Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная система фотоиллюстрирования в СМИ, в который считалось, что фотографиям в журналах характерна аналитичность, а газетным фотографиям присуща лишь оперативность, кардинальным образом изменилась.
Сьюзан Сонтаг в своей книге «О фотографии» упоминает о том, насколько важным для людей становится фотография и восприятие мира с ее помощью. Банальное человеческое любопытство вкупе с функцией памяти (что снято/увидено, то присвоено человеком) обеспечивает постоянно увеличивающуюся популярность фотографии:
Ведь, фотография обязана своим рождением тому разумному существу, чья душа «требовала» технического развития не только для самого себя, но и для всего общества в целом. Можно представить, что это – краткая предыстория о причинах появления искусства фотографии или очередная легенда, правда, в чрезвычайно упрощенном варианте. Но суть кроется не в привычном определении первопричин или предпосылок. Был создан новый язык для человечества, который, безусловно, относится к самым прекрасным, выразительным и эмоциональным средствам коммуникации.
Распространяясь, фотография дала людям уникальную возможность говорить, не произнося при этом ни единого слова. На первых этапах становления и определения своего собственного места в мире искусства и мире людей так и было. Что произошло с фотографией сегодня? Происходит. Каждый снимок подчиняется эстетическим капризам человека. Важно создать, запечатлеть и показать красоту. В основном, именно это является опорой для фотографии. Она призвана побуждать в нас как самые чистые, так и не самые приятные чувства и поступки. Воздействие искусства фотографии велико.
Оно никогда не сможет быть дважды одинаковой, потому что в нем кроется ценность «пойманного» момента, который не повторяется по законам мироздания и времени. Фотография многолика, очень многолика. Поэтому те исключительные шедевры, которые она рождает внутри себя, все чаще и чаще выходят за рамки фотографии как средства документирования, передачи информации и творчества в целом. В человеческом понимании, для снимка не требуется особых усилий, исключительного таланта или способностей. Это опрощает фотографию и взгляд на нее. Да, не каждое фотоизображение достойно того, чтобы его приравнивали к произведению искусства, которое по своей силе будет единственным в своем роде и указывать на принадлежность к шедеврам.
В современных СМИ, в особенности в сетевых, большое влияние имеют медиаматериалы, такие как, например, фотографии, видео и аудиозаписи. Наличие медиафайлов в сетевых СМИ стало обязательным требованием конвергентной журналистики. [19, с. 214] Самое почетное место среди прочих медиаматериалов занимает фотография как наиболее удобный и привлекательный способ наглядной передачи данных: фотографию используют не только сетевые, но достаточно долго и традиционные печатные СМИ, такие как газеты и, в особенности, журналы.
Объект: фотография в СМИ.
Предмет: Место фотографии в российских и зарубежных печатных СМИ.
Цель: рассмотреть особенности фотографии в российских и зарубежных печатных СМИ.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности фотографии как журналистского приема в современных СМИ
2. Выделить Жанры фотожурналистики
3. Провести анализ особенностей фотографий российских и зарубежных печатных СМИ
Глава 1. Теоретические аспекты фотографии в российских и зарубежных печатных СМИ
1.1. Особенность фотографии как журналистского приема в современных СМИ
Часто фотографию рассматривают как один из самых объективных журналистских приемов. Она как бы запечатлевает реальность, дает зрителю косвенным образом побывать на месте происшествия, дает возможность прочувствовать атмосферу происходящего на фото. Однако, в своем эссе Ролан Барт ставит под сомнение объективность фотографии как метода и говорит о некотором парадоксе, обращаясь к денотативным и коннотативным значениям. Согласно Ролану Барту, фотография — это аналог реальности, оторванный от первоначального кода, копия, ограниченная цветовой коррекцией, пространством и перспективой [1, с. 7].
А поскольку это заключенный в кадре аналог реальности, фотография содержит в себе бесконечные причины для размышлений. Таким образом, фотография оказывается сообщением без четкого кода и наделенным огромным большинством значений, определяемых зрителем. Кажется, будто фотография — это чистый денотатив, не привязанный к значениям и не несущий определенных смыслов как таковых. Однако есть несколько веских аргументов в пользу наличия коннотативного в фотографии. [23, с. 235]
1. Фотография рассматривается читателем в среде газеты, и окружающий ее текст, даже название газеты и автор фотографии могут опутывать ее новым смыслом. Не фотография иллюстрирует текст, но текст иллюстрирует фотографию, пытается вдохнуть в него коннотативное. Фотография существует в контексте всего журналистского материала, издания и ситуации. Пространства текста и фотографии при этом существуют параллельно, они не переплетаются по причине своей разнородности, и если структура языка вполне известна, то структура фотографии практически не изучена. [9, с. 101]
2. Сама фотография является уже чем-то обработанным, она ограничена в своих возможностях, и фотографирующий сознательно выбирает кадр, ракурс, цвета, даже ситуацию. Фотография все же не передает реальность в своем чистом и первозданном мире, поскольку сознательно создается человеком, автором фотографии. Кроме того, для того, чтобы заложить в фотографию определенный смысл, ее автор может прибегнуть к следующим приемам:
1) монтаж фотографии, искажающий аналог реальности и преобразующий ее в зависимости от целей редактора;
2) присвоение определенной позы субъекту фотографии, например, героического характера или угнетенного; 3) выбор определенного объекта: окружающую объекта среду, фона на фотографии, что может сыграть на коннотациях как устойчивых ассоциациях зрителя, например, библиотека — интеллект;
4) фотогения;
5) эстетизм, который используется с целью задать фотографии художественности или для внушения какого-то смысла. Например, использование известных образов, как то, библейских, для придания субъекту некого пророческого образа; [24, с. 131]
6) синтаксис в случае использования серии фотографий. Итак, с одной стороны, фотоснимок как аналог реальности представляет собой нечто обезличенное, сообщение без кода, которое содержит в себе бесконечное количество смыслов, определяемых зрителем. С другой стороны, фотографию в СМИ обычно окружает текст, который влияет на восприятие зрителем фото, и существует масса приемов коррекции и способов редактирования фотографии. [8, с. 153]
Здесь возникает парадокс: с одной стороны, фотография денотативна, в ней нет определенного смысла, с другой — коннотативна, содержит определенный код, она зависит от массы факторов. Пробуя применить размышления Ролана Барта непосредственно к журналистике, мы понимаем, что фотография здесь действительно существует в зависимости от текста.
