Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социальной защищенности населения выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией право иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие право иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования.
Цель и задачи работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей права иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие социального обеспечения;
- выделить особенности иностранных граждан как субъектов социального обеспечения;
- рассмотреть обязательное пенсионное страхование;
- рассмотреть обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и социальных рисков.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая две главы и два параграфа), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие социального обеспечения
Право любого члена общества иметь социальное обеспечение, установлено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) , а также в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и гарантируется в нашей стране каждому.
Право каждого на социальное обеспечение, зафиксированное ст. 39 Конституции РФ, отдельные ученые-правоведы не причисляют к числу конституционных прав, указывая, что конституционный принцип, на основании которого Конституция РФ имеет непосредственное действие, а права и свободы человека выступают непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к этому праву не может быть применен, а следовательно в ч. 1 ст. 39 речь идет только о программной части Конституции РФ, которая обязана выступать ориентиром для законодателя . Несомненно, положение ст. 39 о том, что каждому дается гарантия на социальное обеспечение, не говорит о том, что тем самым гражданин наделяется определенным набором данных ему субъективных прав (к примеру, на получение пенсии в конкретном размере либо с определенного возраста, установленных социальных услуг).
Современное отечественное законодательство не устанавливает официального определения термину «социальное обеспечение», хотя и много раз применяет его в отдельных правовых актах. В правовой литературе можно найти разные определения «социальное обеспечение» . К примеру, ученые в сфере права социального обеспечения М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов, представляют его следующим образом: «Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса» . «Государственное социальное обеспечение - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством» .
Также можно увидеть и такое определение, как «социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» . Профессор Ржаницына Л. дает следующее определение «социальному обеспечению» - «распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» .
Представленные понятия включают в себя сущностные признаки такого явления, как социальное обеспечение и представляют его специфические особенности. Наиболее значимые из них, это: социальное обеспечение реализуется государством посредством целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно нацелено на выравнивание финансовых доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в закрепленных законодательством случаях: утраты либо снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потери кормильца и прочее .
Следовательно, под социальным обеспечением необходимо подразумевать систему формируемых государством юридических, экономических, а также организационных мер, нацеленных на компенсацию либо уменьшение последствий ухудшения материального и (либо) социального положения работающих граждан, а в случаях, которые отмечены отечественным законодательством, - других категорий граждан из-за возникновения обстоятельств, которые признаются нашим государством социально важными. К подобным обстоятельствам, к примеру, можно отнести такие, как: достижение установленного законодательством пенсионного возраста, возникновение инвалидности, утеря кормильца, заболевание, травмы, несчастные случаи на производстве либо разнообразные профессиональные заболевания, а также беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и иные события, которые закреплены законодательством РФ в области социального обеспечения.
Социальное обеспечение выступает одной из форм социальной защиты населения, гарантии которой установлены в Конституции РФ (ч. 2 ст. 7). Социальное обеспечение осуществляет гарантии в следующих видах: в виде денежных выплат (пенсий, пособий, материальной помощи); натуральных поступлений (продуктов питания, лекарственных препаратов и прочее); безвозмездных и льготных услуг (обслуживание на дому, размещение в специализированном жилом фонде; льготы на проезд в транспорте, оплату жилья, санаторно-курортное лечение и т.п.) и прочее .
Таким образом, выделяется две организационно-правовые формы социального обеспечения. Первая касается исключительно работающего населения, помимо отдельных его категорий из числа служащих, вторая - всех других граждан из числа занятого населения, а также тех, кто не выполнял трудовую деятельность (социальное обеспечение не как работника, а как члена общества независимо от участия в трудовой деятельности).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
2. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Кишиневе 14.11.2008) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 26.10.2018.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации (Заключено в г. Москве 27.10.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2014 г. - № 14. - Ст. 1564.
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (Заключено в г. Пекине 03.11.2000) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 7. - С. 43 - 48.
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Заключено в г. Москве 31.08.2007) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 5. - С. 49 - 53.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. - Ст. 1929.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
10. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
11. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
12. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - Ст. 6422.
13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
15. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
16. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
17. Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ. - 26.12.2016. - № 52 (Часть V). - Ст. 7468.
18. Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 14.10.2013. - № 41. - Ст. 5204.
19. Письмо Минтруда России от 18.12.2015 № 17-3/В-620 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 26.10.2018.
20. Письмо Минтруда России от 09.02.2016 № 17-3/В-48 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 26.10.2018.
21. Письмо Минтруда России от 21.06.2016 № 17-3/В-258 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2018.
22. Письмо от 31.03.2015 N 17-3/В-155 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2018.
23. Письмо УФНС России по г. Москве от 10.11.2006 № 21-18/668 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2018.
Научная и учебная литература
24. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 27.10.2018.
25. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
26. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004.
27. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
28. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001.
29. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
30. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 27.10.2018.
31. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
32. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998.
33. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.10.2018).
34. Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 17. 176 с.
35. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
36. Шарин В.И. О понятии «социальное обеспечение» // Электронный ресурс: URL: http://id.atiso.ru/node/76, дата обращения 27.10.2018.