Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что система пенсионного обеспечения военнослужащих
часто меняется. Так, с 1 января 2015 г. в России в связи с принятием Федерального закона «О страховых
пенсиях» от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ введен новый порядок формирования и расчета пенсии в
системе обязательного пенсионного страхования.
В настоящее время в законодательстве не применяется понятие «трудовая пенсия». Оно
трансформировалось в страховую пенсию, назначение которой будет осуществляться по новой
пенсионной формуле.
1. Основы пенсионного обеспечения военнослужащих
1.1. Социальная и пенсионная защита военнослужащих
2
Российская Федерация, как и другие цивилизованные страны, не может успешно функционировать без
разрешения социальных проблем. В целом именно от удовлетворенности граждан в различных сферах
жизнедеятельности, от уровня их благосостояния, обеспечения мер, направленных на социальную
защиту, поддержку населения и безопасность, можно судить об уровне развитости и самого
государства.
В настоящее время в условиях непрекращающихся административных реформ и экономических
неурядиц десятки миллионов людей, проживающих в России, нуждаются в социальной помощи. Это в
первую очередь те, кто менее всех защищен социально: ветераны, граждане пожилого возраста,
инвалиды.
Что касается социальной защищенности военнослужащих, то необходимо отметить здесь целую
систему государственных социальных гарантий, к числу которых прежде всего можно отнести
предоставление льгот, пособий, компенсаций, иных преференций, ориентированных на то, что
военнослужащие относятся к особой категории государственных служащих, готовых в любой момент
беспрекословно выполнить поставленные перед ними задачи по вооруженной защите Российской
Федерации, порой рискуя собственной жизнью, испытывая различные трудности и лишения.
Часть 3 ст. 55 Основного Закона страны предусматривает возможность ограничения прав и свобод
человека и гражданина федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения безопасности государства. Исходя из этих положений, несмотря на общность
конституционно-правовых критериев ограничения прав и свобод человека и гражданина, их конкретноправовая основа для военнослужащих имеет свою специфику, обусловленную особым видом
деятельности данных субъектов. Общепризнанные правовые начала и принципы правового статуса
человека и гражданина не могут в полной мере найти применение в военных организациях государства.
Ряд общепризнанных прав и свобод личности неизбежно должны быть ограничены, если речь идет о
таком специальном субъекте, как военнослужащий.
Вместе с тем основным принципом ограничений прав и свобод человека является принцип
соразмерности таких ограничений их целям. Любая возможность ограничений основных прав и свобод
личности, обусловленная соображениями обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод
других лиц, всегда таит в себе угрозу злоупотреблений. Существует опасность «переусердствовать» и
принять несоразмерные охраняемому общественному интересу так называемые ограничительные
меры. Принцип соразмерности означает, что общая свобода действий индивида может быть
ограничена настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели. Поэтому в
юридической науке продолжает оставаться дискуссионным вопрос о ясных, «внятных» критериях, с
помощью которых единственно можно было бы определять пределы ограничений прав и свобод
субъекта правовых отношений. Достойной компенсацией такого рода ограничений можно считать весь
перечень повышенных льгот и гарантий для военнослужащих, каким бы внушительным он ни выглядел
со стороны.
Основные юридические факты в пенсионном обеспечении, такие как: достижение пенсионного
возраста, смерть кормильца или пенсионера, инвалидность, вызванная тем или иным заболеванием,
рождение иждивенца, истечение срока, на который установлена пенсия, следует отнести к событиям.
1.2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих
3
Нормативному регулированию правового статуса военнослужащих в Российской Федерации посвящен
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (далее - Закон). Он не только предусматривает
определенный набор прав и обязанностей лиц, проходящих военную службу, но также устанавливает
основы их правовой и социальной защиты. В связи с тем, что исполнение воинского долга относится к
числу важнейших для государства человеческих родов деятельности, но в то же время сопряжено с
повышенной опасностью для самого военнослужащего и его близких, рискующих лишиться кормильца
при выполнении им своих служебных обязанностей, Закон также устанавливает ряд гарантий для
членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Рассмотрим вопросы, касающиеся условий назначения страховой пенсии военнослужащим, ее
размеров, документов, необходимых для ее получения, и др.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается по достижении военным пенсионером
общеустановленного пенсионного возраста. Ранее достижения общеустановленного пенсионного
возраста при соблюдении условий для досрочного назначения страховая пенсия может быть назначена,
например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т.д.