Как правило, фотография считается иллюстрацией текста, она подогнана под его нужды, а значит, она несет определенные коннотации и не является объективной. С точки зрения Барта, текст является иллюстрацией фотографии и влияет на ее восприятие. В случае если фотография становится инфоповодом, а текст лишь комментирует и поясняет происходящее, текст также может быть и часто является субъективирующим фактором, он выстраивает свою версию действительности. Не стоит забывать об отдельных проектах, когда публикуются только фото, как это случается, например, в изданиях «Медуза» [3] или «Варламов.ру» [4].
Однако здесь свою роль играет имя автора фотографии или название, профиль и политика издания. Если рассматривать пример фотопроектов независимого фотокорреспондента Евгения Фельдмана [5], мы видим, что они посвящены в большей степени оппозиционной деятельности в России, а также гражданским протестам и революциям на территории СНГ, и мы понимаем, что происходящее в кадре в некотором роде политически ангажировано, несет оппозиционные настроения, и тут у зрителя возникают определенные коннотации. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что фотография в СМИ действительно является субъективной. Текст в СМИ иллюстрирует фотографию, вносит некие коннотативные оттенки в зависимости от поставленной задачи. Вне текста на фотографию влияют направление,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация организма к физическим нагрузкам при старении.1. Минск. 1980. 189 С.
2. Александрова U.Д. Очерки психофизиологии-старения. Л.: 1965.112 С.
3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: 1974. 135 С.
4. Алшишиев Р.Ш. Долголетие в Дагестане. Махачкала. 1969. 164 С.
5. Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. М.: 1987. 64 С.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.111.: 1980 . 232 С.
7. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь // Записки историко-филологического факультета императорского С-Пе-тербургского университета. С-Пб. 1914. 386 С.
8. Антология кинизма. М.: 1984. 399 С.
9. Антонович М.А. Единство физического и нравственного космоса //
10. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.1.1. М.: 1976. С.371-448.
11. Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу.1. Т.1.М.: 1965. 514 С.
12. Бердышев Г. Д. Соотношение генетических и стохастических повреждений в процессах старения клетки и организма // Цитология и генетика. 1976. Т.10. N1. С.64-72.
13. Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианскойантропологии) // Ступени. С-Пб. 1331. их. С.79-104.
14. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества иобщения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: 1994.С.230-316.
15. Богомолец А.А. Избранные труды в трех томах. Т.1. Киев. 1956.
16. Богомолец А.А. Продление жизни // Старость. Киев.1940. 144 С.
17. Буланкин И.И. Ларина Е.В. О возрастных изменениях белковогосинтеза в организме // Уч. зап. Харьковского гос. ун-та. 1960. Т.108.С.7-22, 23-28.
18. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения М.: 1994.415 С.
19. Ванюшин Б.Ф. Бердышев Г. Д. Молекулярно-генетические механизмыстарения. М.: 1977. 295 С. £0. Белецкая И.И. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: 1978. 239 С.
20. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. М.:1976. 158 е.; М.: 1987. 222 С.
21. Виленчик М.М. Молекулярные механизмы старения. М.: 1970. 1681. С.
22. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск. 1990.248 С.
23. Вишев И.В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения. Диссертация на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук в форме научного доклада. Свердловск. 1990. 48 С.25.
24. Газета "The Economist" от 06.11.1992 г.,
25. Газета "The Economist", 12.03.93 г.,
26. Газета "The Economist", от 30.06.1993 г.,
27. Газета "The Economist", 16.10.1993 г.,
28. Газета "The Economist" от 04.02.1994 г.,
29. Газета "The Economist", от 07.10.1995 г.,
30. Газета "The Economist", 25.05.1996 г.,
31. Газета "The Economist", от 21.12.1996 год,
32. Газета "The Economist", от 29.12.1996 г.,
33. Газета "The Economist" от 14.01.1997 г.,
34. Газета "The Economist", от 29.01.1997 г.,
35. Газета "The Economist" от 07.02.1997 г.,
36. Газета "The Economist" от 15.08.1997 г.,
37. Газета "The Economist" от 13.05.1997 г.,
38. Газета "The Economist" от 01.04. 1998 г.
39. Газета "The Economist" от 01.11.1998 г.,
40. Газета "The Economist" от 10.02.1999 г.,
41. Газета «Коммерсантъ», № 185 (№ 4002 с момента возобновления издания) от 11. 10. 2008.
42. Газета «Коммерсантъ» №7(4062) от 17.01.2009
43. Газета «Коммерсантъ» №5(4060) от 15.01.2009.
44. Газета «Коммерсантъ» №3(4058) от 13.01.2009.
45. Газета «Коммерсантъ» №1(4056) от 11.01.2009.
46. Газета «Газета» №7(2035) от 17.01.2009.
47. Газета «Газета» №5(2033) от 15.01.2009.
48. Газета «Газета» №3(2031) от 13.01.2009.
49. Газета «Газета» №1(2029) от 11.01.2009.