Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Принцип разделения властей в современных демократических государствах является организационно-правовой основой государственной власти. Другими словами, государственная власть выстраивается по принципу разделения на самостоятельные и независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. При этом необходимо отметить, что каждое из государств не только стремится разделить ветви единой государственной власти, но и уделяет значительное внимание взаимодействию властей.
Механизмом реализации принципа разделения и взаимодействия властей, его ключевым стержнем выступает система сдержек и противовесов. В современных демократических государствах реализация принципа разделения властей предопределяется существующей формой правления, формой государственного устройства, историческими, правовыми традициями . Другими словами, если необходимо определить, какая из моделей разделения властей реализована в той или иной республике, необходимо установить на основе конституционных и законодательных норм, какая форма правления существует в рассматриваемой республике. Поскольку выделяют республики с президентской, парламентской и смешанной формами правления, то и модели разделения властей, и, следовательно, системы сдержек и противовесов рассматривают в соответствующих республиках. Необходимо отметить, что при выделении тех или иных характерных признаков моделей разделения властей в современных научных исследованиях уделяется недостаточно внимания месту и роли судебной власти в системе сдержек и противовесов. Имеются научные исследования, посвященные отдельным государствам или же отдельным аспектам взаимодействия судебной власти с иными ветвями власти . В этой связи, необходимо определить цель данной работы, которая заключается в рассмотрении государственного строя Германии.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть законодательную власть в Германии;
- выделить особенности исполнительной власти ФРГ;
- рассмотреть особенности судебной власти ФРГ;
- рассмотреть политические партии Германии;
- обозначить специфику местного управления в Германии.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии государственного строя Германии.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы государственного строя Германии.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, аналитический, синтетический, формально-логический методы.
Структура. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГЕРМАНИИ
1.1 Законодательная власть
Разработанная Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в условиях борьбы буржуазии против феодального господства теория разделения властей сегодня выступает, с одной стороны, необходимым атрибутом демократии и парламентаризма, а с другой - камнем преткновения в многочисленных научных дискуссиях .
В современном государстве властные механизмы сложны и предполагают некое переплетение полномочий разных органов власти с явным отступлением от классических постулатов теории разделения властей. В связи с этим стала хрестоматийной фраза К. Хессе о том, что разделение властей «нигде не осуществляется в чистом виде» .
Реализация принципа разделения властей предполагает разделение не просто функций, но властных центров, что не нарушает единства государственной власти, т.е. единства стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов.
По форме своего государственного устройства ФРГ выступает парламентской республикой. По Основному закону власть президента существенно ограничена, значимо больше властных полномочий было предоставлено канцлеру (премьер-министру).
Законодательная власть образована двухпалатным парламентом: верхней палатой – бундесратом и нижней палатой - бундестагом.
Некоторые правоведы обозначают парламентом лишь Бундестаг, а Бундесрат выступает, по их мнению, представительным органом земельных правительств. Аргументируется подобная позиция тем, что Бундесрат не может быть избран, а имеет только членов земельных правительств, которые входят в его состав по должности.
На наш взгляд позиция, которое представляет германский парламент двухпалатным, считается более аргументированной. Так как, мировой практике известны разнообразные процедуры создания верхних палат парламентов (например - прямые выборы, назначение главой государства и прочее). Тут существенная не столько процедура наделения определенным мандатом, как сам факт представительства интересов субъекта в федеральном парламенте. Кроме того, если вычленить Бундесрат из состава парламента, то с учетом существующей процедуры принятия закона при некоторых условиях лишь Бундесратом получается, что законодательствует в демократическом правовом государстве не парламент, а какой-то другой орган. Что является не верным. Следовательно, необходимо считать германский парламент двухпалатным, который состоит из Бундестага и Бундесрата .
Германский бундестаг и бундесрат выполняют как законосовещательную, так и законодательную функции на федеральном уровне и имеют полномочия своим большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить различные изменения в конституцию.
Бундестаг выступает главной палатой парламента ФРГ. Правительство будет находиться у власти до тех пор, пока такое правительство поддерживается большинством голосов в бундестаге. Депутаты выбираются голосованием в два тура сроком на четыре года. В основном член кабинета министров параллельно выступает также депутатом бундестага.
В данной палате парламента используется смешанная избирательная система. Пятьдесят процентов Бундестага (это 299 депутатов) может быть избрана по земельным спискам на базе пропорциональной избирательной системы, а другая часть избирается по одномандатными избирательным округам на базе мажоритарной системы относительного большинства. На сегодняшний день партийный расклад таков: 311 депутатов представляют ХДС, 193 - СДПГ, 64 - левые, 63 - зеленые.
