Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ежегодным увеличением численности детей с ограниченными возможностями. Физический или психический дефект у ребенка создает предпосылки для препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ограниченными возможностями навыков продуктивного взаимодействия с окружающими, а в конечном итоге – на позитивную социализацию.
Объект исследования – процесс социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Предмет исследования – процесс социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами коррекционной программы.
Цель исследования – разработать и реализовать коррекционную программу, облегчающую процесс социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Задачи исследования:
1) раскрыть содержание и этапы социализация детей дошкольного возраста;
2) описать особенности социализации детей дошкольного с ограниченными возможностями;
3) определить уровень социализированности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями;
4) представить коррекционную программу социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (наблюдение, беседа).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Социализация детей дошкольного возраста: содержание, этапы
Социализация является необходимым условием развития личности. От того, насколько успешно пройдет данный процесс, будет зависеть эффективность взаимодействия человека с социумом. Поэтому в науке уделяется пристальное внимание вопросам социализации подрастающего поколения. Используя понятие «социализация», необходимо отметить, что изначально оно зародилось в недрах политэкономии. Семантика слова была совершенно иной, нежели сейчас: оно употреблялось в значении «обобществление» применительно к земле либо средствам производства.
Изучение различных источников позволяет установить, что содержательное наполнение понятия обусловлено не только характером концепции, которой придерживается каждый исследователь, рассматривающий данный вопрос, но также и спецификой конкретной научной области. Так, например, известный российский социолог, психолог, философ, антрополог И.С. Кон считает, что в самом общем виде понятие «социализация» раскрывается следующим образом: это «влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [10, с. 150]. Это определение представлено в учебном пособии «Ребенок и общество».
По мнению российского ученого в области педагогики А.В. Мудрика, социализация представляет собой «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [12, с. 21]. Это определение содержится в учебном пособии «Социализация человека». Очень лаконичное пояснение можно встретить в учебном пособии «Педагогика», написанном В.Г. Веселовой и В.В. Иохвидовым, где сказано: «социализация – это усвоение индивидом социального опыта, необходимого для жизнедеятельности в обществе» [7, с. 21].
В представлениях авторов учебника «Педагогика» Н.И. Мешкова и И.В. Харитоновой, социализация представляет собой «усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта» [11, с. 15]. В учебнике В.А. Сластенина «Педагогика» [16] предпринята попытка осмыслить не только содержание феномена, но и динамику процесса. И хотя в книге не сформулировано определения, все же интересно проследить за ходом рассуждения автора.
Итак, процесс и результат социализации В.А. Сластениным видится следующим образом: 1) следование принятым в обществе нормам поведения на основе ценностей, характерных для конкретного исторического времени и его природно-климатических условий; 2) растянутость во времени (пожизненный процесс); 3) способность личности к развитию, к самоопределению, к самореализации [16]. Благодаря представленным определениям, содержащимся в учебной литературе по педагогике и социологии, становится понятным, что ни одно не повторяется.
Но, несмотря на разницу, в них достаточно легко обнаружить определенное сходство. Прежде всего, оно касается усвоения человеком совокупности норм, принятых в конкретном обществе и характерных для конкретного исторического отрезка времени. Во-вторых, знания о нормах необходимы не сами по себе, а для того чтобы в дальнейшем человек смог успешно выполнять множество социальных ролей. В-третьих, объем знаний дает возможность осуществлять рефлексию, направленную на самопознание.
Анализируя учебно-методическую литературу по вопросам социализации, мы увидели, что вопрос о ее этапах является дискуссионным. Отечественные исследователи в основном связывают ее с деятельностью в профессиональной сфере. В зарубежной традиции классическим остается подход, описанный в трудах американского психолога Э. Эриксона, с точки зрения которого человеческая жизнь разделена на восемь стадий. Каждая характеризуется такими новообразованиями, благодаря которым у человека возникает «иммунитет» к внутренним конфликтам на следующей ступени развития. Поступательное развитие личности сводится к чередованию следующих фаз: 1) доверие – недоверие, 2) автономия – стыд и сомнение, 3) инициатива – чувство вины, 4) трудолюбие – чувство неполноценности, 5) идентичность – смешение ролей, 6) близость – изоляция, 7) генеративность – стагнация, 8) целостность эго – отчаяние [26].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что социализация является управляемым процессом. В этой связи опишем содержание работы педагогов по развитию социализации детей на каждой стадии возрастного развития. Данный вопрос детально освещен во всех примерных образовательных программах. Возьмем произвольно любую из них, например, «Детство» [3], разработанную научным коллективом, в состав которого вошли Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Согласно данному документу, воспитатель, обучающий и воспитывающий детей третьего года жизни должен сформировать у малышей опыт поведения в среде сверстников, чувство симпатии к ним. Важно способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений с ровесниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать) [3].
Необходимо формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. На собственном примере педагог должен демонстрировать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам. Воспитатель показывает, как проявлять элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, употребляя соответствующие слова [3].
При работе с детьми четвертого года жизни закрепляют навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; формируют элементарные представления о социальных нормах; поощряют попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Для этого педагог создает игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Воспитатель учит детей, как жить дружно, совместно пользоваться игрушками, книгами; вовлекает в коллективные игры. Обучая дошкольников пятого года жизни, взрослый способствует формированию личностного отношения ребенка к соблюдению социальных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (например, разделил кубики поровну) [3].
Продолжая работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, педагог рассказывает воспитанникам о том, чем хорош каждый ребенок группы; вместе со всеми вырабатывает правила добрых взаимоотношений; воспитывает отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учит испытывать чувство дискомфорта за неблаговидный поступок. Закрепляя ранее сформированные навыки, периодически напоминает детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству; акцентирует внимание на том, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых; эмоционально поощряет попытки поблагодарить за оказанную помощь [3].
Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель совершенствует умение играть и трудиться сообща со сверстниками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Он учит быть внимательным к потребностям детей младшего возраста, приходить к ним на помощь, когда этого требует ситуация (например, достать с полки игрушку или какой-либо
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алехина С.В. Инклюзия как мировоззрение и образовательная концепция // Инклюзивное образование: история и современность. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
2) Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
3) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
4) Долматова Е.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. № 12. – с. 1529-1531.
5) Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
6) Инклюзивное образование в России. – М.: Перспектива, 2011. – 88 с.
7) Иохвидов В.В. Педагогика: учеб. пособ. В 3-х ч. Часть 1 / В.В. Иохвидов, В.Г. Веселова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – 210 с.
8) Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. – 2010. № 11. – с. 256-266.
9) Ковалева А.С. Актуализация особых образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации // Интеграция наук. – 2017. № 6. – с. 161-163.
10) Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
11) Мешков Н.И. Педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов / Н.И. Мешков, И.В. Харитонова. – Саранск, 2010. – 149 с.
12) Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: МПСИ, 2011. – 304 с.
13) Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/%20statistics/population/disabilities/. – Дата обращения: 25.11.2018.
14) Полякова О.С. Реализация инклюзивной практики в школе: проблемы и перспективы // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции: сб. науч.-метод. материалов / Под ред. О.Е. Булановой. – М.: ФИРО, 2012. – с. 13-17.
15) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета № 6421 от 25 ноября 2013 г.
16) Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
17) Социология: учебное пособие / Под ред. И.А. Акимовой. – М.: МГТУ им. Баумана. 2010. – 95 с.
18) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной думой 21 декабря 2012 года № 273 ФЗ.
19) Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
20) Энциклопедия гуманитарных наук. Социология. В 8 тт. Т. 4. – 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 578 с.