Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества резко возрастает потребность в иноязычном общении, существенную важность приобретает необходимость интернациональных контактов, в основе которых лежит способность к говорению на иностранном языке, а также возможность понимать, воспринимать иностранную речь на слух. Основной целью изучения любого иностранного языка принято считать коммуникативную (практическую). Она предназначена для того, чтобы научить учащихся основной компетенции – речевой. При помощи этой компетенции школьники учатся понимать речь, вырабатывают речевой навык.
Для формирования коммуникативной готовности учащихся старших классов и более углубленного понимания культуры, языка изучаемой страны, применяются различные средства и способы обучения. Одним из современных методов обучения школьников является использование в процессе обучения коммуникативных игр [1].
Проблематика исследования. При помощи игры в школьном возрасте можно оказывать, как и воспитательное, так и учебное воздействие на ребенка. Педагог в ходе проведения обучения может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач [2].
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методику использования коммуникативных игр в обучении иностранному языку школьников старшего звена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методические основы обучения иностранному языку школьников старшего звена.
2. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные игры» и их роль в обучении иностранному языку.
3. Выявить особенности использования коммуникативных игр в процессе обучения иностранному языку в старших классах.
4. Проанализировать действующие УМК на предмет использования коммуникативных игр или возможности их применения.
5. Привести методическую разработку, позволяющую использовать коммуникативные игры в обучении школьников старших классов иностранному языку.
Объект исследования – использование коммуникативных игр как способ обучения иностранному языку
Предмет исследования – роль коммуникативных игр в обучении школьников старшего звена иностранному языку.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анализ УМК), методические разработки.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических учебных заведений, обучающих детей иностранному языку, коммуникативному навыку, умению понимать иностранную речь.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы.
§ 1. Теоретические аспекты использования коммуникативных игр в обучении школьников иностранному языку
Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность требует определённых умений и навыков, которые вырабатываются в процессе самой деятельности [3].
Игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной деятельности.
Изначально игровые методики применялись исключительно в начальной школе. Постепенно, по мере накопления и обобщения педагогического опыта, возможность применения игр существенно расширилась. Различные игры видоизменялись, адаптировались и трансформировались. В игре заложены различные виды активности и направления деятельности, которые позволяют развивать у детей те или иные качества, в зависимости от методики игры. Так, коммуникативные игры направлены на развитие умения общаться, вступать в коммуникацию с собеседником [4].
Именно в игре формируются ведущие новообразования личности ребенка, основные навыки, усваиваются знания. В первую очередь игра способствует формированию навыка общения, развитию речи, формированию положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда школьник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих
Возможности использования различных игр в организации учебной деятельности детей, рассматривала Т.И. Дроздова. Эмпирической базой ее исследований были обычные детские сады, школы, которые посещали дети с нормативным развитием. В работах Т.И. Дроздовой представлена обширная методологическая база, в которой показаны возможности использования различных видов игр в обучении детей [1].
Еще в ХХ веке было показано, что иноязычное общение школьников целесообразно организовывать посредством игры. Общение является обязательным и необходимым условием развития личности ребенка. В ходе игры складывается ряд возможностей для развития речи ребенка, в особенности, ее диалогической формы. В ходе игры дети активно общаются, делятся впечатлениями, эмоциями. При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Игра позволяет ребенку находить контакт со сверстниками. Детей, как правило, объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться [4].
Методика обучения английскому языку с использованием коммуникативной игры как основного метода подразумевает соблюдение определенной структуры урока. Урок состоит из нескольких этапов [5].
1 этап – включение школьника на начальных стадиях урока. На данном этапе детям представляют сюжет игры. Раскрывается примерный сценарий занятия, распределяются роли. Основными задачами учителя на данном этапе является необходимость привлечь внимание школьников, снизить уровень отвлекаемости на посторонние факторы [5]. Вместе с тем, в ходе игры применяются различные средства: дидактические материалы в виде карт, схем, таблиц, рисунков, мультимедийные презентации. Также применяются яркие цвета на доске, таблицы, иллюстрации, поделки. Также стоит продумать приветственное слово учителя, которое должно звучать интересно, заинтересовывать и привлекать внимание школьников [2].
