Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном мире дети и подростки часто страдают различными нарушениями здоровья, которые связаны не только с генетическими факторами или негативным воздействием окружающей среды, но и с различными психологическими проблемами, которые сопровождают рост и развитие юной личности.
Современное демократическое общество позволяет воспитывать детей в индивидуальном стиле. Каждый родитель имеет право полностью контролировать жизнь ребенка, например, забрать его из школы на домашнее обучение, «вырвать» из системы необходимой ему коммуникации.
Кроме того, многие родители позволяют себе достаточно частые конфликты в семье, невнимательное отношение к нуждам и потребностям своего ребенка, что связано, во-первых, с высоким уровнем занятости, а, во-вторых, с довольно эгоистичным стилем воспитания детей, что недопустимо особенно в подростковом возрасте, когда у ребенка начинается внутриличностный конфликт, изменения социального поведения и т.д.
В этот период каждому подростку нужен авторитетный взрослый, который может выслушать и дать совет, а когда этого не происходит, подросток начинает неожиданно болеть.
Цель исследования – определить основные компоненты психологии здоровья детей и подростков.
Объект исследования – дети и подростки.
Предмет исследования – основные компоненты психологии здоровья детей и подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд последовательных задач исследования:
1. Изучить теоретические подходы к изучению понятия «здоровье».
2. Определить психологическое здоровье человека как объект научных исследований.
3. Охарактеризовать психологическое здоровье у детей.
4. Проанализировать психологические факторы здоровья подростков.
Гипотеза исследования: качество здоровья у детей и подростков, прежде всего, связано с психологической атмосферой их социализации и развития, причем нарушения этой атмосферы, особенно для подростков, становятся причиной формирования психосоматических заболеваний.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, историографический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Теоретические подходы к изучению понятия «здоровье»
За последние 100 лет взгляды на здоровье претерпели серьезную эволюцию. Тогда, если для упрощения, здоровьем называлось лечение: главное было «восстановить» тело, выстроить заново утраченное здоровье, по крайней мере, до начального уровня.
Но чуть более полувека назад возникло понимание, что гораздо важнее сохранить начальный уровень здоровья, который дается человеку, и пытаться предотвратить болезни.
Итак, главным стало не лечение, а профилактика. 10 лет назад акцент был сделан на здоровый образ жизни, или, как сейчас модно говорить, оздоровительную индустрию. Теперь основная цель каждого человека – это сохранить крепкое здоровье и хорошее самочувствие [7].
Для человека стало важно не только защитить себя от болезней, но и улучшить свое состояние. Для каждого рационального человека целью сегодня является развитие, улучшение имеющихся качеств, полная реализация во всех сферах жизни.
Хотя, конечно, здоровье включает в себя профилактику заболеваний и, конечно же, не исключает лечения заболеваний, когда они возникают. Особенно учитывая, что за последнее столетие медицина продвинулась очень далеко вперед. Однако врачи являются основными пропагандистами здорового образа жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие самой болезни или физических дефектов.
Согласно данным ВОЗ [2]:
– только 10% здоровья зависит от состояния системы здравоохранения;
– 20% – от внешней среды или природных условий;
– 20% людей являются заложниками наследственности и генетических дефектов и заболеваний.
Все остальные компоненты здоровья зависит от самих людей, от их привычек и образа жизни, от того, что они едим и насколько заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми.
Восточная медицина прошла еще дальше: факторами, влияющими на здоровье, являются питание (10%), образ жизни (20%), но главное, как говорят на Востоке, – это способ мышления, в основном, от него в 70% случаев зависит качество жизни человека.
Таким образом, некоторые медицинские учения предполагают, что здоровье начинается в нашей голове. По своей сути, здоровье – это состояние равновесия, гармония тела и души, возможность меняться с окружающей средой, адаптироваться к реалиям жизни, не просто выживать, а постоянно улучшать уровень своей жизни [7].
Здоровье человека определяется рядом характеристик, тесно связанных друг с другом, которые в совокупности составляют одну систему здорового организма. Именно виды здоровья человека определяют его физическое, эмоциональное, нравственное, духовное состояние. Каждая разновидность здоровья несет в себе определенные особенности, благодаря которым можно определить, насколько здоров человек.
Первый вид здоровья человека – это физическое здоровье. От этого вида во многом завит работоспособность организма, насколько человек силен и энергичен при выполнении повседневных дел, как его иммунитет справляется с поставленной задачей по защите организма от вирусов, болезней, насколько хорошо восстанавливаются силы после тяжелой усердной работы, длительных физических нагрузок или повседневной рутинной работы. Отдых, здоровый сон и правильное питание восстанавливают физическое здоровье [2].
Второй вид здоровья человека – это психическое здоровье. Определяется умением здраво оценивать происходящую ситуацию – как простую, так и критическую. Психическое здоровье также определяет образ мышления человека, его поведение и способ межличностной коммуникации. Этот вид здоровья сильно влияет на другие, поэтому следует знать полезные советы как сохранить психическое здоровье человека.
Третий вид здоровья человека – это духовное здоровье. Насколько человек уверен в себе, в своем жизненном пути. Человек отвечает на вопрос: «Куда я иду?», «Какие мои цели в жизни?», «Какой веры я придерживаюсь?».
