Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающий интерес к статистике вызван, прежде всего, современным этапом развития экономики в стране, то есть развитием рыночных отношений. Чтобы всесторонне оценить ситуацию на рынке, исследователю необходимы экономические знания в области сбора, обработки и анализа информации.
Статистическая грамотность - это необходимое условие профессиональной подготовки экономиста, финансиста, а также любого другого специалиста, работа которого связана с анализом массовых исследований.
Содержание курсового проекта заключается в проведении экономико-статистического анализа массового явления.
Экономико-статистический анализ представляет собой заключительный этап статистического исследования, после сбора информации и обработки информации. В его процессе рассчитываются новые показатели, оценивается взаимосвязь явлений, находят закономерности развития явлений, методы повышения их эффективности и так далее.
Целью курсового проекта является получение данных по группе хозяйств в Краснодарском крае с целью проведения всесторонней оценки состояния хозяйств, условий их деятельности, развития, результатов производства и реализации, на основе вышеперечисленного сделать выводы, а также провести экономико-статистический анализ с построением графиков для наглядного изображения тех или иных показателей.
Исходные данные представляют собой типическую выборку. Численность совокупности - 35 единицы.
В ходе выполнения работы проведена всесторонняя статистико-экономическая оценка данных, изучены взаимосвязи между ними.
При подготовке курсового проекта использовалась учебная, учебно-методическая и научная литература.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ ПРИЗНАКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ
1.1. Характеристика вариации показателей реализации продукции растениеводства
Для оценки однородности изучаемой совокупности хозяйств Краснодарского края, обоснования необходимости проведения группировки хозяйств и выбора группировочных признаков проведем анализ вариации признаков. При этом вначале выбраны наиболее существенные признаки, раскрывающие главные особенности единиц совокупности (таблица 1.1)
Из рассчитанных в таблице данных важным и непосредственно характеризующим уровень реализации продукции растениеводства является выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий и в расчете на 1 работника.
Проведем анализ вариации. Возьмем для анализа показатель – выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий (таблица 1.2)
Таблица 1.2. - Показатели вариации по выручке от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий
Из таблицы 1.2 можно сделать выводы, что половина предприятий имеет в среднем выручку от реализации продукции не менее 1817.79 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий, а половина более.
В изучаемой совокупности максимальные различия (размах вариации) выручки от реализации продукции растениеводства составляют 3346.82 тыс. руб. на 100 га с.-х. угодий. Коэффициент вариации указывает на то, что мера колеблемости в данном ряду распределения средняя – 36%. Из этого следует, что далее следует проводить типологическую группировку именно по этому признаку.
1.2. Типологическая группировка предприятий по уровню и эффективности реализации продукции сельского хозяйства
Статистическая группировка – важнейшая часть статистического исследования – сводки, в результате которой на основании за регистрированных при статистическом наблюдении значений получаются общие (сводные) признаки для всей совокупности единиц объекта наблюдения.
Статистическая группировка – это метод разделения сложного массового явления на существенно различные группы. Она позволяет исчислить показатели каждой группы и, таким образом, всесторонне охарактеризовать состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления в целом. Одновременно группировка представляет собой процесс объединения в группы однородных единиц, по которым возможна сводка значений варьирующих признаков и получение статистических показателей.
Мы имеем 50 сельскохозяйственных предприятий. Среди них имеются крупные, высокоинтенсивные и прибыльные предприятия, малодоходные предприятия и переходная группа предприятий между крайними типами групп.
Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность этих предприятий, приведены ниже в таблице 1.3.
Нужно выделить типичные группы из имеющихся предприятий. Это можно сделать с помощью группировки по одному признаку, характеризующему деятельность и экономическую эффективность этих предприятий. Для этого необходимо выбрать наиболее существенный признак. В первой главе мы выяснили, что целесообразно производить типологическую группировку по выручке от реализации продукции в расчете на 100 га с.-х. угодий.
Для выделения характерных групп необходимо установить нижние и верхние границы этих групп.
Для этого нужно построить ранжированный ряд, в котором все единицы совокупности будут располагаться по нарастанию группировочного признака и
Приведенные в таблице 1.5 показатели из-за разного размера групп несопоставимы, поэтому рассчитаем относительные показатели на 100 га с.-х. угодий и др. Полученные данные приводим в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Уровень интенсификации и эффективности предприятий по группам (аналитическая промежуточная группировка)
Первые три группы имеют самую низкую выручку в расчете на 100 га с.-х. угодий, низкий объем валовой продукции, меньшую численность работников на 100 га с.-х. угодий. Их мы объединяем в низшую по продуктивности и эффективности типическую группу. Группы 6 и 7 имеют самые высокие выручку и материальные затраты, наибольшую численность работников, высокий объем валовой продукции. Эти группы объединяем в высшую типическую группу. Группы 4 и 5 практически по всем показателям занимают промежуточное положение между низшей и высшей типическими группами, их характеристики близки между собой. Их следует объединить в среднюю типическую группу.
Теперь для характеристики трех выделенных групп рассчитываем относительные показатели. Для этого проводим сводку всех данных по каждой группе и в целом, а итоговые результаты записываем в рабочую таблицу 1.7.
Таблица 1.7 - Сводные данные по типическим группам
По данным таблицы видно, что сумма выручки от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий в III группе больше, чем в I. При этом объем валовой продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий в III группе, по сравнению с I, больше. Эти различия в результатах производства и реализации продукции растениеводства обусловлены влиянием комплекса факторов, о чем можно судить, сопоставив факторные показатели.
Численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий в высшей типической группе значительно превышает численность работников низшей группы.
Но если рассматривать рентабельность групп, то здесь закономерность роста также прослеживается.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зинченко А.П., Тарасова О.Б. Методические указания к курсовым проектам по статистике. – М.: ВЗО – Сервис МСХА, 2001. – 32 с.
2. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики. – М.: Изд-во МСХА, 1998. – 428 с.
3. Коваленко Н.А. Экономика сельского хозяйства Курс лекций М: 1998. – 447 с.
4. Практикум по статистике / А.П. Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б. Тарасова, Е.В. Шайкина. – М.: Колос, 2001. – 392 с.
5. Зинченко А.П. Статистика. – М.: КолосС, 2007.- 568 с.