Филиппов А.В., Ковалев С.В.Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. Т.7. №1. С.12-22
25. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. –Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 c.
26. Шибутани Т. Социальная психология Ростов на Дону,1998
27. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984