Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная культура является результатом осмысления достижений и идеалов того, что было открыто человечеством в прошлые века, особенно того, что было достигнуто в ХХ веке. Формы социальной жизни, образцы деятельности, мироощущение и мировосприятие отсеялось тем, которые базисные культурные ценности, которые были приняты в ХХ веке, влияют на развитие культуры и сегодня.
Гуманистическая ориентация современной культуры проявляет себя в различных сферах жизни современного общества - экономической, политической, художественной и т. д. Современный гуманизм ориентирует на достижение равных возможностей в реальной повседневной жизни. Прежде всего, это проявляется в демократизации общественной жизни, в развитии гражданского общества. Все больше людей принимают участие в общественной жизни, становятся активными субъектами социальной организации. Но эти процессы имеют и отрицательную сторону: человек стал слишком цивилизованным вопреки своей культурности. В связи с этим выдающийся гуманист и мыслитель ХХ в. А. Швейцер с тревогой предупреждал о возможности деградации культуры. Личность и идеи попадают под власть институтов общества вместо того, чтобы влиять на них и поддерживать в них живет и духовное начало. И именно это приводит к кризису гуманизм, деформации личностного самоценного начала человека [1, c.450]. Такой кризис связан с проблемами материальной и духовной жизни, проявляющихся в середине ХХ в., но еще раньше, довольно интересно, эти проблемы нашли специфическое отражение в философии нового времени, главным вопросом которой по-прежнему выступает человек.
Коренные изменения в осмыслении человека, его сущности и смысла бытия свидетельствуют о более значительной трансформации, чем условия труда и жизни человека. Изменения ценностной ориентации, в центре которой всегда находился человек, означает формирование нового мировоззрения и, следовательно, новой культуры. Характерной чертой этой новой культуры есть чувство абсурда. Абсурд в культуре воспринимается не как отсутствие значения, а как значение, которое еще непонятное, точнее еще не услышанное. Состояние абсурда - это состояние человека, которая погружена в мир понятий, но эти понятия ее не удовлетворяют, человек воспринимает что-то еще, но значение этого «нечто» для человека непонятно, так как оно не сформулировано в виде понятия. Абсурд одновременно и существует и не существует, то есть он расположен и внутри и вне нашего мира.
Реализацией этого нового мышления становится искусство модернизма. Его эстетика была непосредственной реакцией на свет, который очень быстро и кардинально менялся. Искусство модернизма не было массовым и общепризнанным, но именно оно стало выразителем глобального культурного катаклизма - разъединению человека и мира, человека и его внутреннего «Я». Это своеобразная вселенская тоска по потере человеком самого себя, своей самоценности. В модернизме чудесным образом сочетаются проблемы философского уровня с чисто художественными. На пересечении веков происходит смысловое расширение таких категорий, как красота, искусство и художник. Понятно, что, несмотря на определенные мировоззренческие метаморфозы, это новое искусство не подчиняется, как это было ранее в классическом искусстве, единственным канонам и критериям относительно темы искусства, его форм и средств. Все же можно увидеть и нечто общее, что сближает очень разных по таланту и целевых установках представителей художественного мира начала ХХ века. Для них характерен особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, акцент на субъективности миропонимания, отрицание духовно-нравственных абсолютов, мифотворчество, которая способна восстановить целостность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы. Таким образом, изучение художественных направлений ХХ века в рамках культурологии является актуальным вопросом.
Цель курсовой работы – проанализировать основные художественные течения ХХ века и их эстетические ценности.
Объект исследования - основные художественные течения ХХ века.
Предмет исследования – эстетические ценности основных художественных течений ХХ века.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Провести анализ основных художественных течений ХХ века.
2. Разработать конспекты уроков по изучению эстетических ценностей основных художественных направлений искусства ХХ века.
1. Анализ основных художественных течений в ХХ веке
1.1 Экспрессионизм в искусстве модерна
Новые художественные течения в начале ХХ в. заявляют о себе, как об искусстве современного мира, активно реагируя на ритм времени. Модерн в узком смысле - это новое искусство целью которого является служение новым идеям. И если культура обращается к определенной доминанте бытия, то искусство модерна это искусство эстетизации вещей. Модернизм - это понимание человеком значения самого творческого процесса, это разработка в искусстве форм и методов раскрыть свою персону для культуры и бытия [2, c. 271].
Живопись в начале ХХ в. обратили свой взгляд от мира, который окружает человека, на внутренний мир, который человек создает, который формирует, несмотря на то, что его окружает. В живописи этот шаг первыми сделали импрессионисты, которые отошли от копирования действительности и попытались показать, как действительность выглядит в глазах человека. Экспрессионисты пошли еще дальше - они пытались передать мир ощущений. Абстракционизм с его поисками пространства превратил мир в логическую загадку. Символизм пытался эстетизировать ощущение, передавать простым языком, обращаясь к образности
Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство активно взаимодействует с философией. Быт человека приобретает своего настроения, входит в повседневные настроения человека, становится частью его души, человек осваивает новое пространство, которое идеологически сформировано философией и оформлено дизайнером. Наиболее ярко эта новая реальность представлена в таких течениях как экспрессионизм, кубизм, футуризм и сюрреализм 15, с 46.