2 этап – активное поддержание внимания ребенка в течение всего урока, сведение к минимуму количества отвлечений на посторонние факторы. При этом необходимо вовлечь детей в игровую деятельность, дать им возможность самовыразиться, раскрыть роль и значение игры. На этом этапе учитель должен следить за тем, чтобы дети проявляли живой интерес к занятию, были вовлечены в сотрудничество, реагировали на информацию, которая им преподносится. Также на этом этапе учитель должен отвечать на вопросы учащихся. Целесообразно ввести на этом этапе соревновательный элемент, обеспечить детям возможность активно обсудить вопрос, высказать свое мнение, оспорить мнение одноклассников. Поощряется коллективное решение, обсуждение задач [5].
3 этап – поддержание самостоятельности и творческого поиска учащихся. На этом этапе рекомендуется отводить время на самостоятельное решение задач. На этом этапе ребенок может обдумать ход решения, сформулировать интересующие его вопросы, получить индивидуальную консультацию по тем вопросам, которые недостаточно понятны школьнику.
Также на этом этапе целесообразно проводить проверку домашнего задания, используя различные варианты проверки, что позволяет оценить насколько точно и эффективно ученик усваивает информацию, насколько подходит для него тот или иной вид деятельности [5].
4 этап – поддержание активности детей в ходе урока и в период проверки правильности выполненных заданий. На этом этапе должны применяться различные методы.
5 этап – рефлексия урока, подведение итогов. На этом этапе определяется эффективность проведенного урока, оценивается, насколько достигнуты цели, подводятся итоги того, насколько усвоены знания и насколько они применяются на практике [5].
Коммуникативная игра - учебная и в то же время игровая
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Квалификационные требования к педагогам: пособие для учителей и студентов. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.
2. Богданова О.С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию // Иностранные языки в школе. - 2017. - №5.- С.35-43.
3. Бородачев А.В. Сигнальные опоры при обучении грамматическим явлениям французского языка // Иностранные языки в школе.- 2012. - №2. - С. 57-60.
4. Бутко Г.В. Наглядные пособия по английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2012. - №2. - С. 51-52.
5. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. - 2017.- №1. - С. 21-26.
6. Виноградов В. В. Лингвистические аспекты обучения иностранным языкам: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003. - 182 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003. - 163 с.
8. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
9. Дворников А.Г. Изготовление и использование опор индивидуального пользования // Иностранные языки в школе. – 2017. - №1. - C. 42-45
10. Дроздова Т.И. Опоры-символы и опоры-рифмовки на английском языке // Иностранные языки в школе. 1999. №6. С. 35-39.
11. Заремская С.И. Об использовании картинок с неразвернутой ситуацией // Иностранные языки в школе. - 1978. - №4. - С. 96-99.
12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
14. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 60 с.
15. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 2000. - 200 с.
16. Кологривова С.В. Ведите урок по-русски: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007. – 194 с.
17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1975. - 210 с.
18. Мильман Р.Г. Контроль уровня сформированности коммуникативных навыков // Иностранные языки в школе. - 2015. - №5. - С.61.
19. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. – 2016. - №1. - С.26-34.
20. Миньяр – Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
21. Миролюбов А.А. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. - 2016. - №1. - С.2-5.
22. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. -Л.: 1941. Т.35. - 450 с.
23. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам: учебное издание. - Харьков: РАНОК, 2007. - 138 с.
24. Шаклеин М.С. Лингводидактика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 279 с.
25. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 479 с.
26. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 178 с.
27. Щукин А.Н. Обучение речевому общению: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. – 32 с.