В связи с принятием в рамках проводимой пенсионной реформы Федеральных законов, таких как «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях», «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на первое место при определении
права на пенсионное обеспечение, размера страховых пенсий выдвигается страховой стаж. Согласно
названным Законам, а также Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ появилось
понятие страхового стажа.
Многие военнослужащие, становясь пенсионерами и получая пенсию за выслугу лет в возрасте 40 - 50
лет, продолжают после увольнения с военной службы трудовую деятельность в качестве наемных
работников на должностях, не относящихся к военной службе. В этом случае работодатель производит
за военного пенсионера денежные отчисления на страховую (и накопительную) часть индивидуального
лицевого счета.
В результате на индивидуальном лицевом счете военного пенсионера образуется пенсионный капитал
(ПК), который при наступлении нижеперечисленных условий выплачивается ему в качестве страховой
пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера.
Такими условиями для получения страховой пенсии у бывших военнослужащих, а также сотрудников
других силовых ведомств являются следующие: 1) получение пенсии за выслугу лет или по
инвалидности; 2) достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; 3) наличие
минимального страхового стажа (повышается ежегодно, пока не достигнет 15 в 2024 году);
2. Актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих
2.1. Сохранение размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы
Статья 5 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
предусматривает сохранение размеров денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей, иных выплат.
Поскольку ФЗ от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ были изменены социальные гарантии военнослужащим, ч. 1
статьи 5 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
4
направлена на сохранение за отдельными, указанными в ней категориями граждан права на получение
денежного довольствия (пенсий, иных выплат) в определенных размерах. Иными словами, речь в
большей степени идет не собственно о сохранении права, а о сохранении размеров денежного
довольствия военнослужащих и о сохранении впоследствии права на получение денежного
довольствия (пенсий, иных выплат) в этих размерах.
Так, например, в соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ положения Закона РФ от 12
февраля 1993 г. N 4468-1, касающиеся размера денежного довольствия военнослужащих, учитываемого
для исчисления пенсий, который начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента
до достижения 100 процентов его размера, не применяются в отношении некоторых категорий
военнослужащих (например, военнослужащие органов военной прокуратуры).
Вместе с тем в судебной практике имеются случаи обжалования на конституционность положений ФЗ от
8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ в плоскости применения норм комментируемого Закона.
Так, Конституционный Суд РФ, рассматривая по жалобе гражданина В.В. Чернова конституционность
положений ФЗ от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ в части, касающейся неприменения его положений в
отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в
том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета
Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ),
пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, установил, что положения ФЗ от 8 ноября 2011
г. N 309-ФЗ в контексте ч. 1 статьи 5 направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения
военных пенсионеров, включая пребывающих в отставке судей военных судов, которым назначена
пенсия за выслугу лет на основании Закона, а потому не могут рассматриваться как нарушающие
конституционные права заявителя.
Категории граждан, в отношении которых сохраняются размеры денежного довольствия (пенсий),
следующие:
1) собственно военнослужащие;
2) граждане, уволенные с военной службы. Увольнение с военной службы предполагает освобождение
военнослужащего от обязанности нести военную службу по основаниям, которые предусмотрены в ст.
51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При
этом в указанной статье предусмотрены как так называемые невиновные основания увольнения с
военной службы (например, по возрасту, по истечении срока военной службы по призыву или срока
контракта), так и виновные основания (например, в связи с утратой доверия к военнослужащему, в
связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в
виде лишения свободы). При этом в ч. 1 статьи ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и
предоставлении им отдельных выплат» не содержится уточнения относительно того, кого следует
понимать под гражданами, уволенными с военной службы, применительно к норме о сохранении за
ними размеров пенсий, иных выплат.
2.2. Проблемные аспекты исполнение пенсионного обеспечения военнослужащих
Особенности поступления на военную службу в спецслужбы Российской Федерации, порядок ее
прохождения обусловливают необходимость проведения анализа и обоснования возможности
выделения пенсионного обеспечения лиц, уволенных из спецслужб, из общей системы пенсионного
обеспечения граждан Российской Федерации. После распада СССР в период с 1991 г. по 1996 г. была
5
создана новая система российских спецслужб. Вместо единой спецслужбы - КГБ СССР возник
конгломерат разрозненных специальных государственных органов, в каждом из которых были созданы
свои хозяйственные, кадровые и другие административные подразделения. Это привело к распылению
тех скудных средств, которые выделялись из госбюджета.