Экспрессионизм стал одним из самых сложных и противоречивых явлений художественной культуры ХХ века, в котором удивительно переплетались различные художественные тенденции. Сам термин впервые использует в статье журнала «Штурм» в августе 1911 г. идеалистический философ, бергсонианец Вильгельм Воррингер, который называет французских художников Сезанна, Ван Гога и Матисса «синтетистами и экспрессионистами». Позже в каталоге выставки «Синего всадника» этот термин используется в том смысле, что и сегодня. В дальнейшем понятие «экспрессионизм» начали применять более широко для обозначения явлений искусства, в которых изображение действительности деформируется ради наибольшей выразительности в передаче духовного мира художника. Для экспрессиониста внешнее впечатление вытесняется выразительностью. Изображение реального, внешнего, того, что мы видим непосредственно не исключается, но дух должен побеждать материю, целью становится то, что находится за явлением, его сущностью. Развитие экспрессионизма произошло во многом благодаря работам таких художников как Джеймс Энсор, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде. Призрачность, искажение действительности, ужас – это именно та духовная атмосфера, сопровождающая творчество многих экспрессионистов. Ощущение растерянности, обреченности, страха перед непонятной и враждебной действительностью - вот те настроения, которые пытаются передать в своих произведениях экспрессионисты. Человек не имеет возможности найти выход из этого враждебного, непонятного мира – он бессилен и немощен. Характерным в этом отношении является творчество представителей первого объединения экспрессионистов - «Мост» (Е.Л.Киркхнер, Ф. Блейль, Е. Хеккель, Е.Нольде, О.Мюллер и др.)..Группа ориентировалась на варварскую интуитивную непосредственность, геометрически упрощенные формы, язык грубой примитивной силы, на крестьянское прикладное искусство и к искусство экзотических стран (Африка, Полинезия). Мистическая почва должна была предоставить искусству черты непобедимой силы , которая была бы способна разрушить, уничтожить все, что было создано теми их предшественниками, которых они не признавали 5, с. 186.
Вторым центром экспрессионистского движения в Германии в городе Мюнхен стало художественное объединение «Синий всадник». Во главе этого объединения стояли В.В.Кандинский и Ф.Марк. Кроме этих художников к группе присоединились Г.Мюнтер, А.Макке, П.Клее, А.Кубин и др. Теоретическое сопровождение и обоснование новых идей становятся еще более значительными, а поиски формальных новшеств становятся едва ли не главной целью. Наиболее целостно, программно, наглядно особенности экспрессионизма, как этапа модернистского искусства, проявляются в искусстве Германии, но много общего просматривается и у немецких экспрессионистов и французских фовистов, что объясняется творческими контактами и участием в совместных выставках. В целом фовисты (А.Матис, Ж.Руо, А.Дерен, М.Вламинк) отличаются более мажорным мировосприятием, их колорит лишен апокалипсистичного драматизма 11, с. 34.
Их стремлением было утверждение права художника на субъективное видение мира, сопровождалось уходом от социальных проблем в сферу декоративных живописных поисков, преследуя такую чисто художественную цель - достичь выразительности созданной на холсте художественной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппиянди Р. Знакомьтесь: постмодернизм / Р. Аппиянди, З.Сардар, П.Карри. / пер. с англ. В. Правосудова. – СПб.: Академический проект, 2004. – 176 с.
2. Боричевский Е. И. Философия экспрессионизма [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru/e/Expressionism.html (дата обращения: 20.12.2018).
3. Вельцев Д.Г. Модернизм /Д.Г. Вельцев. – Спб.: Высшая школа, 2013. – 325 с.
4. Визер В. В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - Спб. : Питер, 2015. – 191 с.
5. Власов В.Г. и др. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Терминологический словарь / В.Г. Власов, Н. Ю.Лукина. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 320 с.
6. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века/ М. Герман. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 213 с.
7. Кисилев А. Пейзажи импрессионистов. / А. Кисилев, А. Астахов. - М.: Белый город, 2014. - 240 с.
8. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.
9. Кузнецова Т.В. Интуитивное и рациональное в творчестве К.С. Малевича // Кар¬тина мира: язык, литература, культура: Сборник научных статей / Отв. ред. М. Шкуропацкая. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2016. – 215 с.
10. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
11. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. – Изд. 3-е, доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 507 с.
12. Прокофьев Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». Гриф УМО МО РФ / Н. И. Прокофьев. - М. Владос, 2010. – 158 с.
13. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : Учебник для худож.-граф. фак-тов пед. Вузов / Н. Н. Ростовцев. - М. ; Просвещение, 1999. - 238 с.
14. Символизм как художественное направление: взгляд из 21 века// Сборник статей. – М.: ГИИ, 2013. – 143 с.
15. Сарабьянов Д.В.. Стиль модернизма: Истоки. История. Проблемы/Д.В. Сарабьянов. – М.: Академия, 2015. – 293 с.
16. Теория культуры. Учебно-методические материалы семинарских занятий. – Н.Новгород: Пресс, 2016. – 214 с.
17. Турчин В.С. По лабиринтам Авангарда/В.С. Турчин. - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 118 с.
18. Штаничева Н. С. Живопись: учебное пособие для вузов / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. – М. : Академический Проект [и др.], 2009. – 304 с.
19. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект/Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 2013. – № 4. – С. 18-21.
20. Якимович А.К. Похвала неразумию. Иррационализм и абсурд в художественной культуре XX века / А.К. Якимович – М.: Знание-сила, 2017. – 215 с.