Законопроект имеет право вынести любой депутат, бундесрат или федеральное правительство. Для прохождения законопроекта необходимо обычное большинство голосов депутатов. Главная деятельность над трудными законопроектами осуществляется в комитетах и комиссиях бундестага. Распределение мест в комитетах и комиссиях между представителями различных партий проводится в зависимости от численности той либо другой партийной фракции.
Бундесрат. Данная палата как представительный орган земель - субъектов немецкой федерации образуется правительствами земель, а также включает министров-президентов, т.е. глав земельных правительств, и министров земельных правительств, число которых будет зависеть от численности населения конкретной земли. Каждая земля обязана быть представлена как минимум тремя членами. При численности населения земли превышающей два миллиона человек от данной земли в Бундесрат избирается четыре представителя. В том случае, если население земли будет больше шести миллионов человек, то направляется пять представителей, а численность населения выше семи миллионов – шесть представителей.
В том случае, если проведенный через бундестаг закон будет затрагивать интересы шестнадцати германских земель, он обязан быть одобрен бундесратом. Вопросы, которые касаются суверенных прав федеральных земель, в том числе как финансовые, так и административные, как правило выступают предметом разнообразных дискуссий и споров, и в основном только немного более половины всех законопроектов протекает через верхнюю палату парламента. Помимо этого, бундесрат правомочен выносить отрицательное заключение по любому из вносимых законопроектов, однако только далеко немногие из них не могут получить одобрения в верхней палате. Члены такой палаты парламента как бундесрат не могут быть избраны населением, а выставляются каждым из земельных парламентов. Делегация, которая представляет ту либо другую федеральную землю, имеет право на голосование в бундесрате на основании инструкций
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметзянова Э.Р. Влияние концепции судебного федерализма на организацию судебных систем России и Германии // Российская юстиция. 2009. № 10. С. 11 - 14.
2. Гриценко Е.В. Роль конституционного суда в обеспечении прямого действия Конституции в Германии и России // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 1. С. 14 - 15.
3. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М., 2000. С. 311 - 312.
4. Ерыгина В.И. Основные направления взаимодействия парламента и органов судебной власти // Научные труды. Российская академия юридических наук. М.: Юрист, 2015. Вып. 15. С. 126 - 133.
5. Закон Федеративной Республики Германия о Конституционном Суде Федеративной Республики Германия от 12 марта 1951 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.11.2018.
6. Закон Федеративной Республики Германия о судоустройстве от 27 января 1877 г. (Gerichtverfassungsgesetz, GVG) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.11.2018.
7. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007. С. 23.
8. Коновалова Л.Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 39 - 54.
9. Коновальчиков Я.А. О контроле, осуществляемом политическими партиями в избирательном процессе // Российский юридический журнал. 2017. № 4. С. 74 - 80.
10. Конституции Берлина от 23 ноября 1995 года «Берлин является немецкой землей и одновременно городом. Берлин есть земля Федеративной Республики Германия» // https://www.berlin.de/rbmskzl/regierenderbuergermeister/verfassung/ (дата обращения: 17.11.2018).
11. Мандрыка Е.В. Полномочия судебной власти в России и Украине: сравнительно-правовой анализ // Российский судья. 2007. № 4. С. 44 - 46.
12. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. 692 с.
13. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 371 - 372.
14. Основной закон Федеративной Республики Германия (Принят 23.05.1949) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
15. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Официальный сайт Бундестага ФРГ. URL: http://www.btg-bestellservice.de/pdf/80201000.pdf (дата обращения 16.11.2018).
16. Синцов Г.В. Принцип равноправия объединившихся в федерацию субъектов как основополагающий принцип немецкого федерализма // Международное публичное и частное право. 2017. № 4. С. 45 - 47.
17. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2011. С. 288.
18. Хессе К. Основы конституционного строя ФРГ. М., 1981. С. 276 - 277.
19. Электронный ресурс: http://starweb.hessen.de/cache/hessen/landtag/enquetekommissionverfassung/Hessische%20Verfassung.pdf (дата обращения: 17.11.2018).
20. Электронный ресурс: http://www.gesetze-bayern.de/Content/Document/BayVerf?AspxAutoDetectCookieSupport=1 (дата обращения: 16.11.2018).
21. Электронный ресурс: https://www.wahlen-berlin.de/wahlinfos/mfo_Rechtsgmndlagen.asp?sel1=1300&sel2=1300 (дата обращения 16.11.2018).