Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создавая бизнес, основной целью предпринимателей является обеспечение его успешности, стараясь укрепить свои позиции и развивая постепенно свою деятельность. Чтобы добиться наибольшего успеха в бизнесе, необходимо, в первую очередь, правильно выстраивать стратегию своего бизнеса.
В хозяйственной деятельности предприятий могут быть использованы разные стратегические варианты развития и роста компаний. Одна из та¬ких альтернатив — диверсификация бизнеса.
Актуальность данной заключается в том, что в бизнесе есть различные сферы, где её имеет смысл применять. Речь идет о том, что представляет собой диверсификация сервиса или предоставляемых компанией услуг. Создавая дополнительные виды услуг, фирма в меньшей степени будет зависеть от рыночного спроса на отдельные ее виды. В целом, диверсификация бизнеса оказывает сильное влияние на возможности повышения экономической деятельности предприятия, поскольку расширяет спектр производимых товаров и позволяет выходить на новые для бизнеса рынки.
Объект работы – диверсификация деятельности компании.
Предметом исследования выступают основные теории диверсификации бизнеса.
Целью работы является комплексный анализ теорий диверсификации бизнеса по продукту, рынку или отрасли хозяйствования.
В связи с этой целью выделяются следующие задачи:
рассмотреть сущность диверсификации бизнеса,
изучить основные теории и виды диверсификации,
проанализировать основы деятельности и возможности ее диверсификации на примере строительной компании,
оценить результативность проведенных мероприятий.
Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические основы диверсификации бизнеса, а также анализируются основные подходы к диверсификации бизнеса в строительной области, перспективы дальнейшей деятельности.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области экономики предприятий, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Сущность и необходимость диверсификации
Стараясь понять, что такое диверсификация бизнеса, обратим внимание на то, что в бизнесе существуют различные сферы, где возможно применение диверсификации, например, это касается продукции фирмы. Выпуская дополнительный вид продукции, компания в меньшей степени зависит от спроса на рынке.
Также диверсификация бизнеса может быть связана с освоением новых видов деятельности, выбором или смежных видов продукции, или освоением вертикальной интеграции [1, c.201].
Анализ западной практики развития бизнеса показывает, что интеграция вертикального и горизонтального характера обеспечивают самый значительный эффект развитию бизнеса на ранней и поздней стадиях его развития.
Основной задачей горизонтальной интеграции выступает закрепление и улучшение собственной деловой специализации предприятия, сокращение издержек производства, рост эффективности хозяйственной деятельности [4, c.182]. Часто к горизонтально объединенным предприятиям относят научно-производственные объединения, включающие в себя научные подразделения и организации из другой отрасли хозяйства, например, сельского хозяйства.
Помимо повышения конкурентоспособности фирмы при осуществлении горизонтальной интеграции преследуют цель расширения производимых продуктов или расширение своего географического присутствия.
Рис.1.1.1.Основные элементы диверсификации бизнеса
Вертикальная интеграция характеризует собой межотраслевое объединение предприятий, которое обеспечивает компании возможность ее развития во внешней рыночной среде [4, c.196]. Применение стратегии вертикальной интеграции возможно, когда компания в целях своего дальнейшего развития стремится использовать все возможности внешней среды путем проникновения на новые рынки сбыта, на которых компания еще не функционировала. Такая стратегия направлена на увеличение объемов продаж компании и всех ее показателей производства.
Вертикальная интеграция является одной из альтернатив стратегии роста бизнеса, которую еще называют наступательной стратегией. Вертикальная интеграция относится к стратегиям, которые обеспечивают компании внешний рост.
Также многие компании осуществляют и такой вид диверсификации как управление рисками, которые имеют различную природу. В качестве примера можно описать риски, связанные со сбытовой политикой, природными условиями, существующим законодательством и другими факторами. Для максимального получения экономической выгоды нужно тщательно прорабатывать схемы своей деятельности. Детальная проработка моментов, связанных с диверсификацией, позволит существенно уменьшить возможные риски.
Диверсификация направлена на снижение рисков за счет приобретения активов, услуг, продуктов организацией. Это понятие используют также в более узком значении [6, c.225]. Например, в экономической деятельности диверсификация – это расширение активностей организации за пределы их основных бизнесов. В более широком смысле это стратегия, направленная на многопрофильную форму производства. Такая форма организации деятельности компании очень важна в современных рыночных условиях и оказывает существенное влияние на уровень конкуренции.
Диверсификация связана с изменениями, проводимыми компанией для повышения эффективности собственной деятельности, получения экономической выгоды и предотвращения возможного банкротства. В промышленности наиболее распространенными формами диверсификации являются конгломератная и концентрическая диверсификация [6, c.231]. Первая обычно осуществляется за счет приобретения высокорентабельных организаций из разных отраслей. А концентрическая – за счет того, что предприятие разрабатывает новые технологии для изготовления своей продукции в других отраслях. Это происходит на основе использования внутрифирменных разработок и применения технологий из других сфер.
Хотя эти два направления диверсификации и дополняют друг друга, произведенная продукция увеличивается только при применении подходов концентрической диверсификации, конгломератная может лишь способствовать перераспределению имеющегося капитала предприятия.
Причинами выпуска новых изделий предприятием и завоевания новых сегментов рынка является необходимость [5, c.142]:
1) обеспечивать устойчивое финансовое состояние вместе с выпуском более рентабельной продукции;
2) проникнуть в отрасль, в которой наблюдаются высокие нормы прибыли;
3) уменьшить риски, влияющие на получение прибыли.
Таким образом, диверсификация бизнеса предприятий имеет множество направлений, которые направлены на минимизацию рисков компании. Так, например, дифференциация услуги подразумевает выделение отдельной ниши реализации существующих продуктов компании, отличных от товаров конкурентов.
1.2.Виды и методы диверсификации бизнеса
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
Учебники и учебные пособия
3. Акулов В.Б. Теория организаций. – М.: Юнити Дана, 2015. – 337 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2014. – 512 с.
5. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 428 с.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 782 с.
7. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Инфра-М, 2013. – 601 с.
8. Бобров Ю.Г. Розничная торговля. – М.: Лаборатория книги, 2016. – 226 с.
9. Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия. – М.: Кнорус, 2016. – 332 с.
10. Глинн Дж. Стратегия бизнеса. – Новосибирск: РАН, 2013. – 313 с.
11. Голов Р.С. Экономика и управление на предприятии. – М.: Дашков и К, 2013. – 400 с.
12. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 288 с.
13. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
14. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2014. – 239 с.
15. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 318 с.
16. Памбухчианц О.В. Организация торговли. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
17. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2013. – 284 с.
18. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
19. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 220 с.
20. Удальцова М.В. Сервисология. – М.: Омега-А, 2014. – 294 с.
21. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 591 с.
22. Шеленг Н.С. Экономика торговли. – Вышейская школа, 2015. – 560 с.
Электронные ресурсы
23. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. – Доступ http://minpromtorg.gov.ru/
24. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Доступ http://institutiones.com/
25. Информационный портал о торговом бизнесе в России [Электронный ресурс]. – Доступ http://www.megamagnat.ru/