В ответе на эти вопросы явно просматривается философия человека, его образ мышления, духовная составляющая. Доброта, отзывчивость, понимание, милосердие, сострадание — это все характеристики духовного здоровья человека [2].
Четвертый вид здоровья человека – это социальное здоровье. Оно связано с вопросами о том, как человек себя ведет в социуме, как он определяет себя среди своих сверстников, коллег, товарищей. Социальное здоровее зависит от уровня взаимоотношения в семье, с близкими людьми, а также с незнакомыми посторонними людьми. Уровень коммуникабельности и социальной адаптации в обществе определяет данный вид здоровья.
Пятый вид здоровья человека – это эмоциональное здоровье. Определяется умением держать себя в руках в спорных стрессовых ситуациях, способностью контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации в конфликтных ситуациях. Частые перепады настроения, уныние и пессимизм в сложных жизненных ситуациях, а также чрезмерная радость и эйфория от приятных сюрпризов и побед – все это влияет на эмоциональное здоровье.
Важно помнить, что виды здоровья человека тесно связаны друг с другом, эти характеристики оказывают влияние друг на друга. Понятие общего здоровья складывается из оценки всех коэффициентов по отдельности и зависит от многих факторов: физических, эмоциональных, духовных, социальных и психических [7].
1.2. Психологическое здоровье человека как объект научных исследований
Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности.
Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы. Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.
К главным критериям психологического здоровья стоит отнести такие как [8]:
– адекватность понимания общества;
– осознание поступков;
– работоспособность и активность
– стремление к новым целям;
– умение находить контакты;
– нормальная семейная жизнь;
– чувство привязанности к родным;
– ответственность;
– умение составлять план жизни и следовать ему;
– ориентированность на развитие личности;
– целостность.
А социопатия, психопатия, невротичность находятся далеко за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем: алкоголизм; агрессия; депрессивные состояния; больные привязанности; позиция жертвы; страхи, психотравмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова С.М., Никольская А.А., Петров Г.В. Принципы проведения исследований в сфере изучения психологического здоровья: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации психологической помощи в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 46–52
2. Афанасьева И.А., Рыбников О.Д. Основные компоненты и виды здоровья человека. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. – 288 с.
3. Бадалян В.И. Психология подростков и молодежи. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского педагогического института, 2015. – 188 с.
4. Велижанина С.С. Нарушения психологического здоровья у детей и подростков: российский и зарубежный опыт исследования // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 4. Социология и психология. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 15–27
5. Головченко И.А. Психологическое здоровье человека. Теоретические и практические аспекты исследования проблемы // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 2 – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 33–48
6. Демченко И.С., Панкратова О.В. Коррекция психологического здоровья как форма работы детского психолога: основные принципы построения программ: проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной практической психологии». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. – С. 100–121
7. Иващенко С.В., Шиловская А.А. Принципы структурирования программ оздоровления организма человека: современные модели проведения занятий в группах здоровья с разными возрастными характеристиками // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и психологии». – Калининград: Калининградский государственный университет им. И Канта, 2018. – С. 43–58
8. Киселева Н.А., Христенко В.А., Чудновская А.П. Основные направления психологии здоровья: от древности до наших дней: историографический анализ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 2. Социологические и психологические исследования. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2016. – С. 56–67
9. Курбатова Е.Н. Методы психологической работы с подростками. – Самара: Издательский дом «Паритет», 2018. – 320 с.
10. Москвина Ю.В., Бобылева С.В., Малинина Н.С. Организация психологических исследований подросткового возраста. Проблемы и перспективы. – Самара: Юнион, 2017. – 344 с.
11. Серебрякова Н.В., Стукалова Г.М., Кравченко И.А. Проблемы диагностики и коррекции нарушений психологического здоровья у подростков. Взаимосвязь процесса адаптации подростков и их психологического здоровья. Результаты эмпирического исследования // Материалы научно-практической конференции «Развитие детской психологии в России и за рубежом». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 60–74
12. Тарновская Е.В. Основы детской психологии. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического университета, 2017. – 220 с.
13. Финагентова А.Ю., Щербакова А.А. Потребности современных подростков и методы решения психологических их проблем в контексте деятельности современных образовательных учреждений // Педагогические исследования. – 2018. – № 1. – С. 99–112
14. Хвостовская И.И., Ларченко С.М., Корогодина Я.В. Специфика проведения психокоррекционной работы с детьми в современной российской практике: организационный и содержательный аспекты // Социально-психологические технологии. – 2016. – № 11. – С. 74–89
15. Хрисанфова И.А., Полушкина А.А., Оноприенко Г.В. Диагностика и коррекция психологического здоровья у детей как форма организации социальной и психологической работы: основные принципы и технологии построения тренинга и методика формирования стратегии проведения психологической работы // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации социологических и психологических исследований в российском обществе». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. – С. 99–114
16. Чижикова М.И., Крутецкая В.И. Основные направления исследования психологических особенностей подросткового возраста // Проблемы современного образования. – 2017. – № 8. – С. 144–150
17. Яковенко И.А., Щербинина О.О., Ласточкина Г.Р. Современные аспекты исследования психологического здоровья у детей и подростков: основные принципы работы по психологической коррекции детей и подростков // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии в России и за рубежом». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. – С. 99–113