Вместе с тем реструктуризация органов государственной безопасности сопровождалась сокращением
штата сотрудников. Негативное общественное мнение способствовало снижению престижа этой
профессии, а сокращение государственного бюджета и инфляция привели к резкому уменьшению
оплаты труда. Все это вынуждало сотрудников госбезопасности искать другую работу. В ходе
реструктуризации была проведена кадровая «чистка», центральный аппарат бывшего КГБ был сокращен
на 46%. Добровольно увольнялись и те сотрудники, для которых оказался утраченным смысл их
предыдущей служебной деятельности в органах КГБ.
Несмотря на распад СССР, сложное экономическое положение союзных республик в данный период, ст.
43 Конституции СССР закрепляла право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае
болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца. Конституция Российской
Федерации в ст. 39 также закрепила право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Соответственно,
конституционное право граждан на пенсии должно быть обеспечено материальными средствами.
Пенсии для большинства граждан пожилого возраста являлись (и в настоящее время являются)
основным источником средств существования.
Нельзя не согласиться с В.А. Щегорцовым в том, что «стратегию следует формировать как бы из
будущего в настоящее, а не наоборот, вырабатывая план или описание мероприятий того, что предстоит
сделать в будущем». Именно с этим можно связать позицию законодателя, который функцию по
пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы из федеральной службы безопасности,
органов внешней разведки, ФСО России, Службы специальных объектов при Президенте России, ранее
являвшихся управлениями КГБ, возложил на ФСБ России. Несмотря на создание новых спецслужб, их
реорганизации, а вследствие этого частые кадровые перестановки и, изменения размеров
финансирования спецслужб, лица, проходившие в них службу, должны быть гарантированно
обеспечены средствами существования. Поскольку особый правовой статус военнослужащих
предполагает определенные ограничения, связанные с получением дополнительного заработка и
высокими рисками угрозы жизни и здоровью.
Заключение
Итак, согласно ч. 4 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа, требуемого для
приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу
лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1«О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск
национальной гвардии РФ, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы,
предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной
деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. При этом учтенными
считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на
размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014
N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296,
31.12.2013.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание
законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
4. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ// Собрание законодательства РФ,
16.01.1995, N 3, ст. 168.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
7. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» // 0Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14,
ст. 1401.
8. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и
предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ, 07.11.2011, N 45, ст. 6336.
9. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (ст. 13)
// Российская газета, N 72, 12.04.1995.
10. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета,
N 182, 21.09.1993.
11. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей»
// Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2989-О// СПС
«КонсультантПлюс».
13. Определение Конституционного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 1903-О, Постановление
Верховного Суда РФ от 27 июня 2016 г. N 308-АД16-2953 по делу N А32-9717/2014 // СПС
«КонсультантПлюс».
14. Глухова Е.О., Решетников В.Я. Основы деятельности спецслужб в правовом государстве: Учеб.
пособие. Саратов: СГУ им. Чернышевского, 2015. С. 56.
15. Козориз Н.А. Правовой режим защиты информации: Моногр. М., 2012.
7
16. Корякин В.М. Комментарии к Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей». М., 2007. С. 53.
17. Кудашкин А.В., Шеншин В.М. Особенности организации взаимодействия органов внутренних дел
МВД России, войск национальной гвардии и Вооруженных Сил РФ // Право в Вооруженных Силах. 2017.
N3. С. 34.
18. Ломакина Т.В. Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным
пенсионерам // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 1..
19. Петров Д.Е. Политическая ресурсность силовых структур современной России: Дис. ... к. полит. н.
Саратов, 2012. С. 174.
20. Полунин С.В., Васильев А.С. О структуре правового статуса военнослужащих // Право в
Вооруженных Силах. 2016. N 3.
21. Сизенко А.Г. Спецслужбы России и СССР. От приказа тайных дел до наших дней // Популярная
энциклопедия. Ростов н/Д, 2010. С. 302.
22. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Дис. ... д. ю. н. М.: ИЗСП, 2011. С. 126.
23. Щегорцов В.А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Моногр. М., 2013. С. 349.