Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в современном мире все более пристальное внимание уделяется политическим правам гражданина.
В настоящее время система прав человека и гражданина стала неотъемлемой частью конституций всех демократических государств. Не будет преувеличением сказать, что сегодня права человека рассматриваются в качестве основного направления социального развития и выступают как главный критерий общественного прогресса.
Высокая степень актуальности рассматриваемой проблемы во многом обусловлена и интернационализацией всех сфер жизни современного человеческого общества. Глобальные интеграционные процессы в сфере политики и экономики серьезно затронули и область гуманитарных отношений: созданы многочисленные, хотя и не всегда эффективные, международные механизмы защиты прав человека, вследствие чего правовое положение индивидов перестало полностью зависеть от соответствующего государства, а защита прав человека и его основных свобод превратилась в предмет заботы всего мирового сообщества. При этом нельзя не отметить, что интернационализация и универсализация сферы гуманитарных отношений породила и ряд серьезных проблем. Права человека все чаще используются рядом государств как повод для беззастенчивого вмешательства во внутренние дела других стран и нарушения суверенитета последних; международные механизмы защиты прав человека зачастую малоэффективны и отмечены политической ангажированностью. Сами международные стандарты прав человека, являясь плодом развития западной цивилизации, не всегда понимаются и разделяются представителями других культурно-цивилизационных общностей и, следовательно, в условиях глобального мира не могут в полной мере претендовать на роль универсальных ценностей.
В современной юридической науке, как отечественной, так и зарубежной, общепризнанным является тезис о естественном и самостоятельном характере прав, которые выступают как своеобразный ограничитель, сдерживающее начало для государственной власти. При этом основной и наиболее сложной проблемой в данной сфере является поиск оптимальной модели взаимоотношений государства и личности. При этом очевидно, что наиболее эффективной гарантией прав человека является реально существующая и нормально функционирующая демократия, выступающая детерминирующим началом как правотворческой, так и любой другой деятельности государства. Соответственно, главная трудность в решении проблемы прав человека состоит в создании такой системы, при которой устанавливается оптимальный баланс между интересами отдельной личности и общегосударственными целями и задачами.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с политическими правами граждан.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие политические права граждан, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение механизма реализации и защиты политических прав граждан в Российской Федерации.
Задачами работы является:
• рассмотреть понятие политических прав граждан в РФ;
• проанализировать реализацию политических прав граждан;
• выявить проблемные аспекты провозглашения и реализации политических прав и свобод гражданин РФ;
• определить перспективы развития правового регулирования субъектов политических прав в РФ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РФ
1.1. Понятие политических прав граждан в РФ
Конституция России 1993 г., ознаменовавшая переход к новой конституционной модели, стала не только юридической базой проводимых в стране различных реформ, но и сама развивалась в ходе их осуществления под воздействием законодательства.
Так, особо следует сказать о правах человека и гражданина. Стабильность этих прав в российской Конституции обусловлена прежде всего тем, что они закреплены на уровне общепризнанных международных требований и в то же время наполнены новым содержанием, например, объявляя в ст. 2 человека, его права и свободы высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления. При сопоставлении этой нормы и других положений Конституции РФ выявляется суть политики государства по отношению к человеку: создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие. Тем самым впервые сделана попытка реализовать комплексный подход к этим конституционным вопросам, который находит свое достаточно последовательное отражение в отечественном законодательстве и в решениях Конституционного Суда России.
На основе положения Конституции об идеологическом и политическом многообразии сложилась современная система политических партий, общественных объединений, институтов гражданского общества. Соответствующее законодательство и практика его применения раскрывают демократический потенциал российского Основного Закона.
Частью 1 ст. 34 Конституции РФ закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данное неотъемлемое право человека носит не только юридический, но и политико-правовой характер. Закреплены правовые механизмы реализации принципов рыночной экономики и свободы договора. В рамках конституционных преобразований был изменен ключевой теоретико-правовой подход к пониманию места и роли конституционного права на предпринимательскую деятельность в экономическом и правовом регулировании общественных отношений.
В развитие рассматриваемого конституционного законоположения создан существенный объем законодательных и подзаконных актов, направленных на всестороннее раскрытие смысла конституционного права на предпринимательскую деятельность в контексте с основами правового статуса личности и основами конституционного строя Российской Федерации.
Очевидным фактором существования любой системы конституционного регулирования в сфере прав и свобод человека и гражданина является наличие юридически значимых гарантий их реализации, понятных нормативных правил защиты этих прав и оспаривания неправомерного ограничения в правах. Именно правовые гарантии и юридический механизм реальной защиты права на предпринимательскую деятельность представляются базовыми с точки зрения правовой реальности. Данное обстоятельство служит отправной точной поиска противоречий в теории права и анализа качества философско-правового осмысления правовой реальности как основы для последующей разработки решений проблем в сфере правоприменения.
В соответствии с общепринятым подходом разнообразие конституционных прав и конституционных обязанностей граждан Российской Федерации является основой правового статуса личности в российской правовой системе. Эти права и обязанности четко обозначены в Конституции РФ и действующем законодательстве. Права человека и гражданина традиционно подразделяются на личные, политические, социальные и экономические.
Под личными правами и свободами понимается совокупность прав, реализация которых призвана обеспечить личную безопасность человека. Специфическими особенностями личных прав и свобод, отличающими их от политических, экономических и иных прав, являются следующие: эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; они являются правами каждого независимо от гражданства; они необходимы для охраны жизни, свободы и достоинства личности.
Политические права человека и гражданина обеспечивают юридическую возможность участия граждан в принятии решений государственными органами и должностными лицами. Социальные права обеспечивают построение в Российской Федерации социального государства.
Ядром экономических прав граждан Конституция РФ признает право человека и гражданина на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34). Данное право провозглашается также в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Непосредственно связанным с правом человека на предпринимательскую деятельность и неотделимым от него является право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).
В части признания вышеназванных прав Конституция РФ соответствует положениям ст. 17 Всеобщей декларации прав человека, которыми установлено: никто не может быть произвольно лишен своего имущества, каждое лицо имеет право на уважение к своей собственности. Статья 35 Конституции РФ гарантирует право частной собственности как субъективное конституционное право, назначение которого состоит в обеспечении его обладателям определенной степени свободы в экономической сфере. Правомочия собственника наиболее полно раскрываются в ст. 209 Гражданского кодекса РФ и включают в себя право свободного владения, пользования и распоряжения объектами собственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. Руководящие принципы по свободе мирных собраний [Электронный ресурс] // Опубликовано Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. 2007. С. 42.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
8. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
9. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
11. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 148.
14. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
15. Дело «Христианско-демократическая народная партия (Christian Democratic People's Party) против Молдовы»: Постановление Европейского суда по правам человека от 14 февраля 2006 г. (жалоба N 28793/02) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. N 12-П // Собрание законодательства РФ. 2012. N 22. Ст. 2921.
17. Авдеев Д.А. Российский народ как субъект конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 14 - 17.
18. Вагина А.М. Экономические права человека и гражданина Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
19. Волченко В.Н. Институт пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2013.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. М.: Юрист, 2012.
21. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие / Н.Г. Шурухнов, В.В. Мечиков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010.
22. Маслова Л.И. Конституционно-правовые основания механизма народовластия в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11.
23. Паюшин М.К. Конституционно-правовые основы реализации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
24. Троицкая А.А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 5.
25. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.
26. Шевердяев С.Н. Материальные и организационные основы цивилизованного политического протеста // Право и экономика. 2012. N 10.